Государственная политика и концепция развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современное состояние сферы туризма в России…………………….6
1.1 Характеристика туристской инфраструктуры Российской Федерации …………………………………………………………………………………….10
1.2 Состояние нормативного правового регулирования сферы туризма в России …………………………………………………………………………....14
Глава 2. Развитие туризма Российской Федерации…………………………..19
2.1 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках……………………………………………19
2.2 Направления развития сферы туризма в России…………………………..27
Практическая часть………………………………………………………….......33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………….......40

Файлы: 1 файл

Курсовая....doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Требования динамики развития туристского рынка обусловливают  необходимость постоянного совершенствования  законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния  развития туризма в мире и состояния сферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмом по его развитию, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков.

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм  доходной составляющей всей  экономики России

2.1 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации: 
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах. 
Основные задачи: 
Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:

  • разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания цикловых теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в периодических СМИ;
  • издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
  • организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением к участию органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации;
  • обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торгпредств Российской Федерации;
  • поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
  • организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
  • проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
  • организации презентаций туристских возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;
  • формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны. 
    Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма путем:  
    доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в смежных областях;
  • принятия нормативно-правовых основ введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
  • осуществления государственной политики, направленной на увеличение доходов федерального бюджета, на основе эффективного управления государственной собственностью в туристской индустрии;
  • создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристской инфраструктуры;
  • создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
  • разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе Положения о классификации гостиничных средств размещения, и отнесения этих вопросов к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
  • совершенствования визовой стратегии в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей туристских виз лицам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
  • разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля за соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев. 
    Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:
  • создания Межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации;
  • создания Межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристской индустрии;
  • формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.  
    Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
  • разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
  • разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
  • создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • разработки и внедрения современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
  • создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
  • реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом в рамках внебюджетных средств;
  • поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на эти цели.

Реализация перечисленных  в Концепции задач, стоящих перед отраслью, требует предусмотрения бюджетных расходов на государственную поддержку развития туризма. 
Все основные задачи по развитию государственной политики в области туризма, представленные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и загранаппарата федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год. 
Необходимость ежегодных ассигнований из федерального бюджета продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и др.  
В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны.  
Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая значительный мультипликативный эффект туризма, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.  
В целом, принятие данной Концепции за основу с целью осуществления государственной политики в области развития туризма и утверждение плана мероприятий по ее реализации будут способствовать повышению экономического уровня развития страны, благосостоянию населения и укреплению международного положения России как неотъемлемой составляющей мирового рынка.

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия  по продвижению отечественного туристского  продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.

Для повышения конкурентоспособности  российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.

Многое из этого уже  осуществляется. Вместе с тем при  существующем в настоящее время  бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения  одного иностранного туриста, обеспечивающего  поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн.евро.

К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Проводниками активного  продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом  могут и должны стать представительства  Российской Федерации по туризму  за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса. Ранее планировалось, что эту работу возьмут на себя Торговые представительства Российской Федерации за рубежом. К сожалению, этого не произошло. Эффективность подобных мер не вызывает сомнений, только в Российской Федерации в настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.

Таким образом, задача государства  состоит в продвижении российского  туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

На необходимость реализации этой задачи указывается в Федеральном  законе от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Механизмами продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует отнести:

- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- поддержка и консолидация  профильной выставочной деятельности  в Российской Федерации с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок

- некоммерческое рекламное  продвижение российского туристского  продукта на направляющих зарубежных  и внутреннем с целью увеличения  въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;

- подготовка некоммерческой  рекламно-информационной печатной  и иной продукции для распространения  ее на крупнейших международных  туристических выставках и через  российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;

- распространение информации  о России как о привлекательном  туристском направлении в глобальной  сети Интернет;

- проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в стране, презентации новых российских туристских направлений за рубежом, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.

Опыт реализации государственных  рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного  образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего  туризма.

2.2 Направления  развития сферы туризма в России

Значение туризма в  мире постоянно растет, что связано  с возросшим влиянием этой сферы  на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

В стране в настоящее  время в целом постепенно формируется  реалистичный подход к туризму и  понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния развития туризма в мире и состояния сферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмом по его развитию, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков. К конкурентным преимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Несомненными конкурентными  преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует  отметить, что уникальные природные  ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться  в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем  туристские предпочтения как иностранных  туристов, так и отечественных, связаны  с высоким уровнем сервиса  и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

Информация о работе Государственная политика и концепция развития туризма