Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее время, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных
бумаг……………………………………………………………………………...6
Понятие, сущность и принципы государственного регулирования
рынка ценных бумаг…………………………………………………………..6
1.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг……....10
1.3 Особенности регулирования рынка ценных бумаг в зарубежных
странах………………………………………………………………………….15
Анализ системы государственного регулирования рынка ценных
бумаг…………………………………………………………………………....19
2.1Анализ состояния рынка ценных бумаг…………………………………..19
2.2 Деятельность государственных органов по управлению рынком
ценных бумаг…………………………………………………………………..22
2.3 Современные проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ………….25
3 Совершенствование государственного регулирования рынка ценных
бумаг в РФ……………………………………………………………………...29
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………29
3.2 Совершенствование организационно-экономического механизма
регулирования рынка ценных бумаг………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40
Приложение А – Динамика паевых инвестиционных фондов, млрд. руб…42

Файлы: 1 файл

Курсовик_РЦБ_.docx

— 72.75 Кб (Скачать)

     2. Централизованное регулирование – предусматривает наличие государственного ведомства, специализирующегося на регулировании отношений в сфере рынка ценных бумаг (США, Великобритания).

     3. Смешанное регулирование – предполагает распределение полномочий по регулированию между центральным банком и специализированным органом государственного регулирования (Российская Федерация).

     С точки зрения организации рынка  ценных бумаг в настоящее время  существуют две модели:

     1. Предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). В Германии, в частности, важнейшую роль в вопросах регулирования рынка ценных бумаг играет Немецкий федеральный банк, а также специальный контролирующий орган – Федеральная надзорная палата по банкам.

     2. Предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания).

     В странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, подконтрольных центральному национальному  банку и исполнительным органам государственной власти (первая модель), государственное регулирование является более жёстким.

     Национальные  модели регулирования рынка ценных бумаг различаются также в  зависимости от наличия (отсутствия) признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Так, отсутствие СРО или их минимальная  роль на рынке обычно сопряжены с  повышенной ролью государственных  органов (Германия, Франция); другая модель предполагает широкое участие СРО  в процессе регулирования рынка  ценных бумаг (Великобритания, США, Япония). В зависимости от степени участия  субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяются системы, предполагающие значительные полномочия субъектов федерации (США, Германия), и системы с минимальным  участием субъектов федерации в  процессе регулирования (Российская Федерация).

     Можно проводить типологию фондовых рынков не только с точки зрения структуры, но и с точки зрения организации  контроля. В США и Франции службы биржевого надзора могут самостоятельно устанавливать размеры штрафов. В Италии, Швейцарии, Великобритании и Германии меру наказания устанавливает  суд, дела в котором рассматриваются  иногда годами. В международной практике не определен порядок оперативного обмена информацией о сомнительных сделках между надзорными органами европейских стран. В США все  фондовые биржи обязаны иметь  контрольные органы, но решающее слово  остается за государством. Такая модель отличается от германской, где надзорные  функции выполняют также федеральные  земли. Органы надзора фондовых бирж (self-regulatory organizations) обеспечивают нормальную работу биржевых сессий, устанавливают  правила приобретения мест на бирже  и котировок ценных бумаг, а также  штрафуют участников рынка, нарушающих регламент. Эти функции за ними закреплены законодательно [15, с. 17].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

     РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 

     2.1 Анализ состояния рынка ценных бумаг 

     Российский  рынок ценных бумаг относится к быстро растущим развивающимся рынкам. Обычно его сравнивают с фондовыми рынками Бразилии, Индии и Китая (страны БРИК). С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляются в рамках Стратегии развития финансового рынка РФ. Основные цели и задачи этой стратегии были связаны с модернизацией институтов и инструментов российского РЦБ в условиях глобализации мировой финансовой системы и усиления его конкурентоспособности.

     Некоторые из пунктов Стратегии были реализованы досрочно. В число ключевых направлений не вошла и проблема манипулирования ценами на фондовом рынке и сопутствующие ей задачи.

     По  капитализации российский рынок  ценных бумаг в 2009 году вышел на 12 место в мире. Удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира вырос с менее чем 1% до 2,4%.

     На  конец 2009 года по данным ФСФР капитализация рынка акций составила 32,3 трлн. руб. или 98% ВВП. В предыдущие годы капитализация фондового рынка не превышала 20% ВВП.

     В 2009 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7%. Объем биржевой торговли акциями в этом году составил 31,4 трлн. руб.

     Доля  сделок на зарубежных рынках с российскими  ценными бумагами составила в 2009 г. около 30%. Т.е. массового оттока ценных бумаг на иностранные фондовые биржи пока не наблюдалось.

     РЦБ во все больших объёмах выполняет свою важнейшую функцию – функцию инвестирования экономики. В 2009 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил по данным ФСФР 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей, что составляет  10,8% к величине инвестиций в основной капитал по данным ФСГС. Продолжается тенденция превалирования размещения акций по закрытым схемам.

     Рыночная  стоимость публичного размещения акций в 2009 году составила около 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, составил по оценкам ФСФР около 1360 млрд. рублей или 21,2% от объема инвестиций в основной капитал. С учетом размещения российских еврооблигаций на зарубежных рынках (37 млрд. долл.) вклад РЦБ в основной капитал по оценкам ФСФР превысил 35%.

     Рынок ценных бумаг стал играть ведущую роль из финансовых рынков в процессах инвестирования экономики РФ, отодвинув банковскую систему в этой сфере на второе место. Вклад банковских кредитов в инвестиции в основной капитал составил 9,6% в 2008 г. и 10,2% в 2009 году.

     Таблица 2.1 – Показатели российского рынка  ценных бумаг в 2009 г.

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2009 г. Акции Облигации Всего
Открытая  подписка, млрд. руб. 74,6 616,4 691
Закрытая  подписка, млрд. руб. 550,6 10,3 560,9
Прочие, млрд. руб. 637,4 - 637,4
Всего, млрд. рыб. 1262,6 626,7 1889,3
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. - - 6418,7
 

     Растет  число собственников паевых инвестиционных фондов. По итогам 2009 года пайщиками паевых инвестиционных фондов были 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12%. На конец 2009 года в России их действовало 1030.

     Число открытых фондов акций увеличилось  более чем на 90%, а объем их чистых активов – на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2009 году. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171% [приложение А].

     В 2009 году стоимость имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов увеличилась до 5% ВВП. 

     Выросла активность населения непосредственно на рынке ценных бумаг. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ,  увеличилось более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек.

     Таблица 2.2 – Участие физических лиц на фондовом рынке РФ 

Количество  физических лиц, использующих различные  способы участия на финансовом рынке 2009 г. 2010 г. Прирост (%)
Количество  участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек 6420700 6624500 +3,17
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек 1465996 1642149 +12
Количество  физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи  ММВБ 198973 417400 +110
Число физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи  ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, %% 13,6 24,8 -
 

     Основной  задачей рынка ценных бумаг России в 2010 году стало восстановление позиций трехгодичной давности на фоне мирового финансового кризиса. Наблюдается стабильное повышение деловой активности на рынке ценных бумаг России, рост индекса ММВБ наблюдался практически в течении всего года, за исключением летних месяцев. В период с октября по ноябрь 2010 года индекс ММВБ вырос почти на 40 пунктов, хотя в некоторые дни наблюдался некоторый спад деловой активности. 

     Как и в предыдущие годы, наибольшим интересом со стороны инвесторов на рынке ценных бумаг в России в 2010 году пользовались акции нефтегазовых компаний, а также компаний, работающих в области связи и телекоммуникаций. Развитие промышленности в нашей стране все еще идет довольно низкими темпами, поэтому акции многих крупных промышленных предприятий не пользуются особой популярностью. 

     На  рынке ценных бумаг в 2010 году в  России практически не появилось  новых компаний, последствия финансового  кризиса не дают возможности активно  развиваться многим предприятиям. Все  более активными участниками  торгов на рынке ценных бумаг в России становятся управляющие компании, которые занимаются развитием паевых инвестиционных фондов [14, с. 20].  

     2.2 Деятельность государственных органов  по управлению рынком

     ценных  бумаг 

     Главными  направлениями государственной  политики по развитию финансового рынка  на 2008 – 2010 годы были:

     - создание  условий для формирования конкурентоспособных институтов рынка ценных бумаг;

     - снижение регулятивных барьеров  для обеспечения выхода российских  компаний на рынок капитала  и создание правовых основ  формирования новых инструментов  финансового рынка;

     - совершенствование законодательной  базы в части защиты прав  инвесторов и снижение нерыночного  инвестиционного риска;

     - реформа системы регулирования рынка ценных бумаг.

     Программа создания конкурентоспособных институтов предполагала:

     - совершенствование учетно-расчетной  инфраструктуры фондового рынка,  внедрение новых технологий;

     - повышение конкурентоспособности  бирж и торговых систем;

     - внедрение систем управления  рисками профессиональных участников  рынка;

     - развитие накопительных пенсионных  систем и институтов коллективных  инвестиций;

     - развитие страховых институтов.

     Упрощение выхода российских компаний на рынок  капитала и создание правовых основ  формирования новых инструментов было направлено на:

     - развитие рынка производных финансовых  инструментов;

     - развитие инструментов секьюритизации  финансовых активов и рынка  ипотечных ценных бумаг;

     - снижение издержек по выходу  компаний на рынок капитала.

     Проводилось совершенствование законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов, которое включает  в себя:

     - повышение эффективности системы  раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную  стоимость инвестиционных продуктов,  предлагаемых на финансовом рынке;

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг