Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее время, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных
бумаг……………………………………………………………………………...6
Понятие, сущность и принципы государственного регулирования
рынка ценных бумаг…………………………………………………………..6
1.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг……....10
1.3 Особенности регулирования рынка ценных бумаг в зарубежных
странах………………………………………………………………………….15
Анализ системы государственного регулирования рынка ценных
бумаг…………………………………………………………………………....19
2.1Анализ состояния рынка ценных бумаг…………………………………..19
2.2 Деятельность государственных органов по управлению рынком
ценных бумаг…………………………………………………………………..22
2.3 Современные проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ………….25
3 Совершенствование государственного регулирования рынка ценных
бумаг в РФ……………………………………………………………………...29
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………29
3.2 Совершенствование организационно-экономического механизма
регулирования рынка ценных бумаг………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40
Приложение А – Динамика паевых инвестиционных фондов, млрд. руб…42
- государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы:
- прямое, или административное, управление;
- косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участников
рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) [4, с. 295].
В
настоящее время сложилась
- Государственная Дума Российской Федерации, которая издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;
- Президент Российской Федерации: издает указы, особенно в тех случаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам задерживается;
- Правительство Российской Федерации: выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов. Оно осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений [6, с. 129].
К
государственным органам
-
Федеральная служба по
- Министерство финансов РФ;
- Центральный банк Российской Федерации;
-
Федеральная антимонопольная
- Министерство государственного имущества РФ;
-
Министерство экономического
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. ФСФР принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.
Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне, а также государственного органа регулирования рынка.
В качестве эмитента государства Министерство финансов разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.
Будучи государственным органом регулирования рынка, Министерство финансов:
-
устанавливает правила
- аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами;
- регистрирует выпуски ценных бумаг;
- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг и обеспечивает его публикацию;
-
контролирует приобретение
-
осуществляет подготовку
Центральный банк РФ является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Он регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Федеральная антимонопольная служба устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Министерство государственного имущества РФ осуществляет:
-
регулирование выпуска и
- установление правил, регистрацию и контроль за преобразованием государственных предприятий в акционерные общества при приватизации;
- лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;
- лицензирование, регулирование и контроль управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрацию выпусков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;
- установление правил учета и отчетности чековых инвестиционных фондов;
-
разработку российской
Деятельность Министерства экономического развития и торговли РФ в области рынка ценных бумаг направлена на:
- разработку политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики;
- законотворческую область;
- стремление создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;
-
экспертизу и согласование
К основным законодательным актам, регулирующим рынок ценных бумаг относятся:
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон РФ «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ;
- Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2384-1 с соответствующими изменениями и дополнениями;
- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
-
Постановления Правительства Российской
Федерации. В основном они касаются регулирования
и развития рынка государственных ценных
бумаг во всех их разновидностях [3, с. 339].
странах
В подавляющем большинстве государств организационное построение системы регулирования рынка ценных бумаг базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг – различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли. Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг.
Особенности
административного
С этой точки зрения выделяют три типа фондовых бирж:
1. Публично-правовые: находятся под постоянным государственным контролем. Государство участвует в составлении правил биржевой торговли и контролирует их выполнение, обеспечивает правопорядок во время торгов (зачастую прибегая к помощи полиции) и т.п. Этот тип распространён в Германии, Франции.
2. Частные: создаются в форме акционерного общества, полностью самостоятельны в организации биржевой торговли. Государство не берёт на себя никаких гарантий по обеспечению стабильности биржевой торговли, однако осуществляет законодательное регулирование биржевых сделок и применяет соответствующие меры ответственности. Этот тип характерен для Великобритании, США.
3. Смешанные: создаются как акционерные общества, не менее 50 % капитала которых принадлежит государству. Во главе таких бирж стоят выборные органы. Тем не менее, Биржевой комиссар осуществляет надзор за торгами и официально регистрирует курсы. Подобные биржи функционируют в Австрии, Швеции, Швейцарии [9, с. 37].
Выделяют следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:
1. Децентрализованное регулирование – предполагает отсутствие специализированного ведомства и возложение функций регулирования рынка на органы с более широкой компетенцией – Министерство финансов или Центральный банк (Германия).
Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг