Формирование рынка труда в РФ: задачи, особенности, инфраструктура
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 01:12, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы заключается в рассмотрении рынка труда относительно нашей страны. Отсутствие данного рынка повлекло бы за собой крах всей экономической системы, так как никакой другой рынок экономики не смог бы существовать без рынка труда и предоставляемых им ресурсов. Также на сегодняшний день особенно остро стоит проблема занятости населения в России. Неблагоприятные условия труда, малая заработная плата и т.д. способствуют развитию безработицы в нашей стране. Цель работы - раскрыть сущность рынка труда и его структуру, исследовать его негативные явления, а также проанализировать его состояние в современных условиях.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………………….....5 1.1 Понятие «рынок труда». Его функции, типы, составные элементы………....5 1.2 Историческое становление российского рынка труда………………………..8 Структура рынка труда в РФ…………………………………………………..9 1.4 Понятие «безработица». Виды безработицы.………………………………...12 Глава 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ...17 2.1 Особенности и тенденции развития рынка труда в РФ……………………...17 2.2 Структура спроса на рынке труда РФ………………………………………...22 2.3 Динамика и структура безработицы в РФ……………………………………25 Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ……………………………………………………………………………………28 3.1 Государственное регулирование рынка труда. Политика занятости населения…………………………………………………………………………...28 3.2 Основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в РФ в условиях кризиса……………………………………………30 3.3 Прогноз ситуации на рынке труда РФ………………………………………..31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...37
Однако постепенный выход из
кризиса принес свои результаты: уровень
числа безработных сократился на 0,9%, число
безработных уменьшилось на 737 тыс. чел.,
уровень зарегистрированной безработицы
составил 2,1% (2010г.) по отношению к 2,8% (2009г.),
а численность официально зарегистрированных
безработных оказалась равна 1590 тыс. чел.,
что на 557 тыс. чел. меньше, чем в годы кризиса.
Но данная тенденция не является для нас
положительной. Ибо безработица прогрессирует,
хоть и не в таких масштабах, как во время
кризиса.
На январь 2012 г. уровень безработицы
по России составляет 6,3%, что приблизительно
равно докризисному уровню. Однако, сравнивая
Россию и европейские страны можно сделать
вывод, что РФ имеет достаточно неплохой
показатель. Таким образом, безработица
в Испании составляет почти 23% - что вообще
сопоставимо с "отсталой" Тувой. Показатель
безработицы в Якутии (9,7%) сопоставим с
Францией и Польшей. Тверская область
(5,7%) дает те же цифры, что и Германия, а
Московская область (1%) имеет такие же
показатели, как и у Австрии.
На территории российского
государства безработица распределилась
так же неравномерно, как и в Европе.
Согласно рейтингу, опубликованному
Росстатом, менее всего безработица затронула
Москву – 1%, Санкт-Петербург – 1,4%, Ленинградскую
область – 3,1%, Ямало-Ненецкий автономный
округ – 3,6%, а также Магаданскую область
– 3,9%. Замыкает данный рейтинг Ингушетия,
Чечня, Тува, Калмыкия и Кабардино-Балкария.
Исходя из представленных данных,
на сегодняшний день Россия находится
на достаточно высокой ступени, по сравнению
с некоторыми европейскими странами. Мы
имеем средний показатель безработицы,
что не ухудшает наше положение в экономике,
а дает толчки для дальнейшего ее развития.
Подводя итоги второй главы,
следует выделить, что рынок труда, как
и любой другой экономический рынок, обладает
определенными особенностями и тенденциями
к развитию. Они позволяют достаточно
широко взглянуть на данный рынок, определить
его структурные составляющие. Одной из
них является спрос на трудовые ресурсы.
В ходе его исследования определилось,
что наиболее востребованными специальностями
на рынке труда считаются: менеджеры по
продажам, экономисты и финансисты. Однако,
стоить заметить, что при достаточно высокой
потребности рынка в трудовых ресурсах
безработица стране имеет далеко не низкие
показатели.
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В
РФ
3.1 Государственное
регулирование рынка труда. Политика занятости
населения
Государственное регулирование
рынка труда направлено на достижение
рационального в конкретных социально-экономических
условиях уровня занятости, наибольшего
соответствия предложения труда его спросу,
а также профессиональной структуры занятых
профессиональной структуре занимаемых
рабочих мест, снижения безработицы и
смягчения ее последствий.
Меры государственного регулирования
рынка труда:
Создание новых рабочих мест
за счет сокращения рабочего дня на уже
существующих рабочих местах, что воздействует
на величину и структуру спроса на рабочую
силу.
Регулирование режима работы
и отдыха. Государство посредством законодательства
устанавливает максимальную продолжительность
рабочей недели.
Квотирование рабочих мест
для инвалидов и создание для них специализированных
предприятий
Помощь в открытии предприятий
Государственные субсидии на
расширение производства
Открытие новых государственных
предприятий
Предоставление государственных
заказов промышленности в период спадов
Организация общественных работ
Организация переподготовки
населения
Основные положения государственной
политики содействия занятости населения
и сокращения безработицы определены
в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости
населения в Российской Федерации». К
ним относятся:
Развитие трудовых ресурсов
Обеспечение равных возможностей
всем гражданам Российской Федерации
независимо от национальности, пола, возраста,
социального положения, политических
убеждений и отношения к религии в реализации
права на добровольный труд и свободный
выбор занятости
Создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека
Поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности, содействие развитию
их способностей к производительному,
творческому труду
Осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы
Предупреждение массовой
и сокращение длительной (более одного
года) безработицы
Поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие
места, прежде всего для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы
Объединение усилий участников
рынка труда и согласованность их действий
при реализации мероприятий по содействию
занятости населения
Координацию деятельности в
области занятости населения с деятельностью
по другим направлениям экономической
и социальной политики, включая инвестиционно-структурную
политику, регулирование роста и распределение
доходов, предупреждение инфляции
Координацию деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников
и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения
Международное сотрудничество
в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации
за пределами территории Российской
Федерации и иностранных граждан на
территории Российской Федерации, соблюдение
международных трудовых норм [4, c. 61]
Данный закон выявляет роль
государства на рынке труда. С помощью
законодательства оно регулирует рынок,
способствуя увеличению занятости населения
и уменьшению безработицы. Создавая благоприятные
условия для наемных работников, работодателей,
фирм и предприятий, государство старается
решить важные проблемы, мешающие развитию
современного российского рынка труда.
На мой взгляд, положения, определенные
в Законе «О занятости населения в Российской
Федерации», не оставляют без внимания
ни одну составляющую рынка труда.
Они достаточно четко определяют цели,
достижение которых устранит проблему
занятости и безработицы.
3.2 Основные направления
по повышению эффективности функционирования
рынка труда в РФ в условиях
кризиса
Кризисные явления прошлых
лет отложили свой неизгладимый след на
экономике нашей страны. Не смотря на попытки
государства устранить различные проблемы
на рынке труда, следует определить комплекс
мер, которые позволят нам снизить напряженность
на рынке труда и уровень безработицы,
увеличить значимость правовых отношений
в социально-трудовой сфере, обеспечить
возможность достижения полной занятости
с достойным уровнем оплаты труда, отменить
ущемление прав человека на труд и трудовую
дискриминацию.
Меры, направленные на увеличения
эффективности функционирования рынка
труда:
Усилить роль государства, законодательно
регулирующего рынок труда. Ибо оно создает
условия достойной жизни и благоприятного
труда и для работодателя, и для работника.
Изменить взгляды государства
и предприятий на наемного работника.
Он должен восприниматься, как личность
с непрерывно растущими духовными
и материальными потребностями.
Следует пересмотреть, а возможно
и отменить устаревшие законодательные
акты о труда. Также, с целью содействия занятости, стоит дать право регионам вносить свои коррективы в федеральные законы, связанные с развитием предпринимательства.
Увеличить финансирования одних
из самых важных отраслей экономики - науки,
медицины, сельского хозяйства.
Развить систему подготовки
грамотных кадров за счет средств федерального
бюджета. Уделить особое внимание системе
дополнительного образования, системе
переподготовки.
Сформировать систему стимуляции
к труду. Это может выражаться в увеличении
вознаграждений, оплате отдыха, обучения,
лечения и т.д.
Формировать серьезное отношение
к контракту.
Повысить значимость социального
страхования.
Данный комплекс мероприятий
способен помочь стране в повышении уровня
ее экономического развития, особенно
в период кризисных явлений. С его помощью,
на мой взгляд, РФ поднимется на ступень
выше, сможет поставить себе более серьезные
цели в развитии экономики.
3.3 Прогноз ситуации
на рынке труда РФ
Российский рынок труда
достаточно динамичен. Он находится
в постоянном движении, что определяется
социально-экономическим положением,
структурными изменениями, а также
изменениями в законодательстве.
Как известно, с 2008 г., под влиянием
мирового экономического кризиса, началось
ухудшение экономической ситуации в стране.
Главным негативным процессом, постигшим
Россию, стал рост безработицы. Однако
по прогнозам Департамента трудовых отношений
и государственной гражданской службы
Минздравсоцразвития России, численность
трудоспособного населения к 2016 году уменьшится
на 9,8 млн. человек и будет составлять 58%
в общей численности населения. Такая
ситуация сохранится вплоть до 2030 года.
Вследствие чего можно сделать вывод,
что будет ожидаться дефицит трудовых
ресурсов и усиление иммиграционного
прироста в стране.
На сегодняшний день предложение
труда и спрос на него в большей степени
сконцентрированы в центральных регионах.
В остальных регионах спрос значительно
превышает предложение. Исходя из этого,
можно спрогнозировать продолжение такой
же тенденции в будущем.
Стоит ожидать увеличения мобильности
наемных рабочих из одной компании в другую.
Огромную роль в данной ситуации сыграют
мотивационные программы. Такие, как наличие
«белой» зарплаты и «социального пакета».
Проблема превышение спроса
над предложением труда, т.е. нехватки
персонала, будет решаться на нескольких
стадиях. Будут снижены требования к трудовому
стажу, ибо уже сейчас привлекаются выпускники
ведущих ВУЗов.
Требования компаний к знанию
иностранных языков будут значительно
снижены. Уже на данный период времени
эта тенденция прослеживается в ряде крупных
компаний (Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola) .
Происходит старение персонала.
На те специальности, на которые требовались
наемные работники «до 25 лет», показатель
возраста увеличился «до 35 лет». Можно
говорить о дальнейшем развитии этой тенденции.
Увеличится роль привлечения
наемных работников из других регионов,
т.к. трудовое население России характеризуется
низкой мобильностью. На данном этапе
государство разрабатывает программы,
стимулирующие повышение мобильности
населения. Однако они носят лишь словестный
характер.
Определенные же сектора экономики
сохранят в себе достаточно высокую долю
иммигрантов.
В долгосрочной перспективе
потребность в персонале будет расти,
особенно в сфере Информационных технологий
и Телекоммуникаций (беспроводные технологии,
внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов
и инвестиций (IPO, банковская розница),
медицины (включая специалистов по биотехнологиям
и генной инженерии), производства (инженеры
и технологи).
Можно с уверенностью сказать
о дальнейшем увеличении разрыва между
спросом и предложением на рынке труда.
Следовательно, для привлечения и удержания
квалифицированных сотрудников компаниям
придется тратить все большее количество
денежных средств, разрабатывать мотивационные
программы, более гибко подходить к требованиям
по опыту кандидатов, снимать возрастные
ограничения.
Подводя итоги третьей главы,
можно говорить о том, что государственная
политика в области занятости в России
призвана охватывать регулирование заработной
платы, стимулирование создания новых
рабочих мест и развития предпринимательства,
оказание помощи безработным в организации
собственного дела, создание сети предприятий
защищенной занятости для инвалидов, организацию
переподготовки работников, организацию
общественных работ, выплату пособий по
безработице.
С помощью ряда мер, представленных
выше, можно оказать помощь государству
в достижении целей, связанных с регулированием
рынка. Ведь, судя по прогнозу развития
российского рынка труда, некоторые отрасли
экономики будут испытывать нехватку
кадров по причинам, которые связанны
с социально-трудовыми условиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рынка труда имеет
особое значение для экономики каждой
страны. В России его становление началось
еще в период планового хозяйства, когда
страна испытывала множество трудностей.
Однако на втором этапе развития ситуацию
на данном рынке удалось стабилизировать,
наметился интенсивный экономический
подъем. Исходя из событий сегодняшнего
дня, можно констатировать, что окончательно
российский рынок труда сформировался
лишь к началу XXI века.
Можно с уверенностью говорить
о том, что рынок труда это не только отношения
между наемными работниками как субъектами
предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Рынок
труда испытывает колоссальное влияние
со стороны различных субъектов трудовых
отношений: это и профсоюзы, отстаивающие
интересы наемных работников, и государство,
поддерживающее интересы как работников,
так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования
трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам.
Современный рынок труда в России
обладает рядом специфических черт, которые
обусловлены сложившимися социально-политическими
и экономическими условиями. Он все еще
дифференцирован, поскольку функционирует
под воздействием экономического спада
и структурной перестройки хронического
бюджетного дефицита, в условиях только
зарождающейся многоукладной экономики,
господства монополизма, неразвитости
рынков инвестиции, информации, которую
сдерживает перелив капитала и труда между
отраслями и регионами страны, усиливая
разбалансированность спроса и предложения
рабочей силы.