Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2) проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Внешнеэкономические связи: сущность и содержание……………………..4
1.1 Понятие внешнеэкономических связей и их классификация……………..4
1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………………9
2. Оценка внешнеэкономических связей России……………………………..15
2.1 Анализ структуры, динамики внешнеэкономических связей России…..15
2.2 Регулирование внешней торговли России…………………………………20
2.3 Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ…………………..23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..29
Импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Реимпорт - ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.
Реэкспорт - вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.
Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.
Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операции, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.
Рис 1.1 Классификация внешнеэкономических связей
1.2 Формы внешнеэкономических связей
Внешнеэкономические связи видятся нам чаще всего в виде ввоза и вывоза товаров, импорта и экспорта. В современной экономике в число вывозимых и ввозимых товаров попадает и такой специфический товар, как капитал. Под воздействием интернационализации хозяйственной жизни и в интересах извлечения прибыли за рубежом увеличиваются значение и масштабы вывоза капитала. Вывоз капитала - это целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное дело.
Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капитала. Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия.
Иностранные инвестиции служат источником денежных, а иногда и прямых имущественных вложений в развитие, расширение освоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологии, добычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.
Прямыми иностранными инвестициями называются капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. К прямым, чаще всего, относятся инвестиции такого объема, при котором иностранный инвестор обладает не менее чем 20-25% акционерного капитала компании. Эта пропорция различается по странам. В США, например, прямые иностранные инвестиции, составляют величину, равную не менее 10% акционерного капитала.
Портфельные инвестиции - это вложение капитала в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги, осуществляемое в расчете на высокие дивиденды, получение прибыли на вложенный капитал.
Портфельные инвестиции не дают права контроля над предприятием. Таким образом, главное различие между прямыми и портфельными инвестициями состоит в наличии контроля над предприятием или отсутствии такого.
Вывоз ссудного капитала - это предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов в денежной или товарной форме, осуществляемое в расчете на получение прибыли за счет высокого ссудного, кредитного процента.
Следует отметить, что хотя вывоз капитала за рубеж чаще всего выгоден вывозящей стороне, в нем заинтересованы и страны, в которые ввозится капитал, поскольку они получают вливание денежных, а с ними и других ресурсов, за что, конечно, приходится расплачиваться затем частью дохода.
Компании осуществляют инвестиции за границей для сокращения транспортных издержек, преодоления тарифных и нетарифных барьеров зарубежных государств, которые обычно сдерживают товарный экспорт, а также в случае, если местное производство позволяет лучше учитывать внутренние требования рынка, дает доступ к новым технологиям, дешевым факторам производства. Помимо этого зарубежная деятельность позволяет компаниям использовать различия в национальных законодательствах отдельных стран для наиболее выгодной политики в области цен и налогов, решать задачи оптимального размещения и диверсификации отраслей, позволяет маневрировать при изменении валютных курсов. В любом случае при инвестировании за границей компания должна иметь определенные преимущества, которые позволяли бы ей конкурировать с местными фирмами на их рынке.
Прямые инвестиции оказывают воздействие на экспортную деятельность компаний. С одной стороны, зарубежное производство может играть роль альтернативы товарному экспорту из собственной страны. В этом случае данное воздействие носит скорее сдерживающий характер по отношению к экспорту. С другой стороны, зарубежное производство нуждается в поставках оборудования и сырья, влечет за собой последующие поставки запасных частей, материалов и продажу услуг. Кроме того, продукция предприятий, расположенных за рубежом, реализуется не только на внутреннем рынке, она может направляться в страну базирования транснациональной компании или в третьи страны, где расположены другие предприятия данной компании, составляющие вместе единую технологическую систему. В данном случае прямые инвестиции оказывают стимулирующее воздействие на экспортную деятельность, поскольку экспорт предпринимательского капитала не столько заменяет, сколько создает товаропотоки, в значительной своей части внутрифирменные (между предприятиями, принадлежащими одной компании и находящимися в разных странах).
В последние два десятилетия произошли серьезные изменения в характере международных экономических отношений. В то время как экспорт составляет существенную долю внешних продаж, все большее значение приобретают другие методы выхода на зарубежные рынки, особенно экспорт инвестиций.
Большая часть притока зарубежного капитала приходится на прямые инвестиции, которые служат наиболее полной формой включения в деятельность на зарубежном рынке -- посредством приобретения имеющихся местных или создания за счет собственных средств новых предприятий. Самыми крупными экспортерами капитала являются США, Великобритания, Япония.
Начиная с середины 80-х годов рост заграничных прямых инвестиций значительно ускорился, достигнув невиданных ранее темпов и небывало опередив рост, как мирового производства, так и экспорта. В период между 1983 и 1989 годами зарубежные прямые инвестиции возрастали в среднем на 29% в год, т. е. в три раза быстрее, чем мировой экспорт, и в четыре раза быстрее, чем суммарный валовой продукт всех стран, и достигли в 1989 году около 200 млрд. долларов.
Основная часть прямых инвестиций направляется в обрабатывающую промышленность и отрасли высокой технологии. В последние десятилетия наблюдается изменение в географической картине направления иностранных инвестиций. Значительная часть международного движения капиталов осуществляется между промышленно развитыми странами. Снизилась заинтересованность в развивающихся странах как объектах вложения капитала.
Причиной сосредоточения капиталовложений внутри промышленно развитых стран является их более благоприятный экономический и политический климат. Кроме того, проявляется стремление захватить наиболее емкие рынки сбыта, получить доступ к достижениям НТР. Сказывается и сокращение удельного веса сырья в производстве Е силу расширения энерго- и материало сберегающих технологий, углубления степени переработки сырья.
Заграничное инвестирование в основном осуществляют крупнейшие компании мира, в первую очередь транснациональные компании.
Прямые инвестиции и внешняя торговля сближают национальные экономики. Компании более не могут находить на своих национальных рынках убежище от конкуренции. В связи с этим увеличилось количество межкорпоративных соглашений и объединений, призванных укрепить их позиции посредством совершенствования технологий и нововведений объединенными усилиями. В результате национальная принадлежность компаний и их продукции становится все более расплывчатой.
Помимо вывоза капитала частными компаниями экспорт капитала осуществляется государствами. Государственные средства из развитых стран вывозятся почти исключительно в страны Азии, Африки, Латинской Америки и, в основном, в ссудной форме. Предоставляются эти средства преимущественно в двух формах: государственные займы и кредиты, государственные субсидии. Доля государственных средств составляет около половины всех финансовых средств, вывозимых из промышленно развитых стран в развивающиеся.
В свою очередь, принимающие инвестиции государства в качестве условий иностранного инвестирования выдвигают такие требования, как участие местных предпринимателей в деятельности предприятий, обучение местных кадров, осуществление научных исследований и разработок и обеспечение экспорта производимой продукции силами инвестирующей стороны.
В силу сложного экономического положения, значительного внешнеэкономического долга Россия практически прекратила вывоз капитала в другие страны. В то же время валютные поступления в Россию в виде кредитов значительны и исчисляются в целом в десятках миллиардов долларов. Ежегодно кредиты составляют от 5 до 10 миллиардов долларов, а то и больше. Однако эти средства нельзя считать инвестициями, ибо используются они по самому разнообразному назначению.
Внешняя торговля, ввоз и вывоз капитала не исчерпывают всех возможных форм экономических связей между разными странами. Одной из форм экономического сотрудничества являются совместные предприятия, принадлежащие собственникам из разных стран.
Совместное предприятие - международная форма организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основанная на использовании объединенных капиталов зарубежных и местных учредителей из двух и более стран. Совместные предприятия позволяют соединять денежные средства и иные виды ресурсов из разных стран и осуществлять общую производственно-экономическую деятельность на территории одной из них или в каждой стране.
Совместные предприятия обладают совместным имуществом, финансами, каждый из его учредителей и участников имеет право осуществлять функции управления. Прибыль и риск, связанные с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально доле средств, вложенных каждым участником.
Интересы местных и зарубежных партнеров при создании и использовании совместных предприятий чаще всего не совпадают. Для зарубежных предпринимателей участие в совместном предприятии есть форма вывоза капитала. Они используют эту форму как способ проникновения на зарубежные рынки. Заинтересованность же принимающего государства часто связана с возможностью накопления технологического и экономического опыта, освоения передовой технологии, новых методов организации производства и управления, увеличения экспорта, импортозамещения.
Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны.
К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т. е. разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Россия в этом направлении делает первые шаги.
В итоге первой главы следует отметить, что внешнеэкономические связи - это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.
Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложение феодализма. Переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям вызвал резкий скачок в развитии национальных рынков отдельных государств и в обмене товарами этих национальных рынков, что привело к расширению и углублению интернациональных связей и международного обмена в экономической сфере государственных отношений.
Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств.
2 Оценка внешнеэкономических связей России
2.1 Анализ структуры, динамики внешнеэкономических связей России
Экономическая безопасность Российской Федерации напрямую зависит от эффективности её внешней торговли, которая сегодня вносит вклад, равный почти 40% доходной части федерального бюджета.
С учётом положительного косвенного воздействия этой ключевой отрасли на всю отечественную экономику (по оценкам учёных Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, этот эффект даёт до 10% доходной части бюджета) вклад внешнеторговой сферы составляет фактически половину финансовых средств, поступающих в российский бюджет. Кроме того, при нынешней благоприятной конъюнктуре страна через посредство внешнеторгового обмена уже накопила существенные валютные ресурсы, которые формируют Резервный фонд и Фонд будущих поколений, до недавнего времени составлявшие Стабилизационный фонд.
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей