Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является изучение Государственного регулирования экономики и в частности экономики России в современных экономических условиях финансово-экономического кризиса, а также следующие задачи:
Во-первых, определить экономическую сущность государственного регулирования экономики.
Во-вторых, рассмотреть функции и методы государственного регулирования экономики.
В-третьих, проанализировать современное состояние государственного регулирования экономики в РФ.
Источник: Росстат.
Впрочем,
добиться эффективного сочетания антикризисной
(или даже восстановительной
Ситуация в чем-то напоминает 1920-е годы. Тогда советское руководство поставило задачу не только обеспечить восстановление экономики после семи лет войны, но и одновременно приступить к ее реконструкции (структурному обновлению). На практике это оказалось невозможным: с одной стороны, восстановление произошло слишком быстро, с другой — у государства не было реальных ресурсов, необходимых для структурного маневра. Начать реконструкцию до восстановления экономики (или параллельно с этим процессом) не получилось. Ее стали осуществлять позднее, причем сверхжесткими методами, что во многом было реакцией на нежелательные социально-политические результаты восстановления докризисной системы.
Общим
приоритетом социально-
Другая проблема — необходимость осознать комплексный характер модернизации. Она не может ограничиваться только отдельными секторами экономики (преимущественно военно-промышленным комплексом) или даже всей экономикой, а должна распространиться на все основные стороны жизнедеятельности общества, одновременно охватывая экономическую, политическую и социальную сферы. В свою очередь, это вызовет и культурное (идеологическое) обновление.
Среди приоритетных направлений экономической политики в области антикризисной модернизации можно выделить следующие.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности; осуществление курса на снижение и поддержание инфляции на уровне ниже 5%; разработка стратегий прекращения мер фискальной поддержки экономики и постепенного сокращения бюджетного дефицита; координация мер денежной и бюджетной политики с целью не допустить неконтролируемого роста денежной массы и нового всплеска инфляции в 2011-2012 гг.
Второе. Повышение эффективности бюджетных расходов. Решение этой комплексной проблемы должно осуществляться по нескольким направлениям: совершенствование бюджетного процесса и обеспечение его непрерывности, когда расходы бюджета направляются на оплату выполненных работ или оказанных услуг, а не привязываются к формальным рамкам календарного года; реформа бюджетных учреждений, выделение казенных, бюджетных и автономных учреждений и изменение механизмов их финансирования; совершенствование системы госзакупок.
Третье. Переход от политики консервации занятости к политике стимулирования создания новых рабочих мест и повышения мобильности рабочей силы. Это предполагает: прекращение административного давления на предприятия с целью сохранения занятости; увеличение финансирования программ поддержки безработных и их переобучения; создания новых рабочих мест; разработку программы переселения и поиска рабочих мест для жителей неперспективных моногородов.
При осуществлении мер социальной стабилизации необходимо следовать принципу: государство помогает людям, а не предприятиям, их высшим менеджерам или собственникам. Важность поддержки предприятий (особенно крупных) часто объясняют количеством занятых на них работников. Однако задачи структурного обновления экономики не предполагают сохранение всего набора существующих предприятий и поддержание текущего уровня занятости. Более того, модернизация неизбежно означает повышение уровня безработицы, рост с отстающим уровнем занятости. Поэтому поддержка высвобождаемых работников — необходимый элемент модернизационной политики.
Четвертое. Стимулирование модернизации и развитие средне- и долгосрочного кредитования среднего и малого и средне-крупного (неолигархического) бизнеса; реализация программы приватизации в его пользу; существенное дерегулирование условий ведения бизнеса; снижение административной нагрузки на бизнес (особенно крупный и средний), включая налоговое администрирование; принятие административных регламентов по оказанию государственных услуг.
Пятое. В антимонопольной политике важно выделить два аспекта — собственно преодоление монополизма (антитраст) и стимулирование конкуренции. Первый аспект имеет ограниченное значение и в некоторых случаях (например, по отношению к быстро растущим новым секторам и предприятиям) может быть даже опасен, препятствуя внедрению инноваций. Сам по себе антитраст не может привлечь на рынок новые компании и стимулировать приток инвестиций и инноваций. Эти задачи решаются только позитивными средствами — действиями на стороне бизнеса, а не против него. Приоритетом должно стать обеспечение условий для развития конкуренции: снижение барьеров для бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры поддержка инноваций.
Шестое. Приватизация части национализированных или приобретенных Внешэкономбанком активов, в том числе путем создания паевых фондов или передачи в трастовый фонд пенсионной системы. Это помогло бы преодолеть последствия революционной приватизации 1990-х годов, которая будучи весьма эффективной с политической точки зрения, обеспечила должной легитимности сложившихся отношений частей собственности.
Седьмое. Развитие интеграционных процессов, начиная с достраивания Таможенного союза до Единого экономического пространства (ЕЭП). При формировании ЕЭП целесообразно ориентироваться на гармонизацию с законодательством ЕС (в той мере, в которой это не вредит экономическому росту), что позволит активизировать процесс интеграции ЕЭП и ЕС. Не менее важно завершить переговоры по присоединению к ВТО, а также вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития. Этот процесс, если действовать последовательно, окажет долгосрочное влияние на институциональную модернизацию в России: ведь в рамках интеграционных объединений мы получаем фактически конкуренцию юрисдикций, что заставит страны-партнеры создавать более благоприятные условия для бизнеса и граждан.
Восьмое. Уточнение подходов к пенсионной реформе и реформе медицинского страхования; повышение общественной востребованности накопительной пенсионной системы и долгосрочной финансовой устойчивости распределительной системы; увеличение продолжительности переходного периода к новым ставкам и тарифам.
Девятое. Решение проблемы моногородов.
И, наконец, десятое (последнее по порядку, но не по значению) — приоритетность отраслей, связанных с накоплением человеческого капитала, прежде всего образования, здравоохранения, пенсионной системы. Кризис лишь повысил актуальность развития социально-гуманитарного сектора как ключевого направления и фундамента модернизации.
Заключение
Итак,
мы выяснили, что старое социалистическое
понятие о государственном
Мы рассмотрели эволюцию взглядов учёных-экономистов на сущность государственного регулирования.
Изучили функции и методы государственного регулирования экономики, их основные различия, преимущества и недостатки, условия их применения в том или ином случае.
Определили российский вектор развития теории государственного регулирования экономики, его достоинства и недостатки.
Выявили дифференсацию государственного регулирования экономики в различных странах.
Проанализировали текущее состояние экономики РФ, а именно проблемы непосредственно связанные с негативным состоянием системы государственного регулирования, выделили из них главные и второстепенные.
Предположили возможные пути решения возникших проблем в экономике путём государственного регулирования. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
Оно
создает условия для
Как
мне кажется, основная задача государства
состоит в том, чтобы удерживать
"золотую середину" в сфере
влияния на рыночную экономику.
Список использованных источников
Информация о работе Государственного регулирования экономики