Государственное регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования заработной платы.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность категории заработной платы, прожиточный минимум и минимальный размер заработной платы. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы и то, как эти формы и системы применяются.

Оглавление

Введение
1.Понятие и сущность заработной платы 14
2. Функции заработной платы……………
3.Прожиточный минимум 17
4.Минимальный размер оплаты труда 18
5.Единая тарифная сетка 18
6. Формы и системы оплаты труда
7.Регулирование заработной платы и его основные принципы 23
8. Методы правового регулирования оплаты труда
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование заработной платы РБ.docx

— 48.71 Кб (Скачать)

политика трехстороннего сотрудничества. 

Все их элементы имеют  место в Беларуси. Но при чрезмерной дифференциации заработной платы, централизованная политика в области оплаты труда  вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование  доходов может стимулировать  черный рынок.   

Поэтому главная  надежда – политика сотрудничества, в частности, по вопросам утверждения  уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда. 
 
 

8.Методы правового  регулирования оплаты труда.  

Известно всего  два способа правового регулирования  оплаты труда - это государственное  нормирование и договорное регулирование.  

Государственное нормирование - это установление государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты. В Беларуси государственное  нормирование в течение долгих лет  являлось главным методом в связи  с приоритетом государственной  собственности и всепоглощающим государственным контролем за мерой  потребления и мерой труда. В  настоящее время, в условиях рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет тенденцию  к дальнейшему сужению. Государству  оставлена защитная функция, при  этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия  производства как таковые. Защищая  интересы работников, государство устанавливает  минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов  работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем  в отношениях с госслужащими, оно  нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания - способ прямого  нормирования. Если же государство  прямо не устанавливает размеры  оплаты, а влияет на них через  налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) - это способ косвенного нормирования.  

Подоходный налог  осуществляется по прогрессивной шкале - та часть дохода, которая не превышает  размера минимального заработка, не облагается налогом, а по мере роста  доходов увеличивается и ставка налога.  

В соответствии с  законодательством о налогообложении  прибыли предприятий, в составе  затрат, входящих в себестоимость  продукции, должна учитываться величина расходов на зарплату работников, которая  не превышает 4-кратного размера минимального заработка в Беларуси в среднем  на одного работника. Если же предприятие  превышает этот предел,- сумма превышения облагается налогом.  

Договорное регулирование  заключается в том, что оплата труда, которая является основным условием использования труда наемного работника, подвержена влиянию не только со стороны  стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем, чем больше экономической  и правовой свободы у сторон трудового  договора,- тем шире радиус этого  соглашения.  

Фактически во всех странах с рыночной экономикой договорное регулирование с большим отрывом  преобладает над нормативным,- это  характерная черта их правовых систем.  

Нормативная база договорного  регулирования оплаты труда - Закон  РФ "О предприятиях и предпринимательской  деятельности", закрепляющий за предприятием право по собственному усмотрению определять размер, системы и формы оплаты труда; вышеназванное право реализуется  в коллективном договоре 

Коллективно-договорное регулирование выражается в двух правовых формах - в коллективном договоре и коллективном соглашении.  

Коллективный договор  является основной правовой формой договорного  регулирования, в нем устанавливаются  системы, формы, размер оплаты труда. Содержание коллективного договора не может  ухудшать положение работника и  по сравнению с законодательством, и по сравнению с коллективными  соглашениями, действие которых распространяется на данное предприятие.  

Коллективные соглашения заключаются между объединениями  работодателей и государственными органами, а также между объединениями  органов, уполномоченных работниками. Они предусматривают общие принципы политики в оплате труда - генеральное  соглашение; условия оплаты труда  работников конкретной отрасли - тарифное, или отраслевое, соглашение либо конкретного  района - специальное, или региональное, соглашение. Их содержание не может  ухудшать положение работников по сравнению  с законодательством; они обязательны  для всех предприятий, на которые  коллективные соглашения распространяются.  

Индивидуально-трудовое регулирование (работник - работодатель) конкретизирует условия оплаты, содержащиеся в законодательстве, коллективных соглашениях  и договорах, относительно определенного  трудового отношения. Кроме общих  условий оплаты, возможна и договоренность между сторонами об индивидуальных (при этом положение работника  не должно ухудшаться. Также индивидуально  определяется размер тарифной ставки (должностного) оклада работника, размер надбавок и доплат и иные условия. Данные соглашения сторон, касающиеся условий оплаты, обязательно должны быть включены в трудовой договор.  
 
 

         

Заключение 
 

Из моей курсовой работы видно, что заработная плата  – это сложное понятие, поскольку  оно отражает отношения между  собственником капитала и наёмным  работником, которые складываются на рынке труда и в производстве новой стоимости. И её величина зависит  от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов. 

Во-первых, размер заработной платы человека зависит от величины стоимости его рабочей силы. Для  каждой группы работников такая стоимость  имеет нижний и верхний уровни. Наименьшим пределом является сумма  стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности  труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности – размер средств, идущих для простого поддержания  жизнедеятельности работников, и  устанавливается минимальный уровень  заработной платы. Верхняя граница  стоимости рабочей силы учитывает  дополнительные затраты на получение  высокой квалификации и удовлетворения социально-культурных потребностей. 

Во-вторых, размеры  заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства  лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий. 

В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень  развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста  производительности труда, степени  развитости рабочей силы, нормального  для данного общества качества жизни  и иных факторов. 

В-четвёртых, на величину оплаты труда влияют рыночные факторы. Конкуренция между наёмными работниками  ведёт к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определённой профессии с равным уровнем образования и квалификации. 

Все рассмотренные  факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость  применять разные формы заработной платы.

Для Беларуси в настоящее  время характерно значительное неравенство  в распределении доходов.

Неравенство доходов  существенно увеличилось в последнее  десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс. 

Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят результата, в связи с ухудшающимся общим  экономическим положением в стране.

Учитывая «слабость» власти, а как следствие бурное развитие теневой экономики и  «бегство» капиталов за границу, а также упадок производства и  низкую «собираемость» налогов, нетрудно предположить, что неравенство доходов  в ближайшей перспективе будет  только усугубляться.

Для выживания населения  Беларуси в  необходимы кардинальные меры в области:

стимулирования промышленного  производства;

наведения порядка  в сборе налогов;

экспорта капитала за границу

 социальных программ  для беднейшего населения и  по всей видимости гуманитарная  помощь экономически развитых  стран. 
 

Список использованных источников

Всеобщая декларация прав человека,// Международное право  в документах: Учеб. пособие / Сост. Н.Т.Блатова. М., 1982.

Конституция Республики Беларусь №2875-XII от 15.03.1994г. (в ред. от 17.11.2004г.) // Консультант Плюс Беларусь/ООО  «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь –  Минск, 2005. 
 

Зарегистрировано  в Национальном реестре правовых актов 

Республики Беларусь 15 апреля 2005 г. N 5/15838 
 
 

3.ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА  МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

11 апреля 2005 г. N 382 
 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ  И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ 

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 8 АВГУСТА 1996 Г. 

N 521 И ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 1003 
 

Важенкова Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь / Т.Н. Важенкова. - Минск: Молодежное науч. об-во, 2003. - 180 с.

Греченков А.А. Трудовое право:(Основные положения в вопросах и ответах): Учеб. пособ. / А.А. Греченков. - Минск: Веды, 1997. - 86 с.

Зайкин А.Д. Экономико-правовое регулирование труда и заработной платы: Учеб. для вузов / А.Д. Зайкин: К.С. Ремизов. - Москва: ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - 328 с.

Кеник К.И. Практикум  по трудовому праву: учеб. пособ. для  вузов / К.И. Кеник: Т.Н. Важенкова. - Минск: Амалфея, 2002. - 336 с. 

Круглов В.А. Трудовое право Республики Беларусь: Краткое  изложение курса / В.А. Круглов. - Минск: Дикта, 2004. - 448 с.  

      6.Трудовое  право: Учеб. для студ. вузов / под  общ. ред. В.И. Семенков. - 2-е  изд.,   перераб. и доп. - Минск:  Амалфея, 2002. - 672 с.  
 

10 Ведомости Национального  собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 16 - 17, ст. 322. 
 
 

  

  

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы