Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, ее роли в современной банковской системе, анализ проблем и перспектив развития банковской системы РБ, роли государства при регулировании банковской деятельности.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть понятие банковской системы, теоретические аспекты ее построения, ее структуру, элементы и выполняемые ими функции;
- выяснить роль государства в регулировании банковской деятельности, методы регулирования;
- проанализировать развитие банковского сектора РБ и рассмотреть перспективы его развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…….5
1.1. Понятие и структура банковской системы………………………………..5
1.2. Элементы банковской системы РБ и выполняемые ими функции………9
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….13
2.1. Сущность государственного регулирования банковской деятельности...13
2.2. Методы регулирования банковской деятельности…………………..……15
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РБ………………………………………………………19
3.1. Банковская система РБ – анализ за I полугодие 2010г…………………19
3.2. Концепция развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008-2012гг………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Одной
из проблем развития национальных банковских
систем в современных условиях глобализации
является проблема участия в них
иностранного капитала. В целом ряде
стран его доля в совокупных активах
национальной банковской системы в
настоящее время достигает 70 – 80%
(например, в Венгрии, Польше). С одной
стороны, снятие ограничений на деятельность
нерезидентов в банковской сфере
усиливает конкуренцию на внутреннем
рынке банковских услуг и на основе
использования передового мирового
опыта способствует распространению новых
банковских технологий и повышению уровня
менеджмента банков, а также расширению
спектра и росту качества банковских услуг,
предоставляемых хозяйствующим субъектам
и населению. С другой стороны, при недостаточном
развитости банковской системы страны
большинство национальных банков не в
состоянии конкурировать с иностранными,
а центральные банки постепенно теряют
часть контроля за банковской системой.
1.2.
ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РБ
И ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ИМИ ФУНКЦИИ.
В соответствии с Конституцией и Банковским кодексом банковская система РБ является двухуровневой и состоит из Центрального банка страны (высший уровень), универсальных и специализированных коммерческих банков (второй уровень), а также из примыкающих ко второму уровню небанковских кредитно-финансовых учреждений и организаций [12, с. 5].
Становление Национального банка РБ как центрального банка связано с принятием в декабре 1990 г. Законов «О национальном банке РБ» и «О банках и банковской деятельности в РБ». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк РБ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РБ, Банковским кодексом, законами РБ, правовыми актами Президента РБ, а также Уставом Национального банка РБ.
Национальный банк действует исключительно в интересах РБ и подотчётен только Президенту. Он является юридическим лицом и состоит из центрального аппарата, а также структурных подразделений и организаций, находящихся как на территории республики, так и за её пределами. Имущество Национального банка находится в собственности РБ и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством.
Органами
управления Национального банка
являются Правление и Совет директоров.
Высший орган управления – правление
Национального банка –
Основные цели деятельности Национального банка [1, с. 24]:
- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, поддержание её стабильности;
- обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Важнейшие функции Национального банка следующие:
- разработка и реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- осуществление эмиссии денег;
- регулирование денежного обращения, кредитных отношений;
- организация функционирования платёжной системы Республики Беларусь;
- осуществление выпуска (эмиссии) ценных бумаг Национального банка;
- установление правил и порядка осуществления банковских операций;
- организация составления платёжного баланса, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь;
- формирование золотовалютных резервов и управление ими;
- заключение соглашений с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
- осуществление функции «банка банков» (рефинансирование банков, организация системы межбанковских расчётов, хранение свободных ресурсов банков);
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
- выполнение функции финансового агента Правительства;
- реализация функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;
- осуществление государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и другие функции, определённые законодательными и нормативными правовыми актами РБ.
Особенности
правового статуса
Второй
уровень банковской системы –
это сеть независимых банков, которые
являются основным звеном в обслуживании
экономики государства и
Второй уровень банковской системы в Беларуси представлен 28 банками (Приложение В). В настоящее время в банковской системе государства почти 80% составляет государственный капитал. В соответствии с Концепцией развития банковской системы на 2001 – 2010 гг. был взят курс на снижение доли государственной собственности в банковской системе. К 2010 г. эта доля снизилась до 50%.
Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Банки и небанковские
кредитно-финансовые организации самостоятельны
в своей деятельности. Вмешательство
государства, его органов и должностных
лиц в деятельность банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций допускается
исключительно в пределах, установленных
Конституцией Республики Беларусь и
принятыми в соответствии с ней
законодательными актами Республики Беларусь.
На банк и небанковскую кредитно-финансовую
организацию могут быть возложены функции
агента валютного контроля и контроль
за ведением клиентами кассовых операций.
Банки могут выполнять
поручения Правительства РБ, республиканских
органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов, осуществлять операции со средствами
республиканского и местных бюджетов
и производить расчеты по ним, обеспечивать
целевое использование бюджетных средств,
выделяемых для выполнения республиканских
и региональных программ.
2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Государственное регулирование
банковской деятельности в
Со стороны Национального банка государственное регулирование банковской деятельности производится посредством: процедур государственной регистрации и ликвидации кредитных организаций, установления запретов и ограничений, экономических нормативов, установления экономических санкций за нарушения предъявляемых требований, надзора за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, определения порядка организации внутрибанковского контроля и аудита, лицензирования банковских операций.
Система
надзора представляет собой совокупность
экономических и
Надзор
за коммерческими банками
В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы РБ Национальный банк устанавливает для банков экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка; предельный размер неденежной части уставного фонда и т.д.
Коммерческие банки РБ имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Национальном банке. До государственной регистрации коммерческий банк должен в полном объеме сформировать уставный фонд. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей. Минимальный размер уставного фонда устанавливаетсяНациональным банком. Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. В отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком.
Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк РБ ряд документов: заявление о гос. регистрации; устав банка; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме и т.д. Для регистрации и получения лицензии иностранному банку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории РБ [6, с. 12].
Рассмотрение документов для решения вопроса о регистрации банка должно осуществляться не более двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка.
При
положительном решении вопроса
о регистрации банка отдел
лицензирования производит соответствующую
запись в Едином государственном
регистре юридических лиц и
Банковским
законодательством определен
2.2.
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).
Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений [18, с. 98]. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Национального банка становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо
разбивки методов банковского
Различаются
методы и инструменты денежно-
Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.
Информация о работе Государственное регулирование банковской деятельности в РБ