Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2) проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Внешнеэкономические связи: сущность и содержание……………………..4
1.1 Понятие внешнеэкономических связей и их классификация……………..4
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………………9
2. Оценка внешнеэкономических связей России……………………………..15
2.1 Анализ структуры, динамики внешнеэкономических связей России…..15
2.2 Регулирование внешней торговли России…………………………………20
2.3 Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ…………………..23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Внешнеэкономические связи: сущность и содержание……………………..4
1.1 Понятие внешнеэкономических
связей и их классификация……………
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………………9
2. Оценка внешнеэкономических связей России……………………………..15
2.1 Анализ структуры, динамики
внешнеэкономических связей
2.2 Регулирование внешней торговли России…………………………………20
2.3 Проблемы развития
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..29
Введение
Внешнеэкономические связи - это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.
Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:
- внешнюю торговлю;
-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
-международное инвестиционное сотрудничество;
-международное научно-техническое сотрудничество;
-экономическое и техническое содействие;
-валютно-финансовое сотрудничество.
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2) проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;
3) рассмотреть органы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
4) выявить институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в России.
5) рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.
1. Внешнеэкономические связи: сущность и содержание
1.1 Понятие внешнеэкономических связей и их классификация
Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Разделение труда между странами - является одной из форм общественного территориального разделения труда, выражающей специализацией трудовой деятельности в международном масштабе. Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений.
В то же время на развитие разделения общественного труда и экономических отношении между странами существенно влияют и такие факторы, как: - уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или иных государств; - различие и исторически сложившихся производственных навыков населения разных стран.
В настоящее время на углубление международного разделения общественного труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс. Международное разделение общественного труда находится также в определенной зависимости от международной обстановки и политических взаимоотношений между различными государствами. Целью международного разделения общественного труда является сотрудничество в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей, которое может быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности производства па базе новейших научно-технических достижений, при росте производительности труда.
Интеграция способствует установлению глубоких, устойчивых экономических связей и разделению труда, ведет к образованию хозяйственных международных комплексов в рамках, близких по уровню развития экономики групп государств с одинаковым социально-экономическим строем. Экономическая интеграция имеет место между отдельными предприятиями и отраслями. Большую роль в регулировании интеграционных процессов играют межгосударственные институты. Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономике стран, на ее основе складываются новые хозяйственные пропорции, ведущие к повышению производительности труда. Международная экономическая интеграция наиболее активно начала развиваться в Западной Европе в рамках созданного в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или "Общий рынок")" эта организация в настоящее время называется Европейский Союз (ЕС). Она объединила национальные рынки европейских стран в единый рынок.
В 1960 г. образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Данная ассоциация создавалась как противовес "Общему рынку". В отличие от последнего ЕАСТ дает право своим членам самостоятельно устанавливать торговые отношения с "третьими странами". Некоторые государства образовали также ряд интеграционных группировок в Азии, Африке и Латинской Америке. Так, страны - экспортеры нефти в противовес Международному нефтяному картелю теми монополистических компаний, владеющему нефтяными концессиями в развивающихся странах мира, создали Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК). В Южной Америке созданы Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛППИ), Латиноамериканская организация по вопросам энергетики. В Африке -- Восточноафриканское сообщество, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Экономическое сообщество 15 западноафриканских государств и многие другие.
Создание развивающимися странами интеграционных объединений - сопутствовало их национальной экономики. Взаимовыгодное сотрудничество отвечает интересам всех стран. Оно способствует решению важных проблем в интересах всего человечества. Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрило принципы, которыми государства-участники (33 страны из Европы, США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях.
Это принципы равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Совещание также определило направления и конкретные формы сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и техники, защиты окружающей среды, культуры, образования, контактов между людьми, учреждениями, организациями.
Понятие внешнеэкономическая деятельность стало использоваться в СССР с 1987 г. в связи с осуществлением внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности предприятий (организаций). В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.
Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений. Планирование ВЭС осуществляется на правительственном уровне.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы.
Смысл внешнеэкономических связей состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических. В том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашении России. Планирование объемов ВЭС и определение перечня, номенклатуры товаров и услуг осуществляется "сверху", то есть на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему госзаказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту.
Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях. Такими функциями являются:
1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
3. Организация международного денежного обращения.
Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.
Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.
В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (ее практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.
Содержанием третьей функции является создание с помощью механизма этих связей условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.
Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.
В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.
Под классификацией внешнеэкономических коммерческих операций следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.
Вид внешнеэкономических коммерческих операций - совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.
Классификационный признака, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.
Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.
Форма связи - способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др. операции.
Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей