Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 21:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ глобализации, а также ее влияние на национальную экономику России.
Введение
1. Сущность глобализации
1.1 Понятие глобализации
1.2 Предпосылки развития глобализационных процессов
2. Влияние глобализации на национальную экономику
2.1 Позитивные последствия глобализационных процессов
2.2 Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
3. Влияние глобализации на экономику России
3.1 Место России в мировой экономике
3.2 Возможности России в условиях глобализации экономики
Заключение
Список используемой литературы
Из анализа показателей
таблиц 1-3 и других фактологических
данных со всей определенностью "
Однако Россия вовсе не
обречена на то, чтобы сидеть сложа
руки и пассивно взирать на глобализацию.
Участие РФ в последней должно
осуществляться на базе разработки и
реализации продуманной стратегии,
учитывающей, с одной стороны, отмеченные
выше негативные реалии, а, с другой
стороны, богатейшие ресурсные возможности
и преимущества нашей страны. Это
участие должно активизироваться по
всем направлениям, вытекающим из рассмотренных
выше сущностных черт и противоречий
ГЭ. При этом Россия должна в полной
мере использовать свое уникальное геополитическое
преимущество, выражающееся в возможности
одновременного участия в процессах
развития экономического партнерства
и квази-интеграционного
При этом вовлечение России в глобализацию должно перестать идти по линии пассивной адаптации к последней. Необходимо на базе имеющихся для этого возможностей разработать механизм "интеграции в глобализацию", обеспечивающий активное влияние России на глобализационные процессы, прежде всего во взаимодействии с G-8 и другими ведущими государствами мира, особенно КНР и Индией, на двусторонней основе и в рамках международных организаций. С учетом сформулированных выше сущностных черт и противоречий ГЭ выделяют некоторые узловые проблемы, связанные с формированием такого механизма. Для активизации российского влияния на ГЭ необходимо прежде всего принять меры внутриэкономического характера, направленные на повышение удельного веса РФ в мировом ВВП и промышленном производстве, что создало бы базу для укрепления ее позиций в торговле и по другим направлениям мирохозяйственных отношений.
По прогнозу известного российского
специалиста в области
Уточнение этого прогноза с учетом фактических данных Всемирного банка и ВТО за 2006 г. и предварительных оценок за 2007 г. подтверждает расчетный показатель на 2017 г. для ВВП и делает более оптимистичными прогнозные показатели на 2017 г. для экспорта товаров и услуг — соответственно 4,40% и 1,80% (рис. 1).[9]
Рис. 1. Прогноз роста доли российского экспорта товаров и услуг в мировом экспорте товаров и услуг до 2017 гг. (рассчитано на базе данных ВТО за 2000-2007 гг.)
Однако для весомого улучшения ситуации, которое выразилось бы в более высоких показателях 2017 года, необходимы радикализация реформ и существенное совершенствование государственного регулирования экономики, особенно в части формирования эффективной структурной политики (правительство РФ еще в начале 1992 г. поручило тогдашнему Министерству экономики разработать концепцию такой политики, и эта разработка продолжается по сей день). Между тем в последнее десятилетие заметного повышения своего удельного веса в мировой экономике добились как раз те страны (прежде всего НИС "первой волны" и КНР), которые как раз и сумели разработать и реализовать эффективную структурную политику. Общим для этих стран было то, что они не подражали западным моделям постиндустриализации и сделали упор на целенаправленной модернизации структуры с акцентом на ряд отраслей и подотраслей промышленности, которые должны были обеспечить им в перспективе прочные "ниши" на мировом рынке. В результате доля третичного сектора в их экономике (35-50% ВВП) была и остается ниже, чем в высокоразвитых странах.
Россия же стихийно пошла по иному пути. По расчетам автора, за один 1992 г. доля сферы услуг в ВВП РФ увеличилась на 15 процентных пунктов по сравнению с предшествующим годом. В дальнейшем, как видно из таблиц 4 и 5, третичный сектор стал устойчиво преобладающим в ВВП (а со второй половины 1990-х гг. и в общей численности занятых) и по относительным (долевым) показателям приблизился к странам Запада.[3]
Таблица 4. Доля макросекторов в ВВП РФ (%)
Годы |
Первичный |
Вторичный |
Третичный |
1990 |
17 |
48 |
35 |
1999 |
7 |
34 |
58 |
2003 |
5 |
34 |
61 |
2004 |
5 |
34 |
61 |
2005 |
6 |
38 |
56 |
2008 |
6 |
38 |
56 |
Таблица 5. Доля макросекторов в ВВП стран мира в 2008 г. (%)
Страны |
Первичный |
Вторичный |
Третичный |
США |
1 |
22 |
77 |
Франция |
2 |
21 |
77 |
Германия |
2 |
30 |
68 |
Япония |
1 |
31 |
68 |
Великобритания |
1 |
26 |
73 |
Италия |
2 |
27 |
71 |
Испания |
3 |
29 |
67 |
Польша |
5 |
32 |
64 |
Россия |
6 |
38 |
56 |
Российский "постиндустриализм" имеет весьма мало общего с постиндустриализмом стран Запада. Доминирование третичного сектора на Западе основывается на том, что первичный и вторичный сектора, достигнув весьма высокого уровня развития, целиком удовлетворяют потребности населения во всей номенклатуре товаров и полностью обеспечивают третичный сектор адекватной для высокоэффективного развития технической базой, и это при падающей доли промышленности и особенно сельского хозяйства в совокупной занятости.
В противоположность этому российская "постиндустриализация" в постсоветский период стала результатом не столько реального прогресса третичного сектора (хотя позитивные сдвиги здесь налицо по ряду направлений), сколько промышленного и аграрного кризисов прошлого десятилетия, т.е. деиндустриализации и деаграризации. При этом экспансия третичного сектора в РФ проходила главным образом за счет "разбухания” торгово-посреднического и банковского секторов. В то же время деловые (инжиниринг, консалтинг и др.), информационные и другие высокотехнологичные услуги развивались менее высокими темпами, хотя и показывали значительный прогресс. Недостаточно развиты также транспортные и туристические услуги. В результате Россия, из года в год показывая внушительный актив внешнеторгового баланса по товарам, одновременно сводит баланс по торговле коммерческими услугами с внушительным дефицитом (14,2 млрд. долл. США в 2007 г., по данным ВТО).[13]
Безусловно, Россия нуждается
в ускорении экспансии
В завершении хотелось бы обратить внимание на проблему формирования российских ТНК первого эшелона. Поскольку главным субъектом глобализации выступают ведущие ТНК, Россия для равноправного участия в ГЭ и активного воздействия на нее должна располагать несколькими десятками первоклассных ТНК, российских по контролю над капиталом и местопребыванию материнской (головной) компании, имеющих филиалы во всех важнейших регионах мира и проводящих глобальную стратегию в области НИОКР, производства, маркетинга и реализации продукции (товаров в форме материального продукта и коммерческих услуг) и ориентирующихся на российские национальные интересы, что способствовало бы наиболее полному удовлетворению и их собственных "меркантильных" интересов.[5]
На сегодняшний день в России не так много компаний, отвечающих даже самым общим критериям для причисления к ТНК, применяемым ООН. Российские ТНК действительно международного класса ("Газпром", "Лукойл", "Русал" и некоторые другие) можно буквально-таки пересчитать по пальцам, но и они занимают в рейтинге 500 крупнейших корпораций мира по показателям транснациональности места далеко не в первой десятке. Например, у ведущего среди российских ТНК по всем показателям транснациональности "Лукойла" размер зарубежных активов в 2004 г. был в 58 раз меньше, чем у мирового лидера по этому показателю "Дженерал электрик" (GeneralElectric) и почти в 20 раз меньше, чем у "Бритиш петролеум" (BP). Как показало весьма солидное исследование А.В.Кузнецова, из 40 ведущих российских нефинансовых ТНК лишь у одной ("Лукойл") зарубежные активы превысили 10 млрд. долларов США, а у девяти ("Газпром", "Русал", "Совкомфлот", "МТС", "Новошип", "Алтимо", "Норникель", "Зарубежнефть" и "Евразхолдинг") составили от 1 до 5 млрд. долларов. Все прочие российские ТНК вообще не сопоставимы по этому критерию с мировыми ТНК первого эшелона.[13]
Государство должно содействовать
формированию мощных российских ТНК, причем,
как правило, косвенно, т.е. при помощи
организационно-правового и
При этом государство должно
пристально следить за тем, чтобы
российские ТНК и МСА с их участием
на внутреннем рынке не овладевали
доминирующими, а тем более монопольными
позициями в ущерб другим хозяйствующим
субъектам и обществу в целом.
Для этого должно постоянно совершенствоваться
законодательство в области регулирования
монополии и конкуренции внутри
РФ, что будет побуждать российские
ТНК проводить более
Для успешной адаптации РФ
к процессам глобализации и ведущие
российские банки должны войти в
клуб первоклассных, лидирующих в мировых
рейтингах транснациональных