Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2) проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Внешнеэкономические связи: сущность и содержание……………………..4
1.1 Понятие внешнеэкономических связей и их классификация……………..4
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………………9
2. Оценка внешнеэкономических связей России……………………………..15
2.1 Анализ структуры, динамики внешнеэкономических связей России…..15
2.2 Регулирование внешней торговли России…………………………………20
2.3 Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ…………………..23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..29
- происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме "А";
- выполняется непосредственная закупка товара в стране - пользователе национальной системы преференций (НСП);
- выполняются условия прямой поставки.
Для осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеторгового оборота в таможенном законодательстве Российской Федерации установлены критерии и правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций.
Действующая в настоящее время система преференций распространяется на 154 страны и территории, в том числе на 46 наименее развитых стран по классификации ООН.
К перечню наименее развитых стран, в соответствии с директивами ООН, относятся государства, удовлетворяющие следующим трем критериям:
1. Крайне низкий уровень ВВП на душу населения (менее 750 долл. США для включения в перечень, свыше 900 долл. США для исключения из перечня).
2. Критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый на основе таких показателей, как питание, здоровье, уровень образования населения.
3. Критерий экономической уязвимости государства (уровень развития сельского хозяйства, объем и структура экспорта, доля обрабатывающей промышленности и нематериальный благ в ВВП).
Необходимо отметить, что среди пользователей российской системы преференций, наряду с действительно слабо развитыми странами Азии, Африки и Латинской Америки, имеется целый ряд экономически быстро прогрессирующих государств со сравнительно высоким показателем производства валового национального продукта на душу населения, например таких, как Сингапур - 14747 долл. США, Гонконг - 10000 долл. США, Аргентина - 7373 долл. США, Кипр - 7101 долл. США, Мальта - 6012 долл. США, Мексика - 3662 долл. США, Малайзия - 3178 долл. США, Бразилия - 3134 долл. США, Турция - 2809 долл. США, Венесуэла - 2747 долл. США, Таиланд - 2109 долл. США.
В целом национальная система преференций России весьма проста и является более льготной, чем, например системы ЕС и США. Вместе с тем в настоящее время при определении преференций представляется необходимым применять новый, более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам, с тем, чтобы повысить эффективность этого механизма как торгово-политического инструмента в отношениях с развивающимися странами.
При модернизации таможенно-тарифной политики страны необходимо обеспечить переход от преимущественно фискальной функции к выполнению роли регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защите отдельных её сфер.
Главной целью в сфере защиты внутреннего рынка является сохранение конкурентной среды и обеспечение развития наиболее чувствительных к влиянию внешних факторов отраслей российской экономики. Чувствительность должна определяться исходя из доли преференциального импорта определенного товара из стран - пользователей НСП в общем импорте России и степени его влияния на соответствующий сектор российской экономики. Поэтому необходимо на регулярной основе пересматривать перечень товаров, импорт которых на преференциальных условиях наносит ущерб экономике России.
2.3 Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ
Роль внешнеэкономической деятельности в современной России всегда была и остается приоритетным направлением политики государства, создающей основы для развития выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране. С начала 1990-х гг. качественно изменились условия внешнеэкономической деятельности на уровне муниципальных образований. Изменились функции и роль местных органов власти в системе внешнеэкономических отношений; трансформировались права предприятий. Значение городов как субъектов международной деятельности в последнее время постоянно увеличивается, органы местного самоуправления все активнее включаются во внешнеэкономическую деятельность, поддерживают иностранный бизнес на своих территориях, помогают своим предприятиям осваивать внешние рынки.
В результате реформирования система внешнеторгового режима России стала более гибкой, адекватно реагирующей на изменения общеэкономической ситуации в стране и развитие деловых связей с иностранным рынком. Все еще существующие проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, решаются на законодательном уровне.
Создаются программы, направленные на обеспечение экономической поддержки внешнеполитических акций России и развитие внешнеторгового рынка, целью которых является повышение эффективности внешней торговли за счет стимулирования прогрессивных изменений в товарной структуре экспорта и импорта, совершенствования системы регулирования, поиска перспективных рынков за рубежом и восстановления на новом уровне существовавших ранее связей, развития сотрудничества в рамках международных организаций.
Первостепенным условием для развития внешнеэкономических связей является финансовая стабилизация. Путь к росту эффективности производства, наращиванию экспорта и взаимовыгодного сотрудничества проходит через активизацию инвестиционной деятельности и создание благоприятных условий, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов.
Анализ практики показывает, что в настоящее время в силу, прежде всего, географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т. д.).
В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной составляющей национальной интеграционной политики. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует серьезного участия в работе международных многосторонних структур.
Комплекс экономических проблем связан с рядом специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что важной проблемой международной торговли в условиях глобализации становится необходимость тесной интеграции между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.
В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки - в самой организации современного глобализированного производства.
Такая схема имеет ряд отличий от прежней схемы международной торговли, при которой производство сосредотачивалось преимущественно в пределах национальной экономики, а затем часть продукции пытались сбыть на внешних рынках, где сталкивались и конкурировали между собой товары из разных стран. Ныне, однако, подобная ситуация в значительной степени (прежде всего в обрабатывающей промышленности) постепенно уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях ТНК.
Решение перечисленных проблем - это один из эффективных способов повышения конкурентоспособности отечественных компаний на международных рынках. Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, - абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т. е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах.
Одной из современных чертой международной торговли является все большее вовлечение в международный оборот торговли услугами, которая до сих пор сосредоточивалась преимущественно в национальных рамках. Темпы роста объемов торговли услугами практически в 2 раза превышали тем роста объемов торговли товарами.
Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Особая проблема интеграционного процесса настоящего времени - перспективы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. В последние годы наибольшим оказалось ослабление внешнеэкономических связей России именно со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Причиной резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались существенно ниже мировых.
Учитывая сложившееся в настоящее время состояние экономики стран СНГ, следует отметить, что более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве по существу нет.
В итоге данного главы, следует отметить, что для усиления позиций в мировой экономике России сегодня крайне важно определить ключевые направления развития и географических преобразований внешнеэкономических связей. Наиболее приоритетным направлением для России являются страны СНГ. Общность культуры, истории, экономики - являются теми факторами, которые могут быть активно использованы Россией для реализации своих экономических интересов.
Пространство стран СНГ может и должно быть использовано Россией как плацдарм для реализации важнейших экономических задач по превращению России в ведущую экономическую державу мира. Поэтому крайне важным является усиленное формирование интегрированного евразийского экономического пространства, которое предполагает дальнейшее укрепление ЕврАзЭС, формирование в его рамках Таможенного союза и единого экономического пространства, формирование совместных финансовых институтов развития.
Необходимо создание условий для свободного перемещения граждан в рамках единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства со странами ЕврАзЭС и другими странами-соседями на евразийском пространстве.
Заключение
В условиях постепенной стабилизации экономической ситуации в РФ проблемы становления и развития экономики приобретают все большую значимость. В настоящее время создаются широкие возможности для укрепления и дальнейшего развития внешнеэкономических связей страны и ее хозяйствующих субъектов с зарубежными партнерами. Активная внешняя политика России стимулирует интеграцию регионов в систему внешнеэкономических связей.
В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, реальными результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.
В заключении курсовой работы, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Внешнеэкономические связи России со странами Центральной и Восточной Европы строятся на двусторонней основе. Заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией.
Основными торговыми партнерами России в регионе выступают Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и страны Прибалтики. На их долю приходится 9/10 российского экспорта в страны с переходной экономикой и 4/5 импорта. Товарная структура российского экспорта в эти страны во многом схожа -- в ней доминируют топливные ресурсы (нефть, газ). Например, в экспортных поставках в Польшу их доля достигает 80%, в Чехию - 75%, в Венгрию -- свыше 60%. Венгрия практически полностью покрывает свои потребности в топливе завозом его из России.
Сегодня в странах Центральной и Восточной Европы реализуется почти треть всей экспортируемой Россией нефти и примерно столько же природного газа, свыше 1/5 каменного угля. Через их территорию проходят транзитные нефте- и газопроводы, по которым российские энергоносители поступают в Западную Европу.
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей