Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа
В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.
Введение 5
1Теоретические основы экономической интеграции в Западной Европе 7
1.1 Теоретические основы международной экономической интеграции 7
1.2 Сущность и причины возникновения экономической интеграции в Западной Европе
15
1.3 Этапы развития экономической интеграции в Западной Европе 19
2Анализ социально-экономических проблем европейской интеграции на современном этапе
27
2.1Расширение ЕС и социально-экономические проблемы европейской интеграции на современном этапе
27
2.2 Анализ современного состояния западноевропейской интеграции 33
3 Перспективы развития западноевропейской интеграции и взаимодействия ЕС с Беларусью 39
Заключение 46
Список использованных источников 49
ПриложениеАУровень развития интеграционных объединений 50
Приложение БОсновные события в истории углубления интеграции ЕС 51
Приложение В Группы стран 52
Что же касается экономической интеграции в Западной Европе, то можно отметить, что главной ее особенностью является то, что западноевропейская интеграция прошла через все этапы развития интеграции: зону свободной торговли (во время которой страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полною свободу действий в экономических связях с третьими странами; также в это время началась разработка единой сельскохозяйственной политики); таможенный союз (во время которого страны не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран); экономический союз, становление Общего рынка (который обеспечил свободу межстранового передвижения товаров, услуг и факторов производства) и период формирования заключительного этапа, который продолжается и в настоящее время. В этот период продолжила развиваться валютная интеграция (была введена единая валюта – евро); страны договариваются о проведении совместной торговой, экономической политики по отношению к третьим странам (приложение А).
В следующем разделе курсовой работы рассмотрим социально-экономические проблемы европейской интеграции на современном этапе.
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Расширение ЕС и социально-экономические проблемы европейской интеграции на современном этапе
Евросоюз периодически сотрясают мощные кризисы, в том числе – кризис европейской идентичности. Концепция «Социальной Европы», которая зародилась в XIX в. в среде революционных демократов, республиканцев и социалистов, а окончательную форму приобрела во второй половине ХХ в. в ходе западноевропейского интеграционного процесса, выдвигается в качестве наиболее «современного» способа определения европейской идентичности второй по численности группой Европарламента – Прогрессивным альянсом социалистов и демократов (С&Д, до 2009 г. – Партия европейских социалистов). Основной критерий расширения ЕС для социалистов разного рода – это уровень социально-экономического развития страны-кандидата (ВВП на душу населения). С этой точки зрения такие страны, как Молдова и Албания в ближайшее время не могут войти в ЕС. По мнению социалистов, последнее расширение Союза в 2004 и 2007 гг. вызвало новые сложные проблемы, связанные, прежде всего, с низким уровнем социально-экономического развития стран-«новичков» и, следовательно, с угрозой углублению интеграционного процесса.
Средний уровень
В результате текущего финансово-экономического и бюджетного кризиса видимо обеднели и те страны ЕС, которые еще недавно считались сравнительно благополучными (Ирландия, Испания, Португалия, Греция). Определенные трудности испытывает даже Италия, старейший участник европейской интеграции. Дальнейшее расширение ведет к закреплению «Европы разных скоростей» и «Европы переменной геометрии» в качестве доминант европейского интеграционного процесса. «Новички» довольно медленно интегрируются в Шенгенское пространство и еврозону. Так, Румыния, Болгария и Кипр все еще не вошли в Шенгенскую зону, а Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия – в зону евро. Эстония перешла на евро только 1 января 2011 г. Переход на евро, кроме очевидных выгод, несет и дополнительные расходы, бремя которых хорошо ощущается населением (в целом, цены заметно растут). Кроме того, устойчивость самой зоны евро сегодня ставится под вопрос. Можно отметить, что в связи с последними событиями в Греции единая европейская валюта утратила значительную часть своей привлекательности для стран-«новичков».
Единое социальное пространство ЕС формируется достаточно медленно. В ходе расширения Европейского Союза выявились как сильные, так и слабые стороны Европейской социальной модели. В странах Центральной и Восточной Европы достаточно медленно создавались новые для этих стран организационные формы социальной защиты тех групп населения, которые больше всего пострадали от рыночных преобразований. Возникновение рынка труда в условиях глубокого спада производства, либерализации экономики и процессов структурной перестройки породило массовую безработицу, что стало причиной динамичного развития инфраструктуры рынка труда и, прежде всего, бюро по трудоустройству, выполняющих сегодня административно-социальные функции по отношению к безработным. В странах ЦВЕ имелись серьезные трудности бюджетного финансирования расходов на социальные нужды. Процессы трансформации, протекавшие в условиях экономического кризиса, сопровождались кризисом общественных финансов, частично связанным с изменением источников бюджетных поступлений.
После вступления в ЕС многие страны ЦВЕ с трудом входили в единое европейское социальное пространство. В частности, Польша первоначально выговорила для себя существенные уступки в данном вопросе. Однако, несмотря на серьезные различия между европейскими странами и существующие до сих пор региональные дисбалансы, все государства-члены ЕС декларируют стремление соответствовать Европейской социальной модели, которая, в свою очередь, постоянно совершенствуется и отражает изменения, происходящие в обществе.
Необходимо отметить отсутствие принципиального влияния со стороны государств «Новой Европы» на процесс трансформации общеевропейской социальной политики (в силу ограниченного развития национальных социальных систем в вышеупомянутых странах). Напротив, имело место существенное воздействие на социальные структуры стран ЦВЕ со стороны единой социальной системы Европейского Союза с целью включения новых стран-членов в общее социальное пространство и выравнивания уровней социальной защищенности на всей территории ЕС. При этом расширение на Восток не только обострило некоторые социальные проблемы (в частности, цыганский вопрос), но и дало Единой Европе новые возможности. Например, сравнительно дешевая рабочая сила стран-«новичков» позволила перевести часть предприятий из Западной Европы в ЦВЕ - и заполнить центральноевропейскими и восточноевропейскими мигрантами многие вакансии в западноевропейских странах [16, с. 45].
С 1 мая 2011 г. Евросоюз снял ограничения на трудовую миграцию из восьми государств, присоединившихся к ЕС в 2004 году. При вхождении в Союз этих государств 15 «старых» стран-членов ЕС предусмотрели возможность введения семилетнего транзитного периода, при этом часть из них сразу же открыла свой рынок для трудящихся из «стран-новичков». Однако Германия и Австрия не сделали этого, продержав мораторий на трудовую миграцию в течение максимально возможных семи лет. Определенные сложности испытывали трудовые мигранты из «Новой Европы» и в Великобритании. Основной причиной принятия транзитного периода послужило стремление защитить национальную рабочую силу от дополнительной конкуренции на рынке труда.
С другой стороны, только по официальным данным в начале 2011 г. в Германии существовало более 460 тыс. вакансий. А глава Федерального объединения немецких работодателей Дитер Хундт в конце апреля заявил, что эта цифра сильно занижена, потому что не все компании официально регистрируют свои вакансии. По мнению Хундта, на самом деле Германия нуждалась в 2011 г. в миллионе работников, особенно - в технической сфере и отраслях, связанных с естествознанием. Кроме того, ФРГ постоянно не хватает специалистов по уходу за больными и престарелыми людьми. Как известно, на заработки в Германию приезжают, в основном, граждане Польши. Некоторые из них не являются трудовыми мигрантами в традиционном смысле, ибо продолжают жить в приграничных регионах на территории своей страны.
В целом, число трудовых мигрантов из «новых» восьми стран ЕС выросло примерно с 1 миллиона человек в 2004 году (0,3% от общего числа жителей ЕС) до примерно 2,3 миллиона в 2010 году (0,6%). При этом в конце 2010 года в 15 «старых» странах ЕС работало около 19 миллионов нерезидентов Евросоюза (немногим менее 5% всего населения). Комиссия ЕС считает, что число работников из восьми «новых» стран-членов, находящихся в 15 «старых» государствах Евросоюза, вырастет до 3,3 миллиона человек в 2015 году и до 3,9 миллиона - к 2020 году, а их доля увеличится до 0,8% и 1% соответственно. И это без учета трудовых мигрантов из Румынии, Болгарии и – в ближайшем будущем - Хорватии.
Еще в ноябре 2006 г. Великобритания
и Ирландия ввели ограничения
на право работать в этих странах
для граждан Болгарии и Румынии.
Дело в том, что за два года предыдущих
года в Британию и Ирландию въехали
более 600 тыс. человек, в основном из
Польши (и это не считая тех, кто
работает не по найму). Только Ирландия,
все население которой
В июле 2011 г. Испания также ужесточила правила переезда в свою страну граждан Румынии. Вновь прибывшим румынам теперь снова придется запрашивать разрешение на работу, которое с 2008 г. давалось им автоматически при регистрации проживания в Испании. Главной причиной закрытия испанского рынка труда от иностранцев остается растущая в стране безработица. При этом ужесточение правил получения права на работу коснулось только румын, потому что их число постоянно пополняется молдаванами, тысячи которых ежемесячно получают гражданство Румынии и с новыми паспортами тут же отправляются на жительство и на работу в Западную Европу, преимущественно – именно в Испанию.
В целом, интеграция в принимающие общества Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии трудовых мигрантов и членов их семей из стран ЦВЕ, безусловно, проходит гораздо успешнее, чем, скажем, турок, пакистанцев или арабов. Таким образом, расширение способствует решению демографических проблем Единой Европы, связанных с низкой рождаемостью и старением населения. Но данный ресурс не бесконечен, ибо надо учитывать, что страны ЦВЕ – в среднем - тоже не отличаются высокой рождаемостью. При этом Евросоюз не приветствует увеличение миграции из неевропейских стран, А на совещании глав МВД стран ЕС в Сопоте в июле 2011 г. было принято решение, что при массовом наплыве иммигрантов действие Шенгенского соглашения может быть приостановлено. Подобный шаг может означать серьезный откат назад в деле европейской интеграции.
Уже сегодня ясно, что расширение ЕС на Восток не сможет до конца решить проблему регулирования миграционных потоков. В частности, рабочие из стран ЦВЕ не смогут вытеснить с рынков труда в западноевропейских странах трудовых мигрантов из Северной Африки. А дальнейший наплыв ближневосточных мигрантов угрожает не только нормальному функционированию Шенгенской зоны, но и стабильности европейского социального пространства. В ЕС вынуждены считаться с тем, что вступление Турции в Союз открыло бы новые возможности для роста турецкой миграции – прежде всего, в ФРГ. В целом, проблема интеграции мигрантов из стран Ближнего Востока в принимающие общества европейских стран в обозримой перспективе только обострится.
Расширение Европейского Союза, как мы видим, влияет на социально-экономическое развитие стран-членов неоднозначно: позволяет решать одни проблемы (чаще всего – частично) и тут же создает новые. В частности, все сложнее становится координировать усилия стран-членов в самых разных областях. Расширение ЕС – процесс сложный, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия (и для самого ЕС, и для современного мира). «Усталость от расширения», которая так хорошо ощущается сегодня в западноевропейских столицах, в перспективе, вероятно, будет преодолена. Но ЕС, безусловно, ждут новые трудности, связанные, в том числе, с решением социально-экономических, бюджетных и финансовых проблем [11, с. 8].
2.2 Анализ современного
состояния западноевропейской
Политическая и экономическая деятельность многих европейских компаний и организаций происходят на трех взаимозависимых уровнях – национальном, европейском и глобальном. Часто нельзя провести границу между этими уровнями. Это вызвано тем, что деятельность предприятий на различных рынках зависит от коммерческого и социально-экономического благосостояния Европы в целом и, в свою очередь, оказывает на него влияние.
Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется.
Анализ источников формирования
бюджета ЕС и основных направлений
его использования
Информация о работе Формирование экономической системы Европейского союза