Формирование экономической системы Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.

Оглавление

Введение 5
1Теоретические основы экономической интеграции в Западной Европе 7
1.1 Теоретические основы международной экономической интеграции 7
1.2 Сущность и причины возникновения экономической интеграции в Западной Европе
15
1.3 Этапы развития экономической интеграции в Западной Европе 19
2Анализ социально-экономических проблем европейской интеграции на современном этапе
27
2.1Расширение ЕС и социально-экономические проблемы европейской интеграции на современном этапе
27
2.2 Анализ современного состояния западноевропейской интеграции 33
3 Перспективы развития западноевропейской интеграции и взаимодействия ЕС с Беларусью 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
ПриложениеАУровень развития интеграционных объединений 50
Приложение БОсновные события в истории углубления интеграции ЕС 51
Приложение В Группы стран 52

Файлы: 1 файл

формир эк сист ЕС.docx

— 216.92 Кб (Скачать)

2) региональные экономические  объединения стран позволяют  создать более стабильную и  предсказуемую ситуацию для развития  взаимной торговли по сравнению  с традиционными дву- или многосторонними переговорами, интересы участников которых очень отличаются друг от друга;

3) интеграционные блоки  не только улучшают взаимную  торговлю их участников, но и  укрепляют их согласованную позицию  в рамках торговых переговоров во Всемирной торговой организации. Выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

4) интеграционные объединения,  возникающие в современной мировой  экономике, предоставляют возможность  входящим в них странам использовать  преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества  позволяют расширить масштабы  рынка сбыта, поддержать местных  производителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократить межстрановые торговые издержки и извлечь другие товарные льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства;

5) региональные интеграционные  объединения формируют для их  участников благоприятную внешнеполитическую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков является усиление сотрудничества их членов не только в экономической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах.

В экономической литературе указаны различные предпосылки  для более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира. Наиболее часто встречаются  следующие:

1) экономико-географические  предпосылки: территориальная близость  государств, ресурсная, производственная  и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран;

2) культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения  идут значительно быстрее, если  между населением участвующих  в них стран нет существенных  различий в языке, национальных  культурах, традициях и обычаях;

3) общие исторические  корни народов сближающихся стран.  Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки;

4) социально-политические  предпосылки. Для осуществления  процессов экономического сближения  необходимо стремление к объединению  со стороны подавляющей части  населения этих стран, а также  (что весьма существенно) политическая  воля их руководства. Действительно,  без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения.

Для политического руководства  центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Как выяснилось по ходу исследования, реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных условий:

1) нужен достаточно высокий  уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.

2) даже достаточно развитые  в промышленном отношении страны  способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

3) интегрирование может  стать устойчивым и необратимым  процессом лишь при наличии  в государствах-партнерах высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики.

Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров и услуг, факторов производства – рабочей силы и капитала. Логика развертывания процесса международной экономической интеграции выглядит таким образом: от свободы межстранового движения товаров и услуг – к свободе движения рабочей силы и капитала.

В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные  связи. Страны при этом переходят  от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию. Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк – от малого бизнеса до крупных ТНК.

Следовательно, мы можем  сделать вывод, если на практике реализуются  все отмеченные аспекты международной  экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань  между внутренним и международным  рынками формирующего межгосударственного  объединения и складывается уже  новый, специфический «внутренний» рынок интеграционного объединения (союза) в целом.

Итак, существуют различные  определения международной экономической интеграции. Существуют также различные подходы к изучению теории международной экономической интеграции: неолибералистский, корпорационалистский, структуралистский, неокейнсианский, дирижистский и другие. Но основным является классический подход, в основе которого лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда.

В экономической литературе представлены различные предпосылки  для более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира.

Можно выделить основные причины  интеграции:

·  желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта;

·  желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам;

·  желание улучшить условия  торговли;

·  желание сократить  издержки на масштабе производства;

·  желание добиться устойчивого  экономического роста;

·  желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее  идут на большие рынки.

 

1.2 Сущность и причины возникновения экономической интеграции в Западной Европе

 

Как стало известно после  проведенного исследования, тенденции  развертывания процесса международной экономической интеграции начали проявляться уже в 50-60-е гг. 20 в. К началу 21 в. в мире действовало 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интеграции соответствовал, прежде всего, ЕС.

По мнению многих экспертов, ученых,  в европейском регионе  интеграция достигла своей наибольшей зрелости. Идеологическая посылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами.

Наиболее общей причиной интеграционных процессов в Западной Европе, по мнению Фаминского И.П. («Международные экономические отношения»), является обострение противоречия между значительно возросшей степенью интернационализации производства и капитала и сохранением отдельных государств, конкурирующих между собой и создающих различные преимущества для своих национальных производств. В Западной Европе, для которой характерна «мелкогосударственность», большая политическая раздробленность, это противоречие проявляется особенно остро. Внутренние рынки даже таких крупных государств, как Великобритания, ФРГ, Франция, оказываются сравнительно узкими для современного массового промышленного производства. Путем экономического объединения и образования наднациональных экономических органов западноевропейские страны пытаются разрешить это противоречие и создать более широкую экономическую область для развития производительных сил.

По мнению автора данной работы, важным толчком к развитию интеграционных процессов в Европе стали итоги Второй мировой войны, в результате которых процессы, обусловленные закономерностями экономического развития, были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента.

Особая заинтересованность западноевропейских стран в интеграции связана с относительным ослаблением их позиций, вызванным итогами Второй мировой войны, крахом колониальных империй западноевропейских держав. Как показало исследование, в первые послевоенные годы существенно снизилась роль западноевропейских держав в мировой экономике в пользу США. В Европе противостояли две разные социально-экономические системы. Интеграция западноевропейских стран рассматривалась как подведение экономического фундамента под политические группировки западных держав, и прежде всего под НАТО.

 Исходя именно из  политических соображений, США  поддерживали западноевропейскую интеграцию, хотя в экономическом отношении она вела к укреплению позиций конкурентов американских компаний. Важную роль сыграл «план Маршалла», в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь.

По мнению Рыбалкиной В.Е. («Международные экономические отношения»), интеграционные процессы в Западной Европе основывались не только на усилении взаимозависимости национальных экономик, рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами ЕЭС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования, как утверждает Рыбалкина В.Е., – устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, направление стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами [7, c. 27].

По мнению автора данной работы, интеграционная политика в  Западной Европе изначально была направлена на создание благоприятных условий  для экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капитала и рабочей силы. С точки зрения теории, западноевропейские экономисты, обосновывавшие необходимость интеграции, все-таки отталкивались от принципа сравнительных преимуществ.

Инициаторами развития интеграции в Западной Европе явились крупнейшие группировки капитала, масштабы деятельности которых выходили за рамки национальных государств. Они надеялись путем объединения западноевропейских стран создать лучшие условия для своей деятельности, расширить для себя рынки сбыта. Крупные компании рассчитывали на улучшение условий сбыта своих товаров, во-первых, за счет вытеснения с рынка мелких и средних производителей, во-вторых, за счет вытеснения товаров стран, не входящих в интеграционные группировки. Увеличение емкости рынка должно было быть связано с углублением международного разделения труда, чему должна способствовать интеграция. Организаторы интеграции надеялись, что она повысит темпы экономического роста и будет способствовать повышению жизненного уровня населения.

Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических  отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле, Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

Информация о работе Формирование экономической системы Европейского союза