Государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной курсовой работы является изучение Государственного регулирования экономики и в частности экономики России в современных экономических условиях финансово-экономического кризиса, а также следующие задачи:
Во-первых, определить экономическую сущность государственного регулирования экономики.
Во-вторых, рассмотреть функции и методы государственного регулирования экономики.
В-третьих, проанализировать современное состояние государственного регулирования экономики в РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.29 Кб (Скачать)

     Сомнениями  по поводу якобы неизменной высокой  эффективности антитрестовской  политики государства полны страницы многих западных учебников и монографий. Например, американский экономист П. Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антитрестовское регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, - подчеркивает Хейне, - что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни». [8,стр.296]

     Сглаживание макроэкономических колебаний

     Явление цикличности, свойственное рынку, порождает  массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства. Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема — сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда.

     Политика  поддержания доходов

     Это - особый пункт. Неравенство в распределении  доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов.

     Правовое  обеспечение функционирования рыночного механизма

     Рынок представляет собой систему добровольного  обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). В связи с этим напомним, что под государством в широком смысле слова подразумевается «набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество». [10,стр. 25]

     На  государство возлагается серьезная задача - защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. В этом случае мы вновь видим пример того, как деятельность государства экономит транзакционные издержки. Конечно, можно представить себе, что каждый продавец или покупатель создают на частной основе собственную системы защиты своих прав собственности. Примером такого решения во многих отношениях является переходная экономика России, когда не только мелкие лавочки, но и довольно солидные фирмы прибегают к помощи различных «крыш», «братвы» и прочих криминальных группировок. Сам факт их существования говорит о том, что государство плохо справляется с задачей охраны прав собственности. Но суммарные транзакционные издержки такой частной системы защиты прав очень велики. Как отмечал видный английский социолог Карл Поппер «... промышленное общество, основанное на рыночных отношениях и предлагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона».4

     Итак, прежде всего, государство должно обеспечивать право частной собственности. Хозяйствующий  агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности.

     Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

     Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

 

     

     2.Методы государственного регулирования экономики

     Для того, чтобы выработать верную экономическую  политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, что во- первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.

     Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики», Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается на терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и тд.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

     Важнейшая проблема, на которой остановился  Тинберген, - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

     Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

     По  отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

     Взаимозаменяемость  целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы.

     Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.

     Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции

     По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

     Тинберген считал, что в целевую функцию  следует ввести 8 элементов:

  1. Объем государственных расходов.
  2. Темп изменения реальной заработной платы.
  3. Уровень занятости.
  4. Индикатор распределения доходов,
  5. Размеры инвестиций.
  6. Совокупный спрос.
  7. Уровень производства.
  8. Сальдо платежного баланса.

     Позже, в 1970-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

  1. Полная занятость.
  2. Стабильность цен.
  3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.
  4. Устойчивый уровень экономического развития.

     В конце 1980-х - середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать  лишь 2 задачи:

  1. Полная занятость.
  2. Борьба с инфляцией.

     Некоторые экономисты считают, что лучше избрать  один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия.

     Для стран с развивающимися рынками  таким стратегическим направлением государственной политики, как показывает практика 1990-х гг., является борьба с высокой хронической инфляцией.

     Цели  макроэкономической политики реализуются  путем государственного регулирования.

     Выделим главные формы и методы вмешательства  государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

     Прямое  вмешательство. Во всех промышленно  развитых странах существует более  или менее значительный по своим  масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

     Во  всех промышленно развитых странах  становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.) Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

     Прямое  вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.

     Косвенное вмешательство предполагает осуществление  государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

     Налогово-бюджетная  политика – это воздействие государства  на уровень деловой активности посредством  изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная  политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

     Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой  комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

     Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремится обеспечить благоприятные условия для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

     Важнейшими  Инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нор мы банковского резервирования.

     Операции  на открытом рынке являются важнейшим  направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства) и государственные облигации (долгосрочные - до 30 лет - ценные бумаги).

     Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта) по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.

Информация о работе Государственного регулирования экономики