Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее время, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных
бумаг……………………………………………………………………………...6
Понятие, сущность и принципы государственного регулирования
рынка ценных бумаг…………………………………………………………..6
1.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг……....10
1.3 Особенности регулирования рынка ценных бумаг в зарубежных
странах………………………………………………………………………….15
Анализ системы государственного регулирования рынка ценных
бумаг…………………………………………………………………………....19
2.1Анализ состояния рынка ценных бумаг…………………………………..19
2.2 Деятельность государственных органов по управлению рынком
ценных бумаг…………………………………………………………………..22
2.3 Современные проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ………….25
3 Совершенствование государственного регулирования рынка ценных
бумаг в РФ……………………………………………………………………...29
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………29
3.2 Совершенствование организационно-экономического механизма
регулирования рынка ценных бумаг………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40
Приложение А – Динамика паевых инвестиционных фондов, млрд. руб…42

Файлы: 1 файл

Курсовик_РЦБ_.docx

— 72.75 Кб (Скачать)
align="justify">     - решение проблемы использования  инсайдерской информации и инсайдерской  торговли;

     - защиту прав акционеров при  присоединениях, слияниях и иных  формах реорганизации АО;

     - развитие компенсационных механизмов  на финансовом рынке.

     Реформа системы регулирования, проводимая на финансовом рынке, предполагала реализацию следующих мероприятий:

     - разработку нормативной правовой  базы для создания и функционирования  коллегиального органа по регулированию  на финансовом рынке;

     - вовлечение в процесс принятия  решений по регулированию финансового  рынка профессиональных участников  рынка ценных бумаг, инвесторов  и эмитентов, в том числе  путем развития саморегулирования.

     В 2008 - 2010 годах совершенствовалась законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг:

     - создана законодательная база  для выпуска Российских депозитарных расписок, а также ФСФР выпущены необходимые нормативные документы;

     - разработана концепция изменений  и дополнений в ФЗ «О рынке  ценных бумаг» по допуску иностранных  ценных бумаг на российский  РЦБ, проект закона внесен в  Государственную Думу;

     - утвержден Приказ о квалификации  иностранных ценных бумаг, создавший  условия для легализации операций  российских финансовых институтов  с иностранными ценными бумагами;

     - создана нормативная база для  эмиссии выпусков биржевых облигаций, внесены соответствующие поправки в ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

     - внесены изменения в ФЗ «Об  ипотечных ценных бумагах», направленные  на совершенствование регулирования  эмиссии и обращения  этих бумаг;

     - разработаны изменения в ФЗ  «О рынке ценных бумаг», направленные  на уточнение перечня существенных  фактов деятельности АО, подлежащих публичному раскрытию;

     - разработаны нормативные правовые  акты, обеспечившие расширение возможностей  АО по привлечению инвестиционных  средств на рынке акций путем  первичного размещения новых  выпусков;

     - утвержден административный регламент  проведения проверок участников  РЦБ, который расширяет права  в это сфере саморегулируемых  организаций профессиональных участников.

     В 2010 году были создание новые законодательные  акты, которые более жестко регулируют работу рынка ценных бумаг. 

     Для работы на рынке ценных бумаг в  России организации должны более  полно раскрывать информацию о своей  деятельности. Если раньше было достаточно ежеквартально предоставлять информацию о своем финансовом состоянии, то для работы на рынке ценных бумаг  в России в 2010 году необходимо раскрывать 50 обязательных показателей работы компании. По мнению законодателей, данная мера позволит сделать сделки с ценными  бумагами более прозрачными, кроме  того, действующее законодательство усиливает ответственность компаний за предоставление ложной информации. 

     Данные  нововведения касаются только публичных  акционерных обществ, что позволит привлечь большее внимание иностранных  инвесторов к рынку российских ценных бумаг в 2010 году [16].  

     2.3 Современные проблемы развития  рынка ценных бумаг в РФ 

     Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных  с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

     Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового  рынка, которые требуют первоочередного  решения:

     1. Преодоление негативно влияющих  внешних факторов, т.е. хозяйственного  кризиса, политической и социальной  нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекса РТС и котировок ценных бумаг.

     2. Целевая переориентация рынка  ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства. В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

     3. Улучшение законодательства и контроль над выполнением этого законодательства.

     4. Повышение роли государства на  фондовом рынке, для чего необходимо:

     - создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

     - формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

     - формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов 
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС. Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы очень часто пересекаются своими функциями по отношению к рынку ценных бумаг, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.

