Государственное регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования заработной платы.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность категории заработной платы, прожиточный минимум и минимальный размер заработной платы. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы и то, как эти формы и системы применяются.

Оглавление

Введение
1.Понятие и сущность заработной платы 14
2. Функции заработной платы……………
3.Прожиточный минимум 17
4.Минимальный размер оплаты труда 18
5.Единая тарифная сетка 18
6. Формы и системы оплаты труда
7.Регулирование заработной платы и его основные принципы 23
8. Методы правового регулирования оплаты труда
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование заработной платы РБ.docx

— 48.71 Кб (Скачать)

    Рассматриваемое  регулирование осуществляется по  трем основным направлениям: обучение, подготовка и переподготовка  рабочей силы; социальная защита  населения от негативных последствий  рынка; формирование эффективно  функционирующего рынка труда.

    Государственная  поддержка и развитие образования  является важнейшей задачей социальной  политики всех цивилизованных  стран. Масштабы и интенсивность  расходов на развитие и профессиональную  подготовку трудовых ресурсов  непрерывно нарастают. На реализацию  образовательных программ во  многих западных странах выделяются  средства в объеме 2 – 3% ВНП,  однако они с лихвой окупаются  за счет увеличения эффективности  использования квалифицированной  рабочей силы. Расходы на развитие  трудовых ресурсов, поступающие  из государственного бюджета,  непосредственно от фирм, как  правило, не облагаются налогами.

    Фирмы  бизнеса предпочитают инвестировать  средства на обучение работников  профессиональным знаниям, которые  можно использовать на данном  конкретном предприятии с его  специфическими технологиями и  организацией производственного  процесса. Расширенному воспроизводству  и развитию высококачественных  трудовых ресурсов служит государственное  финансирование дошкольного, школьного,  среднего специального, высшего  и научного образования; подготовки  и переподготовки специалистов; а также системы здравоохранения,  культуры и спорта. Все это  направлено на развитие интеллектуальных  и духовных потребностей человека.

    Для государства  эффект от инвестиций в человеческий  капитал, в образование оказывается  комплексным. Инвестиции в человеческий  капитал способствуют повышению  эффективности труда и производства, создают основу для получения  высокой заработной платы в  перспективе, снижают риск безработицы  и сокращают время поиска работы. Высокие доходы образованных  слоев населения расширяют общий  объем спроса и стимулируют  рост производства товаров и  услуг. В постиндустриальном обществе  теоретические знания превращаются  в важнейший стратегический ресурс  и фактор экономического роста. 

    Одной  из главных целей политики  государства является повышение  занятости всего населения. Государство  – гарант занятости, оно должно  обеспечивать защиту социально  уязвимых групп населения в  сложных ситуациях высвобождения  рабочей силы. Кроме выдачи пособий  по безработице, государство активно  поддерживает мелкое и среднее  предпринимательство, предоставляет  каждому ищущему работу информацию  о вакантных местах по профессиям, отраслям, регионам страны, обеспечивает  возможности для перемещения  рабочей силы, организует общественные  работы, приобретающие особо важное  значение в период массовой  безработицы.

    Активное  госрегулирование безработицы предполагает  позитивное воздействие на имеющийся  уровень занятости путем создания  необходимых условий для увеличения  числа рабочих мест. В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке. Важной частью рынка труда являются федеральные, региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке – безработных, инвалидов, иммигрантов, молодежи.

    Социальная  защищенность наемных работников  достигается установлением государственного  минимума заработной платы, который  должен обеспечить нормальные  условия для воспроизводства  работников и членов их семей.  Величина минимальной заработной  платы увязывается с тем физиологическим  минимумом, который призван обеспечить  простое воспроизводства рабочей  силы. Ее важная роль в России  определяется еще и тем, что  минимальная ставка заработной  платы лежит в основе единой  тарифной системы, в соответствии  с которой оплачивается труд  работников большинства госбюджетных  предприятий и организаций.

    В условиях  инфляции в некоторых странах  государство использует механизм  не допускающий снижения реальной  заработной платы. Осуществляется  это путем индексации заработной  платы, то есть ее периодического  увеличения пропорционально росту  потребительских цен. Поскольку  эта мера вносит существенные  коррективы в механизмы рыночного  саморегулирования и носит инфляционный  характер, то желательно не прибегать  к индексации, а устранить причину  ее возникновения. 

    Государственное  регулирование не должно, однако, использоваться для подавления  рыночных саморегулирующихся механизмов, препятствовать реализации требований  экономической эффективности, ограничивать  мобильность рабочей силы. Достаточно  высокая занятость населения  должна обеспечиваться не сохранением  излишней численности работников, а созданием новых рабочих  мест, стимулированием роста производства  и развития малого бизнеса,  путем устранения всех припятствий  к участию в экономической  жизни общества новых категорий  трудоспособного населения.

    Все рассмотренные  направления не исчерпывают всех  мер воздействия государства  на рынок труда. Наряду с  ними существует комплекс мер  косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная,  финансовая и др. виды экономической  политики государства. Значительное  влияние на рынок труда оказывает  и законодательство в области  социального обеспечения, трудовых  отношений, гражданских прав. 
 
 

5.Основные принципы  регулирования заработной платы 

Правовое регулирование  заработной платы — это закрепление  нормами права условий и порядка  ее начисления, индексации, выплаты, получения  и т.п.

Необходимость правового  регулирования заработной платы  не вызывает сомнений. Нормы, определяющие основные подходы к регулированию  оплаты труда, существуют во всех странах  независимо от способа организации экономики. При этом, как правило, используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного и договорного.

Сочетание государственного и договорного регулирования  свойственно и для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на следующих основных принципах правовой организации  заработной платы:

• принцип оплаты по труду (его количеству и качеству) и результату (стоимости труда);

• принцип равной оплаты за равный труд (запрещение дискриминации  в области оплаты труда);

• принцип объективной  дифференциации заработной платы (в  зависимости от особых условий труда, его сложности и т.п.);

• принцип гарантированности  заработной платы (гарантии минимальной  заработной платы; гарантии определенных размеров заработной платы при выполнении работником необходимых условий);

• неприкосновенность заработной платы;

• недопустимость ограничения  размеров заработной платы;

• свобода распоряжения заработной платой.  

Из требований экономических  законов может быть сформулирована система принципов регулирования  оплаты труда , включающая:

принцип  оплаты по затратам и результатам, который  следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода  времени вся система организации  оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует  требованиям  современного уровня развития экономики. В настоящее время  более строгим является принцип  оплаты по затратам и результатам  труда, а не только по затратам.

принцип  повышения  уровня оплаты труда на основе роста  эффективности  производства, который  обусловлен, в первую очередь, действием  таких экономических законов, как  закон повышающейся производительности  труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности  производства.

принцип опережения роста производительности общественного  труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван  обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.

принцип материальной заинтересованности в повышении  эффективности труда следует  из закона повышающейся производительности труда  и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать  работника  в повышении эффективности  труда. Реализация этого принципа в организации  оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма. 

Заработная плата  тесно связана с производительностью  труда. Производительность труда - важнейший  показатель эффективности процесса труда, представляет собой способность  конкретного труда воздавать  в единицу времени определенное  количество продукции. А заработная плата, относящаяся к денежному  вознаграждению, выплачиваемому работнику  за выполненную работу. 

Заработная плата, будучи основным источником доходов  трудящихся, является формой вознаграждения  за труд  и формой материального  стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную  работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация  заработной платы непосредственно  влияет на темпы  роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся.  

Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации  труда, оказывает доминирующее влияние  на производительность. Организация  не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам  и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей  людей к работе. Для того, чтобы  обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать  заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции.  

Например, в строительстве  в качестве показателей производительности труда используется либо выработка  одним рабочим определенного  количества продукции за установленный  период, либо трудоемкость производства единицы определенного вида работ.  

Основным показателем  производительности труда в строительстве  является годовая  выработка на одного работника , занятого на строительно-монтажных  работах  и в подсобных производствах. Этот показатель стоимостный. Используются также  натуральные показатели трудоемкости отдельных видов работ, исчисляемые  в виде затрат труда в человеко-днях на единицу работ. А также существуют другие показатели.  

Заработная плата  может действовать как фактор, дестимулирующий  развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается  оплатой сверхурочных. Сам факт более  крупных  затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения  большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений.  

Линия поведения  должна заключаться в том, чтобы  поощрять то, что способствует росту  производительности. В деятельности по организации оплаты  труда  предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется  компетентными государственными органами. 

Государственное регулирование  заработной платы  

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания  мер  государственного воздействия  с системой договоров. 

Государственное регулирование  оплаты труда включает:

законодательное установление и изменение минимального  размера  оплаты труда  в РБ;

налоговое регулирование  средств, направляемых на оплату  труда  предприятиями, а также  доходов  физических лиц;

установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

установление государственных  гарантий по оплате труда. 

Регулирование оплаты труда на основе договоров  и соглашений обеспечивается: генеральными, территориальным, коллективными, индивидуальными договорами  (контрактами). 

Существуют три  типа политики в области доходов  и заработной платы:

контроль за инфляцией  с помощью  налогов и фискальных мер;

регулирование  доходов  на основе государственных правил и  положений;

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы