Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее время, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных
бумаг……………………………………………………………………………...6
Понятие, сущность и принципы государственного регулирования
рынка ценных бумаг…………………………………………………………..6
1.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг……....10
1.3 Особенности регулирования рынка ценных бумаг в зарубежных
странах………………………………………………………………………….15
Анализ системы государственного регулирования рынка ценных
бумаг…………………………………………………………………………....19
2.1Анализ состояния рынка ценных бумаг…………………………………..19
2.2 Деятельность государственных органов по управлению рынком
ценных бумаг…………………………………………………………………..22
2.3 Современные проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ………….25
3 Совершенствование государственного регулирования рынка ценных
бумаг в РФ……………………………………………………………………...29
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………29
3.2 Совершенствование организационно-экономического механизма
регулирования рынка ценных бумаг………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40
Приложение А – Динамика паевых инвестиционных фондов, млрд. руб…42
2. Централизованное регулирование – предусматривает наличие государственного ведомства, специализирующегося на регулировании отношений в сфере рынка ценных бумаг (США, Великобритания).
3. Смешанное регулирование – предполагает распределение полномочий по регулированию между центральным банком и специализированным органом государственного регулирования (Российская Федерация).
С точки зрения организации рынка ценных бумаг в настоящее время существуют две модели:
1. Предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). В Германии, в частности, важнейшую роль в вопросах регулирования рынка ценных бумаг играет Немецкий федеральный банк, а также специальный контролирующий орган – Федеральная надзорная палата по банкам.
2. Предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания).
В странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, подконтрольных центральному национальному банку и исполнительным органам государственной власти (первая модель), государственное регулирование является более жёстким.
Национальные модели регулирования рынка ценных бумаг различаются также в зависимости от наличия (отсутствия) признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Так, отсутствие СРО или их минимальная роль на рынке обычно сопряжены с повышенной ролью государственных органов (Германия, Франция); другая модель предполагает широкое участие СРО в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США, Япония). В зависимости от степени участия субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяются системы, предполагающие значительные полномочия субъектов федерации (США, Германия), и системы с минимальным участием субъектов федерации в процессе регулирования (Российская Федерация).
Можно
проводить типологию фондовых рынков
не только с точки зрения структуры,
но и с точки зрения организации
контроля. В США и Франции службы
биржевого надзора могут
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1
Анализ состояния рынка ценных бумаг
Российский рынок ценных бумаг относится к быстро растущим развивающимся рынкам. Обычно его сравнивают с фондовыми рынками Бразилии, Индии и Китая (страны БРИК). С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляются в рамках Стратегии развития финансового рынка РФ. Основные цели и задачи этой стратегии были связаны с модернизацией институтов и инструментов российского РЦБ в условиях глобализации мировой финансовой системы и усиления его конкурентоспособности.
Некоторые из пунктов Стратегии были реализованы досрочно. В число ключевых направлений не вошла и проблема манипулирования ценами на фондовом рынке и сопутствующие ей задачи.
По капитализации российский рынок ценных бумаг в 2009 году вышел на 12 место в мире. Удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира вырос с менее чем 1% до 2,4%.
На конец 2009 года по данным ФСФР капитализация рынка акций составила 32,3 трлн. руб. или 98% ВВП. В предыдущие годы капитализация фондового рынка не превышала 20% ВВП.
В 2009 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7%. Объем биржевой торговли акциями в этом году составил 31,4 трлн. руб.
Доля сделок на зарубежных рынках с российскими ценными бумагами составила в 2009 г. около 30%. Т.е. массового оттока ценных бумаг на иностранные фондовые биржи пока не наблюдалось.
РЦБ во все больших объёмах выполняет свою важнейшую функцию – функцию инвестирования экономики. В 2009 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил по данным ФСФР 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей, что составляет 10,8% к величине инвестиций в основной капитал по данным ФСГС. Продолжается тенденция превалирования размещения акций по закрытым схемам.
Рыночная стоимость публичного размещения акций в 2009 году составила около 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, составил по оценкам ФСФР около 1360 млрд. рублей или 21,2% от объема инвестиций в основной капитал. С учетом размещения российских еврооблигаций на зарубежных рынках (37 млрд. долл.) вклад РЦБ в основной капитал по оценкам ФСФР превысил 35%.
Рынок ценных бумаг стал играть ведущую роль из финансовых рынков в процессах инвестирования экономики РФ, отодвинув банковскую систему в этой сфере на второе место. Вклад банковских кредитов в инвестиции в основной капитал составил 9,6% в 2008 г. и 10,2% в 2009 году.
Таблица 2.1 – Показатели российского рынка ценных бумаг в 2009 г.
Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2009 г. | Акции | Облигации | Всего |
Открытая подписка, млрд. руб. | 74,6 | 616,4 | 691 |
Закрытая подписка, млрд. руб. | 550,6 | 10,3 | 560,9 |
Прочие, млрд. руб. | 637,4 | - | 637,4 |
Всего, млрд. рыб. | 1262,6 | 626,7 | 1889,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | - | - | 6418,7 |
Растет число собственников паевых инвестиционных фондов. По итогам 2009 года пайщиками паевых инвестиционных фондов были 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12%. На конец 2009 года в России их действовало 1030.
Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов – на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2009 году. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171% [приложение А].
В 2009 году стоимость имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов увеличилась до 5% ВВП.
Выросла активность населения непосредственно на рынке ценных бумаг. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, увеличилось более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек.
Таблица
2.2 – Участие физических лиц на
фондовом рынке РФ
Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке | 2009 г. | 2010 г. | Прирост (%) |
Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек | 6420700 | 6624500 | +3,17 |
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек | 1465996 | 1642149 | +12 |
Количество физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ | 198973 | 417400 | +110 |
Число физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, %% | 13,6 | 24,8 | - |
Основной задачей рынка ценных бумаг России в 2010 году стало восстановление позиций трехгодичной давности на фоне мирового финансового кризиса. Наблюдается стабильное повышение деловой активности на рынке ценных бумаг России, рост индекса ММВБ наблюдался практически в течении всего года, за исключением летних месяцев. В период с октября по ноябрь 2010 года индекс ММВБ вырос почти на 40 пунктов, хотя в некоторые дни наблюдался некоторый спад деловой активности.
Как и в предыдущие годы, наибольшим интересом со стороны инвесторов на рынке ценных бумаг в России в 2010 году пользовались акции нефтегазовых компаний, а также компаний, работающих в области связи и телекоммуникаций. Развитие промышленности в нашей стране все еще идет довольно низкими темпами, поэтому акции многих крупных промышленных предприятий не пользуются особой популярностью.
На
рынке ценных бумаг в 2010 году в
России практически не появилось
новых компаний, последствия финансового
кризиса не дают возможности активно
развиваться многим предприятиям. Все
более активными участниками
торгов на рынке ценных бумаг в России
становятся управляющие компании, которые
занимаются развитием паевых инвестиционных
фондов [14, с. 20].
2.2
Деятельность государственных
ценных
бумаг
Главными направлениями государственной политики по развитию финансового рынка на 2008 – 2010 годы были:
- создание условий для формирования конкурентоспособных институтов рынка ценных бумаг;
-
снижение регулятивных
-
совершенствование
- реформа системы регулирования рынка ценных бумаг.
Программа создания конкурентоспособных институтов предполагала:
-
совершенствование учетно-
-
повышение
-
внедрение систем управления
рисками профессиональных
-
развитие накопительных
- развитие страховых институтов.
Упрощение выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов было направлено на:
-
развитие рынка производных
-
развитие инструментов
- снижение издержек по выходу компаний на рынок капитала.
Проводилось совершенствование законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов, которое включает в себя:
-
повышение эффективности
Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг