Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее время, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных
бумаг……………………………………………………………………………...6
Понятие, сущность и принципы государственного регулирования
рынка ценных бумаг…………………………………………………………..6
1.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг……....10
1.3 Особенности регулирования рынка ценных бумаг в зарубежных
странах………………………………………………………………………….15
Анализ системы государственного регулирования рынка ценных
бумаг…………………………………………………………………………....19
2.1Анализ состояния рынка ценных бумаг…………………………………..19
2.2 Деятельность государственных органов по управлению рынком
ценных бумаг…………………………………………………………………..22
2.3 Современные проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ………….25
3 Совершенствование государственного регулирования рынка ценных
бумаг в РФ……………………………………………………………………...29
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………29
3.2 Совершенствование организационно-экономического механизма
регулирования рынка ценных бумаг………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40
Приложение А – Динамика паевых инвестиционных фондов, млрд. руб…42

Файлы: 1 файл

Курсовик_РЦБ_.docx

— 72.75 Кб (Скачать)

     Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

     Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового  инвестора напрямую связаны с  повышением уровня организованности рынка  и усиление государственного контроля над ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, чтобы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

     Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

     Нововведения  на рынке ценных бумаг:

     - новые инструменты данного рынка;

     - новые системы торговли ценными  бумагами;

     - новая инфраструктура рынка.

     Новыми  инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и  разновидностей.

     Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

     Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

     Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

     Развитие  рынка ценных бумаг вовсе не ведет  к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию [12, с. 26].

     С целью обеспечения непрерывности стратегического развития рынка ценных бумаг ФСФР подготовила новую стратегию его развития.

     Основной  целью стратегии развития рынка  ценных бумаг на 2008 – 2012 годы является превращение его в один из главных механизмов финансирования экономики наряду с банковскими кредитами. Эта задача успешно решается. В соответствии с этой стратегией опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются:

     - капитализация рынка и его  развитая финансовая инфраструктура;

     - ёмкость финансового рынка, обеспечивающая рост спроса и предложения инвестиционных ресурсов;

     - прозрачность рыночных сделок  и поведения участников рынка,  способствующая минимизации инвестиционных  рисков;

     - высокая степень управляемости  рынка, предполагающая сочетание  добровольно соблюдаемых участниками  рынка правил и норм добросовестной  практики и эффективное государственное  регулирование и правоприменение;

     - активно поддерживаемый позитивный  имидж российского финансового  рынка внутри страны и на  мировых рынках.   

     В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности рынка ценных бумаг ФСФР предложило двенадцать приоритетных задач:

     - консолидация и повышение капитализации рынка ценных бумаг;

     - формирование благоприятного налогового климата на рынке ценных бумаг;

     - снижение административных барьеров  и упрощение процедур государственной  регистрации выпусков ценных  бумаг;

     - создание широких возможностей  для секьюритизации активов и  эмиссии новых финансовых инструментов;   

     - расширение спектра производных  финансовых инструментов и развитие  срочного рынка;

     - внедрение механизмов, обеспечивающих  широкое участие физических лиц  на финансовом рынке и защиту  их инвестиций;

     - развитие коллективных инвестиций;

     - обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

     - развитие и совершенствование  корпоративного управления;      

     - предупреждение и пресечение  недобросовестной деятельности на рынке ценных бумаг;

     - совершенствование регулирования на рынке ценных бумаг;

     - формирование и продвижение положительного имиджа российского рынка ценных бумаг.

     Приведенные задачи и цели являются продолжением близких по существу задач предшествующей Стратегии на 2006-2008гг. Эти задачи углубляются на период 2010-2012 годы и до 2020 года [11, с. 16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Совершенствование организационно-экономического  механизма

     регулирования рынка ценных бумаг 

     Главная цель совершенствования рынка ценных бумаг заключается в превращении российского финансового рынка в конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр, являющийся одним из главных механизмов финансирования корпоративного сектора и одновременно эффективным механизмом инвестирования частных накоплений, включая пенсионные накопления и резервы.

     Из  этого вытекают две основные стратегические цели:

     1. Совершенствование правового регулирования с целью создания благоприятных условий формирования конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации. Основными тактическими задачами при этом являются:

     - разработка и внедрение правоустанавливающих  норм, способствующих повышению  ёмкости и прозрачности финансового  рынка;

     - обеспечение развития институтов  и инструментов финансового рынка.

     2. Обеспечение эффективного и своевременного контроля и надзора на финансовом рынке, с целью защиты законных прав и интересов участников финансового рынка:

     - защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов через контроль за соблюдением исполнения требований законодательства участниками рынка ценных бумаг;

     - обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования.

     Для достижения сформулированных целей  и задач определены 10  бюджетных  целевых программ с указанием  их статуса, ответственных исполнителей, необходимых мероприятий и бюджета. К данным программам относятся:

     1. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленное на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

     2. Совершенствование нормативно-правовой базы в области регулирования рынка ценных бумаг и в области корпоративного права.

     3. Разработка нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию учётно-расчётной инфраструктуры фондового рынка и повышению конкурентоспособности бирж и торговых систем.

     4. Формирование нормативно-правовой базы, способствующей расширению спектра финансовых инструментов, диверсификации рисков на финансовых рынках, привлекательности коллективных инвесторов.

     5. Осуществление правоустанавливающих действий: государственная регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование деятельности участников рынка ценных бумаг, аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка.

     6. Обеспечение соблюдения законодательства в области финансовых рынков эмитентами ценных бумаг.

     7. Обеспечение соблюдения законодательства  в области финансовых рынков  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг.

     8. Повышение уровня информированности граждан о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке.

     9. Осуществление регистрации в сфере рынка коллективных инвестиций.

     10. Осуществление контроля и надзора в сфере рынка коллективных инвестиций.

      В целях устранения фрагментарности  государственного регулирования рынка  на основе ФСФР России должен быть создан мегарегулятор финансового рынка, к которому должны перейти полномочия по регулированию всех участников рынка  ценных бумаг, в том числе банков, страховых компания и т.д. Что  позволит устранить разобщённость  государственных регулирующих органов  и повысит эффективность борьбы с противоправными действиями на фондовом рынке.

      Повышению уровня защиты прав частных инвесторов будет способствовать формирование компенсационного механизма, который  позволит минимизировать риски клиентов профессиональных участников при банкротстве  профессионального участника (брокера, депозитария, биржи) или его недобросовестных действиях. Система компенсационных  фондов может быть реализована по примеру деятельности Агентства  по страхованию вкладов граждан в банках.

      Также для защиты прав инвесторов и минимизации  системного риска устойчивости рынка  ценных бумаг необходимо усовершенствовать  систему пруденциального надзора  за участниками рынка со стороны  государства, которая позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг, вызванные недостаточностью финансовых ресурсов профессионального участника.

      Решение проблемы использования инсайдерской информации и манипулирования рынком связано с принятием нового специального закона, который регулирует все отношения в данной сфере и наделяет ФСФР России беспрецедентно широкими полномочиями. Однако для эффективной минимизации угроз экономической безопасности фондового рынка необходима последовательная и комплексная реализация мер и полномочий государственного регулятора, предусмотренных Законом № 224-ФЗ.

      Для борьбы с преступлениями на рынке  ценных бумаг необходимо устранить  разобщённость действий регулирующих и правоохранительных органов через создание и принятие положения о взаимодействии, обеспечить мониторинг всех сделок участников рынка на основе современных автоматизированных информационных систем, учитывающих не только деловую активность участников рынка, но и их правонарушения. Кроме того, в целях повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих расследования преступлений на рынке ценных бумаг, необходимо реализовать совместные обучающие программы на базе высших учебных заведений МВД России и ФСФР России.

     При совершенствовании российской системы  регулирования рынка ценных бумаг  саморегулируемыми организациями  может быть использован  эффективный опыт регулирования фондового рынка Службой регулирования финансовой индустрии США (Financial Industry Regulatory Authority, FINRA) Российские СРО рынка ценных бумаг должны переориентироваться с приоритетной цели защиты интересов своих участников на защиту прав и законных интересов инвесторов-клиентов профессиональных участников рынка. Для повышения эффективности регулирования участников рынка необходимо увеличение как проверочных, так и превентивных действий со стороны СРО, которые должны более активно регулировать и контролировать деятельность участников рынка. Кроме того, необходимо продолжить работу по более тесному взаимодействию государственных регулирующих органов и СРО, в том числе через построение организационно-информационной системы оперативного обмена информации об операциях участников рынка, которые содержат признаки нарушений. При этом важно сохранить чёткое разделение полномочии государственного регулирующего органа (ФСФР России) и СРО рынка ценных бумаг во избежание риска снижения эффективности государственного регулирования рынка, как приоритетного [16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг