Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:30, реферат
Целью данной работы является рассмотрение государственного регулирования экономики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теории государственного регулирования экономики;
- определить объекты, цели и методы государственного регулирования экономики;
- дать понятие термину «фиаско государства», определить и охарактеризовать его проявления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ….....…….4
2. ФИАСКО ГОСУДАРСТВА…….………………………………………..…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ивановский государственный химико-технологический университет»
по дисциплине: «Экономика»
тема:
«Государственное регулирование
экономики. Фиаско государства»
Иваново
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ….....…….4
2.
ФИАСКО ГОСУДАРСТВА…….……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
В данном реферате рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики России, а так же связанные с ним проблемы, в частности, фиаско государства, и пути решения.
В
течение XX в. сочетание государства
и рынка принимало
Целью данной работы является рассмотрение государственного регулирования экономики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теории государственного регулирования экономики;
-
определить объекты, цели и
методы государственного
-
дать понятие термину «фиаско
государства», определить и охарактеризовать
его проявления.
Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.
Масштабы,
направления, объекты, инструменты государственного
регулирования зависят от выбираемой
правительством политики. В основе той
или иной проводимой государством политики
лежат разные воззрения на целесообразность
и методы государственного вмешательства
в экономику. Существуют разные теории
государственного регулирования:
1) неоклассическая
теория (теория "невмешательства",
нерегулирования). Согласно воззрениям
классиков, как уже отмечалось, рыночная
экономика обладает свойством саморегулирования.
Все недостатки рынка являются следствием
ограничения рыночной свободы, и поэтому
государству не следует вмешиваться в
экономику. Рынок сам решает все экономические
проблемы, свобода выбора – основа эффективности
хозяйства;
2) кейнсианская
теория. Переворот во взглядах на роль
государства связан с именем Дж. Кейнса.
Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике,
которая, хотя и является саморегулируемой,
внутренне присущи определенные недостатки,
затраты общества по преодолению которых
очень велики, поэтому государство должно
воздействовать на рыночный механизм.
Важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.
Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.
3) Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).
Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.
Объекты
государственного регулирования – это
сферы, отрасли, регионы, явления и условия
социально-экономической жизни страны,
где возникли трудности, проблемы, которые
не могут быть разрешены рынком автоматически.
Объектами государственного регулирования
являются:
- экономический
цикл;
- отраслевая и региональная структура экономики;
- условия накопления капитала;
- занятость и цены;
- денежное обращение;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- условия конкуренции;
- состояние окружающей среды;
- внешнеэкономические связи и т.д.
Цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.
Методы
государственного регулирования подразделяются
на административные и экономические.
Административные методы регулирования
опираются на силу государственной власти
и ограничивают свободу выбора хозяйствующего
субъекта. В отличие от административных,
экономические методы государственного
воздействия (снижение налогов на бизнес
или учетной ставки) не ограничивают свободу
предпринимательского выбора.
Разграничение методов государственного
регулирования на административные и
экономические до некоторой степени условно,
поскольку, чтобы задействовать экономический
регулятор, необходимо административное
решение, в то же время любое административное
решение оказывает влияние на политику,
проводимую хозяйствующими субъектами.
Тем не менее, очевидно, что если в плановой
экономике преобладали административные
методы, то рыночной экономике характерны
экономические методы государственного
регулирования. Именно они адекватны природе
рынка, так как непосредственно воздействуют
на экономический интерес, конъюнктуру
рынка и через нее на производство и потребление
товаров и услуг.
Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда и т.п.
Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.
Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.
Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор.
Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.
В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.
Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.
Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении. Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику.
Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование. Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.
Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.
Информация о работе Государственное регулирование экономики. Фиаско государства