Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, ее роли в современной банковской системе, анализ проблем и перспектив развития банковской системы РБ, роли государства при регулировании банковской деятельности.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть понятие банковской системы, теоретические аспекты ее построения, ее структуру, элементы и выполняемые ими функции;
- выяснить роль государства в регулировании банковской деятельности, методы регулирования;
- проанализировать развитие банковского сектора РБ и рассмотреть перспективы его развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…….5
1.1. Понятие и структура банковской системы………………………………..5
1.2. Элементы банковской системы РБ и выполняемые ими функции………9
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….13
2.1. Сущность государственного регулирования банковской деятельности...13
2.2. Методы регулирования банковской деятельности…………………..……15
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РБ………………………………………………………19
3.1. Банковская система РБ – анализ за I полугодие 2010г…………………19
3.2. Концепция развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008-2012гг………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
- ограниченной уязвимостью к изменению валютно-курсовой политики в стране: на начало ІІ полугодия 2010 года удельный вес валютных кредитов в структуре общей задолженности предприятий составил 32% (на начало 2010 года – 33%), физическим лицам – 13,9% (на начало 2010 года – 18,9%).
Работая в относительно стабильном правовом поле и экономических условиях, белорусские банки обеспечивают умеренную отдачу на вложенные ресурсы. Чистая прибыль банковской системы Республики Беларусь за І полугодие 2010 года составила 0,81 трлн. рублей, что на 64% больше, чем за предыдущее полугодие. За анализируемый период убыточной была деятельность 4 из 31 банка, а общий объем их убытков был несущественным и не оказывал значительного влияния на консолидированный финансовый результат банковской системы.
На
протяжении последнего года белорусскими
банками были предприняты шаги, направленные
на поддержание операционной эффективности
на приемлемом уровне. При этом, определяющее
влияние на структуру и качество
доходной базы на протяжении 2011 года будет
оказывать общая экономическая ситуация
в стране, а также уровень использования
регулятором административных мер для
ограничения доходности банковского сектора.
3.2.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И
Концепция развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008 - 2012 годы (далее - Концепция) была разработана в целях повышения эффективности использования информационных технологий в банках РБ с учетом текущего уровня развития банковской системы РБ, развития информационных технологий в банковской сфере, программы развития денежно-кредитной сферы РБ до 2012 года, уровня развития информационного общества в РБ, принятой государственной политики создания информационного общества в РБ.
Применительно к банковской системе одним из критериев построения развитого информационного общества является наличие широкого комплекса банковских продуктов и услуг, доступных в любом населенном пункте РБ. Это, свою очередь, невозможно без развитой телекоммуникационной инфраструктуры [13, с. 3].
Перспективы достижения современного уровня развития информационных технологий и проникновения их в общественную жизнь сегодня также связывают с созданием "электронного правительства". В борьбе с бюрократией первостепенное значение во многих странах придают именно информационным технологиям. На это работает принцип предоставления государством услуг для граждан и бизнеса "одно окно", который являете важной частью "электронного правительства".
Построение информационного общества в РБ, предоставление услуг "электронного правительства" - задачи, решение которых прямо и опосредованно связано с развитием банковской сферы. Степень интеграции банковской системы с государственными органами и ведомствами является одним из важнейших критериев построения развитого информационного общества.
Помимо общепринятых средств доступа к банковским продуктам и услугам и службам "одно окно" посредством применения современных информационных технологий можно реализовать возможность обращения к ним, не выходя из дома, через Интернет-порталы, терминалы с сенсорными дисплеями, call-центры, интерактивные справочные службы, точки беспроводного доступа и др. При этом необходимо обеспечивать доступность и простоту операций для пользователей.
Таким
образом, еще один критерий построения
развитого информационного
Решение
задач повышения эффективности
использования информационных технологий
сегодня напрямую связывается с
созданием единого
Единое
информационное пространство банковской
системы - совокупность баз и банков
данных, технологий их ведения и
использования, информационно-
Основными показателями эффективности реализации настоящей Концепции являются:
- уровень развития, надежность и безопасность единого информационного пространства;
- уровень развития, надежность и безопасность систем дистанционного обслуживания пользователей банковских услуг;
- степень объединения в интегрированное информационное пространство распределенных информационных ресурсов;
- уровень автоматизации управленческой деятельности банковской системы.
Национальная платежная система РБ представляет собой совокупность банковских и финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами. Платежная система является неотъемлемой частью финансово-кредитной системы.
Информационные
технологии в Национальном банке
характеризуются развитием
- организация корпоративной вычислительной сети, обеспечивающей защищенное и надежное информационное взаимодействие функциональных систем и отдельных программных комплексов центрального аппарата Национального банка, а также удаленный доступ к информационному ресурсу структурных подразделений, предприятий и организаций;
- разработка и внедрение функциональных систем (локальных информационных технологий), обеспечивающих выполнение задач Национальным банком в области учетно-операционных работ, денежно-кредитного регулирования и организационно-управленческой деятельности;
- соответствие парка вычислительной техники и программного обеспечения потребностям применения информационных технологий.
Создана
база для решения основных задач
деятельности Национального банка
с использованием информационных технологий
и дальнейшего ее развития с учетом
мировых тенденций в области
информационных технологий и банковской
практики. Национальным банком уже
разработаны, внедрены и эксплуатируются
автоматизированные системы, обеспечивающие
выполнение государственных задач
в области межбанковских
На
данный момент банки Республики Беларусь
прошли основные этапы автоматизации,
в частности, внедрены системы, непосредственно
связанные с автоматизацией банковского
бизнеса, деятельностью финансово-
Однако
следует отметить проблемы взаимодействия
большинства систем друг с другом,
так как часть из них приобретена
у различных сторонних
Несогласованность можно также отметить и на более высоком уровне - информационное взаимодействие банков между собой, с Национальным банком, взаимодействие банковской системы с государственными органами поставлено, как правило, на уровне односторонней отчетности и порой не соответствует реальным потребностям каждой из сторон.
В основном данная проблема связана с отсутствием стандартов для различных частей систем автоматизации, регламентированных сценариев электронного взаимодействия между локальными банковскими системами и системами контролирующих сторонних организаций, клиентов.
Большинством
банков вырабатываются собственные
стратегии развития информационных
технологий, определяющие ключевую политику
банка в области автоматизации
локальных информационных процессов.
Задача организации
Развитие информационных технологий в банках в первую очередь осуществляется для удовлетворения информационных потребностей пользователей банковских услуг.
С
развитием информационных систем появляется
возможность значительно
В настоящее время одним из динамично развивающихся участков работы банков являются расчеты. Причинами этого являются стабильный экономический рост в РБ, укрепление хозяйственных связей между субъектами, появление в различных отраслях крупных холдингов, развитие в компаниях новых современных технологий управленческого учета и бюджетного финансирования.
В
то же время потребности
Как следствие, качество расчетно-информационного обслуживания банком должно быть поднято на более высокий уровень: доступно 24 часа в сутки, максимально приближено к клиенту, надежно и безопасно, адаптировано к потребностям пользователя, удобно в плане возможности проведения безбумажных операций и предоставления комплекса услуг по принципу "одно окно". Экономическая эффективность данного решения очевидно проявится снижением затрат на исполнение услуг и удешевлением их стоимости.
Вместе с тем существует ряд препятствий для развития информационных технологий в банковской системе.
Решения по применению информационных технологий в современном банковском бизнесе становятся одним из главных элементов стратегии развития банка, поскольку уровень и качество поддерживающих деятельность банка информационных технологий определяет в конечном итоге качество предоставляемых услуг, уровень менеджмента и надежность функционирования финансового института.
Часть
банковских процессов не подлежит автоматизации
в силу высокой стоимости ее проведения
и отсутствия явной экономической
(либо другого характера) выгоды от
результатов, другая часть - по причине
наличия организационной
Автоматизация
банковского процесса может также
быть сопряжена с изменением нормативных
правовых актов Республики Беларусь,
регулирующих расчетно-информационное
взаимодействие посредством электронных
средств. Процесс изменения может
занять длительное время и привести
к большим убыткам, то есть, имея
средства и возможности, не всегда можно
осуществить внедрение
Кроме того, отсутствие стандартов формирования и функционирования различных частей информационных систем препятствует созданию интегрированных информационных систем, систем на уровне межбанковского взаимодействия, взаимодействия с государственными органами.
Проблемами,
стоящими на пути развития информационных
технологий, являются сопровождение
и поддержка приобретенных
Информация о работе Государственное регулирование банковской деятельности в РБ