     5. Проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь.

     6. Опережающее создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов.

     7. Реализация принципа открытости  информации через расширение  объема публикаций о деятельности  эмитентов ценных бумаг, введение  признанной рейтинговой оценки  компаний-эмитентов, развитие сети  специализированных изданий (характеризующих  отдельные отрасли как объекты  инвестиций), создание общепринятой  системы показателей для оценки  рынка ценных бумаг и т.п. [10, с. 11].

     Внутренними ограничителями развития российского  рынка ценных бумаг являются:

     1. Криминально-бюрократический уклад экономики с доминирующим коррумпированным государственным сектором. Последнее особенно заметно на РЦБ, где основную роль играют голубые фишки из числа госкомпаний и госбанков.

     2. Высокие налоги и сборы на доходы российских нефтяных компаний, которые были поставлены в неравные условия с зарубежными конкурентами.

     3. На российском РЦБ превалируют  монополии и олигополии, большинство  из которых государственные. Преобладает очень высокая концентрация ликвидного акционерного капитала в России, особенно в государственном секторе.

     4. Стратегические инвесторы не заинтересованы в покупках акций государственных компаний и государственных банков по следующим причинам:

     - дивиденды по акциям этих компаний низки, поскольку основную часть прибыли они вкладывают в развитие в соответствии с решениями Правительства РФ;

     - государство, как основной собственник принимает все ключевые решения. Таким образом, стратегические инвесторы не могут влиять на политику государственных компаний;

     - колебания курсов акций государственных компаний и государственных банков очень велики и отпугивают инвесторов.

     5. В РФ не принят закон о наказании за манипулирование ценами и инсайд на РЦБ. Поэтому иностранные инвесторы и обычные российские трейдеры, включая интернет-трейдеров, заведомо находятся в худших условиях.

     6.На  российском рынке ценных бумаг имела место «самокапитализация» государственных монополий. В условиях небольшой доли акций, находящихся в свободном обращении и отсутствии контроля над манипулированием ценами и инсайдом сделать это было достаточно просто.

     7. Компания «Роснефть», Сбербанк и ВТБ неудачно провели размещения «народных акций» (IPO). Стремление разметить их по максимальным ценам, которые не соответствовали их реальным ценам, привело в условиях мировой финансовой нестабильности к падению их котировок на 30-50%.

     8. IPO привлекли иностранных инвесторов, что с одной стороны повысило капитализацию госбанков, но с другой резко усилило их зависимость, а также всей банковской системы РФ, от финансового состояния США и мирового финансового рынка [13, с. 21]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО 

     РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ 

     3.1 Перспективы развития рынка ценных  бумаг России 

     Развитость  финансовой системы страны характеризует  отношение ее размера (капитализация рынка акций, государственных и частных облигаций и активов банковской системы) к ВВП. Россия пока уступает развитым странам по этому важнейшему показателю.

     Рынок ценных бумаг РФ пока недостаточно развит. Основную долю составляют ценные бумаги государственных монополий и олигополий. В то же время,  рынок ценных бумаг имеет высокие темпы развития. Появились новые рынки ценных бумаг (рынок корпоративных облигаций и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций.

     Внутренний  рынок корпоративных облигаций  является быстроразвивающимся сегментом  российского рынка ценных бумаг. Однако  не может пока конкурировать с внешними заимствованиями.

     В регионах наиболее быстро развивается  рынок корпоративных облигаций. Связано это с тем, что в  России собственники пока не готовы к  массовому выпуску акций на вторичный  рынок и предпочитают держать  контрольные пакеты акций у себя. Свободное обращение акций предполагает распределение собственности между  многими акционерами. И в российских условиях это чревато потерей  контроля над предприятием. Облигации  как инструмент привлечения заемных  средств, свободны от этих рисков.  Поэтому внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако и он не обеспечивает достаточного объема долгосрочных инвестиций. Связано это  с тем, что крупнейшие корпорации РФ предпочитают выпускать ценные бумаги за рубежом, поскольку цена облигационных займов там значительно ниже [11, с. 15].

     Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе  являются:

     - концентрация и централизация  капиталов;

     - интернационализация и глобализация  рынка;

     - повышения уровня организованности  и усиление государственного  контроля;

     - компьютеризация рынка ценных  бумаг;

     - нововведения на рынке;

     - секьюритизация;

     - взаимодействие с другими рынками  капиталов.

     Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта  по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются  все новые участники, для которых  данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка  на основе как увеличение их собственных  капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг