Государственное регулирование внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2) проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Внешнеэкономические связи: сущность и содержание……………………..4
1.1 Понятие внешнеэкономических связей и их классификация……………..4
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………………9
2. Оценка внешнеэкономических связей России……………………………..15
2.1 Анализ структуры, динамики внешнеэкономических связей России…..15
2.2 Регулирование внешней торговли России…………………………………20
2.3 Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ…………………..23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 138.32 Кб (Скачать)

        Однако потенциальные возможности внешнеторгового обмена в России не используются должным образом. А это чревато усугублением критериев экономической безопасности страны ввиду происходящих сегодня серьёзных изменений на мировом рынке. Дело в том, что сформировавшаяся в новой      России экономика усиливает перекос двоякого рода: чрезмерную зависимость от экспорта топлива и сырья и систематическое отставание обрабатывающей промышленности. Выход из этой ситуации может обеспечить только государство.

        Неолиберальная политика не всегда эффективна, так как требует от государства невмешательства как раз в то время, когда оно особенно необходимо. Олигархический капитализм и сегодня по-прежнему в силе. В последние годы он видоизменился - стал своеобразным государственно-монополистическим капитализмом с паразитическими и криминальными чертами, вопиющим неравенством доходов, бедностью, а точнее - нищетой значительной части населения, разгулом преступности, коррупцией, паразитизмом богатого класса, неэффективностью многих управленческих звеньев.

        Властные структуры должны понимать необходимость выработки реальных путей выхода из сложившейся ситуации. А выход здесь один - отказаться от олигархического капитализма как главной опоры государства, отвергнуть главный принцип либералов "меньше государства в экономике" и перейти к построению смешанной экономики на рыночных принципах (т.е. отказаться от "чистого", нерегулируемого капитализма), где непосредственное участие государства в развитии реального сектора экономики в виде госсектора и регулирующие функции государства в остальной экономике должны стать ведущими принципами на долговременную перспективу. Только такой путь может вывести страну из перманентного кризиса, преодолеть перекосы в структуре экономики и социальной сфере, стабилизировать социально-экономическую ситуацию, уменьшить и, в конце концов, ликвидировать вопиющие диспропорции, наблюдающиеся сейчас во всех сферах общественной жизни страны.       

           Положительный опыт государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран как раз свидетельствует о необходимости перехода Российской Федерации на другую экономическую модель.

Приватизация большинства промышленных предприятий в России не привела к повышению эффективности их работы. Требование Нео либералов (по указанию МВФ) разукрупнить и приватизировать естественные монополии приведёт к дальнейшему спаду промышленного производства, то есть усугубит процесс индустриализации страны, а значит, приведёт к окончательной потере Россией своих державных признаков.

            России необходимо отказаться от курса всяческого сдерживания бюджетных расходов. Возрождение российской экономики настоятельно требует (по мнению, как российских экономистов-государственников, так и видных западных специалистов, например, американских учёных Кеннета Эрроу, Маршалла Голдмана, Джозефа Стиглица и других) стимулирования спроса (методами повышения бюджетных расходов) и предложения (методами налоговой политики).

            Безудержное присвоение прибавочного продукта и значительной части необходимого продукта (за счёт поддержания низкого уровня зарплат наёмных работников) со стороны формирующегося класса российских предпринимателей привело в России к беспрецедентному социальному расслоению, какого и близко не наблюдается, например, в союзной Белоруссии.

            Необходимо принять меры по увеличению доли зарплаты наёмных лиц (кроме топ-менеджеров крупных компаний) в ВВП с 30% до среднеевропейского уровня в 50-60%. Ведь чрезмерно малая доля оплаты труда в ВВП тормозит рост экономики, делая невозможным реализацию продукции на внутреннем рынке. В результате Россия потребляет и использует меньше продукции, чем выпускает. И, следовательно, может поддерживать экономический рост в основном благодаря превышению экспорта над импортом (в 2008 году объём экспорта - 302 млрд. долларов, а импорта - 137,5 млрд. долларов; в 2010 году прогнозируемый объём экспорта - до 303,6 млрд. долларов, а импорт - до 200,8 млрд. долларов). Неиспользуемый денежный капитал "складируется" основном за океаном в фондах с разными названиями и накапливается в виде огромных валютных резервов. Рост положительного сальдо внешнеторгового баланса означает, что Россия отдаёт мировому рынку больше ресурсов и труда, чем получает взамен. Исходя из установившейся практики развитых стран и учитывая имеющиеся внешние риски в современном мировом хозяйстве, накапливать валютные резервы целесообразно лишь до рубежа годового объёма импорта. Сейчас эти резервы уже насчитывают огромную величину - почти 500 млрд долларов.

            К сожалению, российское правительство избегает серьёзного анализа результатов рыночных реформ, не хочет видеть бедственного состояния экономики и подавляющей части общества, продолжает оставаться на либеральных позициях.

            Из непредвзятого анализа фактов, отсутствующего в публикуемых документах российского правительства, вытекает неотложная потребность пересмотра правительственного курса и выработки новой повестки дня реформ с убедительной структурной, промышленной, валютной политикой и эффективным использованием внешнеэкономических связей, прежде всего, в интересах реального социально-экономического подъёма страны, а не нынешнего гипертрофированного экономического роста, который способен обеспечить, как показывает практика последних лет, лишь инерционное развитие России. В противном случае внешнеэкономический комплекс              Российской Федерации будет по-прежнему оставаться в сильной зависимости от колебаний мировой конъюнктуры и критически влиять на внутреннее экономическое и социальное развитие страны. Подобное положение дел недопустимо с точки зрения пороговых значений обеспечения экономической безопасности России.

            Естественно, при коррекции экономического курса локомотивом экономического роста и устойчивого развития России должен оставаться внутренний рынок. В условиях усиливающейся конкуренции за дефицитные ресурсы между экспортом и растущим внутренним спросом уже в ближайшее время объективно потребуется государственное регулирование доли экспорта в ВВП с целью удержания дефицитных товаров в стране и улучшения пропорций международного обмена как в энергетическом, так и в неэнергетическом секторах отечественной экономики.

            По мнению учёных Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, наблюдаемый в стране растущий спрос на ресурсы со стороны внутреннего рынка, а также обозначившиеся уже сегодня пределы дальнейшего наращивания экспорта отечественных энергоносителей, объективно потребует в ближайшие годы сокращения ныне завышенной экспортной квоты в российском ВВП с 1/3-1/5 до порядка 18-20%. При этом главным критерием в тенденции развития отечественного экспорта должно стать уже не просто наращивание его физического объёма, а повышение стоимости единицы экспорта.

            Что касается отечественных энергоресурсов, необходимо рационально оптимизировать физические объёмы экспорта нефти и природного газа применительно к новому уровню мировых цен. При этом необходимо в полной мере учитывать национальные интересы и исходить из того, что мировая энергетическая безопасность не требует от России "интернационализации" её природных ресурсов. Российский вклад в её обеспечение может осуществляться через посредство внешнеторгового обмена продуктами переработки нефти, газа и другими готовыми энергоёмкими товарами.

            В этой связи государству необходимо конкретизировать функции экспорта и импорта в национальном воспроизводственном процессе. Переход к индустриализации отечественного экспорта и переориентации импорта на инвестиционные цели потребует от экономического блока российского правительства программно-системного обеспечения по стратегическим направлениям развития национальной экономики с опорой на частно-государственное партнёрство, бюджетное финансирование и систему государственного регулирования.

            Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей, по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности - практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3).

            По имеющимся прогнозам, в ХХI веке Азиатско-Тихоокеанский регион перехватит у Европы пальму первенства деловой активности и станет центром мирового экономического развития. Азиатское направление развития внешнеэкономических связей сулит России немалые позитивные перспективы в геоэкономическом и геополитическом плане, в том числе для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, которые нам необходимо сохранить в рамках единой России.

            Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. По мнению большинства экспертов, только при наличии продуманной и долгосрочной политики России в ближнем зарубежье оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к РФ.

            Внешнеэкономические связи с США и Канадой используются Россией в основном для импорта продовольствия, хотя эти страны могли бы стать одним из главных источников импорта самых передовых технологий.

            Неоправданный уход России с рынков развивающихся стран после развала СССР существенно сузил возможности её внешнеэкономического комплекса. Чтобы изменить положение, России нужно вернуться на эти рынки и выстраивать свои отношения с этой группой стран на рыночных принципах, а не на идеологической основе, как это было в недалёком прошлом, когда мы накапливали их долги в ущерб себе.

            Для повышения эффективности внешнеэкономических связей России назрела необходимость разработки комплексной программы их развития и диверсификации с учётом насущных потребностей и внутренних факторов социально-экономического прогресса страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

            2.2 Регулирование внешней торговли России

 

            Регулирование внешней торговли - меры государственного регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.

            Последние годы были весьма благоприятными для российской внешней торговли. В 2008 г. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое и социальное развитие. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2008 году увеличивался высокими темпами, при этом после двухгодичного перерыва экспортная динамика в долларовом выражении вновь опережала расширение импорта. В 2008 г. внешнеторговый оборот РФ составил 210,8 млрд. USD, что на 25% больше, чем в 2007 г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в минувшем году составило 60 млрд. USD, причем на 90% оно было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья (товарооборот по этой статье составил 174 млрд. USD, увеличившись за год на 24,5%). Экспорт в 2008 г. превысил импорт в 1,8 раза, а доля экспорта из России в мировом экспорте выросла в 2008 г. до 1,8% против 1,65% в 2007 г.

Объем внешней торговли России в первом полугодии 2009 г. составил 239,9 млрд. долларов, увеличившись на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

            По статистике, с января по июнь этого года объем торговли между Россией и странами СНГ увеличился на 28 %, составив 36,8 млрд. долларов. Объем торговли России со странами, за исключением стран СНГ, составляет 203,1 млрд. долларов, увеличившись на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.

            В первом полугодии ФРГ явился крупнейшим торговым партнером России, объем торговли между ними составляет 22,7 млрд. долларов, увеличившись на 13,5%. Второе место после ФРГ занимают Нидерланды, объем двусторонней торговли составляет 20,2 млрд. долларов, увеличившись на 13,2%.

            По статистике, в первом полугодии объем экспорта России составил 155,3 млрд. долларов, объем импорта - 84,6 млрд. долларов. Размер положительного сальдо составил 70,7 млрд. долларов, уменьшившись на 15,4 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом показатели внешней торговли России продолжают обеспечивать рекордно высокое сальдо счета текущих операций и служат источником роста золотовалютных резервов Банка Росси, и, соответственно, источником денежного предложения в экономике. Безусловно, подобные показатели наблюдаются благодаря ценовому фактору, хотя физические объемы также продолжают увеличиваться (снижающимися темпами).

Так же стоит отметить роль таможенного регулирования внешней торговли РФ. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России, как комплекс мер государственного регулирования, играет важную роль в формировании внешнеторговой политики Российской Федерации.

            Эффективно действующее таможенно-тарифное регулирование является необходимым условием для обеспечения экономической безопасности государства, защиты его экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках, а также способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

            Применение тарифных льгот и преференций является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования.

В настоящее время в РФ применяются тарифные преференции в отношении товаров, происходящих как из развивающихся, так и наименее развитых стран.

Тарифные преференции - это преимущества, предусмотренные в области уплаты ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Преференциальный режим на импорт товара предоставляется странами в одностороннем невзаимном порядке.

            Преференциальный режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих условий:

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей