Поправки направлены на оптимизацию
расходов и обеспечение сбалансированности
бюджета ПФР.
Тарифы страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды на
2013-2015 гг. для большинства плательщиков
сохранены на уровне 2012 г.
При этом с 1 января 2014 г. будет
осуществлен т. н. страховой маневр - сокращены
с 6 до 2% отчисления на формирование накопительной
части пенсии. Высвободившиеся 4% пойдут
на финансирование страховой части. Это
коснется тех, чьи пенсионные накопления
находятся в ПФР (т. н. молчунов).
Сокращение не затронет лиц,
которые переведут до конца 2013 г. свои
пенсионные накопления в негосударственный
пенсионный фонд либо выберут частную
управляющую компанию или 1 из возможных
инвестиционных портфелей государственной
управляющей компании (расширенный либо
портфель госбумаг). Для них по-прежнему
тариф на накопительную часть пенсии составит
6%. Не изменится он и для тех, кто уже сделал
вышеназванный выбор.
При выборе инвестиционного
портфеля государственной управляющей
компании гражданам предоставят возможность
изменить вариант своего пенсионного
обеспечения, а именно направлять на накопительную
часть пенсии не 6, а 2% от тарифа страхового
взноса.
Основные направления совершенствования
пенсионного законодательства.
В целях повышения долгосрочной
финансовой устойчивости пенсионной системы
возникла необходимость поэтапного введения
накопительных элементов в систему обязательного
пенсионного страхования. Накопительные
элементы должны внедряться постепенно,
в полном соответствии с организационными
и финансовыми возможностями государства
и существующей пенсионной системы.
Нуждается в уточнении
роль и порядок применения индивидуальных
коэффициентов пенсионеров. Увеличение
пенсии нынешних пенсионеров должно быть
соотнесено с финансовыми возможностями
государства и прогнозируемыми изменениями
доходной базы и не должно вести как к
дальнейшей финансовой дестабилизации
пенсионной системы, так и к снижению жизненного
уровня пенсионеров.
Следует предусмотреть
введение действенных стимулов для добровольного
более позднего выхода работников на пенсию,
в том числе с использованием системы
условно-накопительных и именных накопительных
счетов граждан, при которых более длительная
работа в сочетании с сокращением ожидаемого
срока пребывания на пенсии существенно
увеличивает для получателя ее ежемесячный
размер в случае более позднего выхода
на пенсию. [22].
Целесообразно осуществить
централизацию учета обязательной страховой
пенсионной системы, обязательной накопительной
пенсионной системы и профессиональных
пенсионных систем в переходный период
в рамках Пенсионного фонда России.
Следует предусмотреть
комплекс мер по дальнейшему развитию
системы негосударственных пенсионных
фондов и дополнительного добровольного
пенсионного страхования в целом. В частности,
следует рассмотреть вопрос о стимулировании
добровольных пенсионных накоплений через
налоговые льготы и повышении действенности
гарантий сохранности накоплений. [28].
Не смотря на меры, по совершенствованию
пенсионного законодательства остается
немало нерешенных проблем:
1) Отсутствие закона, регламентирующего
выплату пенсии родственникам
после смерти пенсионера.
2) Отсутствие закона, регламентирующего
инвестирование средств для финансирования
накопительной части трудовой
пенсии в Российской Федерации.
3) Законодательное обеспечение
государственных социальных гарантий,
которые пока слабы и зачастую
не реализуются.
4) Приведение в соответствие
различного рода социальных выплат,
которые гораздо ниже прожиточного
минимума соответствующих категорий
населения.
5) Законодательное обеспечение
своевременности и полноты выплаты,
определенных законодательством
социальных выплат.
6) Законодательное обеспечение
государственной поддержки социально
бедствующих людей.
Во
2 главе, курсовой работы, было проанализировано
формирование и использование средств
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проанализировав динамику
доходов бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2010, 2011 и 2012 годы, можно выявить
тенденцию, увеличение средств федерального
бюджета в финансировании пенсионной
системы свидетельствует об усиливающейся
тенденции ее отхода от страховых принципов.
В структуре расходов бюджета
пенсионного фонда России преобладают
расходы на выплату трудовой пенсии (80%),
социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам,
досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии
пенсионерам за пределами России (2%). Что
касается доли базовой, страховой и накопительной
части в расходах Пенсионного Фонда, то
складывается тенденция к уменьшению
расходов на выплату базовой части пенсии,
в то время как расходы на страховую и
накопительную части имеют тенденцию
к увеличению. В структуре пенсии большую
часть занимает страховая составляющая,
далее базовая и накопительная части.
Негосударственное пенсионное
обеспечение в пенсионной системе рассматривается
как дополнительное по отношению к государственному
и может осуществляться как в форме дополнительных
профессиональных пенсионных систем отдельных
организаций, отраслей экономики либо
территорий, так и в форме личного пенсионного
страхования граждан, производящих накопление
средств на свое дополнительное пенсионное
обеспечение в страховых компаниях или
пенсионных фондах.
Необходимо провести
серию комплексных расчетов и дополнительных
исследований вариантов дальнейшего реформирования
пенсионной системы и по их результатам
пересмотреть основные параметры переходного
периода - его начало и окончание, последовательность
дальнейших шагов, ставки отчислений,
направляемых на финансирование накопительных
пенсий и при разработке законодательных
актов основываться на результатах этих
исследований.
Заключение.
В результате проведенного
исследования были решены поставленные
задачи:
1.Показана история становления
ПФР. За Пенсионным фондом Российской
Федерации закреплены функции, в соответствии
с которыми его органы обязаны назначать
(пересчитывать) и своевременно выплачивать
обязательное страховое обеспечение (трудовые
пенсии) на основе данных индивидуального
(персонифицированного) учета, а также
предусмотренные законодательством Российской
Федерации другие виды пенсий, социальные
пособия на погребение умерших пенсионеров,
не работавших на день смерти.
2. Уточнены теоретические
основы организации Пенсионного фонда
РФ и изучены задачи и функции фонда.
Пенсионный фонд РФ представляет собой
централизованную систему аккумуляции
и перераспределения денежных средств,
используемых главным образом для осуществления
выплат различным категориям нетрудоспособного
населения в виде трудовых, военных и социальных
пенсий, пенсий по инвалидности, пособий
по уходу за ребенком до достижения им
возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери
кормильца, компенсационных выплат .
Результатом десятилетнего
развития Пенсионного фонда является
создание достаточно прочной системы
пенсионного обеспечения населения, при
которой такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством из
средств государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей, и использующий только
собственные средства не входящие в какой-либо
бюджет.
3.Оценен порядок формирования
и расходования средств Пенсионного
фонда РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ
— форма образования и расходования денежных
средств на цели обязательного пенсионного
страхования в Российской Федерации.
В составе бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации отдельно
учитываются суммы страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии,
средства, направляемые на инвестирование,
выплаты за счет средств пенсионных накоплений,
а также расходы бюджета Пенсионного фонда,
связанные с формированием и инвестированием
средств пенсионных накоплений, ведением
специальной части индивидуальных лицевых
счетов и выплатой накопительной части
трудовой пенсии.
Денежные средства Пенсионного
фонда формируются за счет:
- страховых взносов граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью;
- страховых взносов иных
категорий граждан;
- ассигнований из федерального
и республиканского бюджетов
РФ на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим,
их семьям, пособий на детей
старше 1,5 лет;
- добровольных взносов
физических и юридических лиц.
4. Проанализированы источники
формирования средств Пенсионного фонда
РФ. Проанализировав динамику доходов
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2010, 2011 и 2012 годы, можно выявить
тенденцию, увеличение средств федерального
бюджета в финансировании пенсионной
системы свидетельствует об усиливающейся
тенденции ее отхода от страховых принципов.
Основными причинами увеличения доли
средств федерального бюджета в бюджете
ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных
функций по осуществлению отдельных выплат
не страхового характера, финансируемых
за счет средств федерального бюджета
(ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный)
капитал); низкий удельный вес учитываемой
заработной платы в ВВП и ее доли в доходах
населения и, соответственно, низкий объем
поступлений ЕСН и страховых взносов.
5. Рассмотрен анализ использования
средств Пенсионного фонда РФ. В структуре
расходов бюджета пенсионного фонда России
преобладают расходы на выплату трудовой
пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии
пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию
(8%), пенсии пенсионерам за пределами России
(2%). Что касается доли базовой, страховой
и накопительной части в расходах Пенсионного
Фонда, то складывается тенденция к уменьшению
расходов на выплату базовой части пенсии,
в то время как расходы на страховую и
накопительную части имеют тенденцию
к увеличению. В структуре пенсии большую
часть занимает страховая составляющая,
далее базовая и накопительная части.
6. Охарактеризована пенсионная
реформа и выявлены перспективы развития
Пенсионного Фонда РФ. Негосударственное
пенсионное обеспечение в пенсионной
системе рассматривается как дополнительное
по отношению к государственному и может
осуществляться как в форме дополнительных
профессиональных пенсионных систем отдельных
организаций, отраслей экономики либо
территорий, так и в форме личного пенсионного
страхования граждан, производящих накопление
средств на свое дополнительное пенсионное
обеспечение в страховых компаниях или
пенсионных фондах.
Следует предусмотреть введение
действенных стимулов для добровольного
более позднего выхода работников на пенсию,
в том числе с использованием системы
условно-накопительных и именных накопительных
счетов граждан, при которых более длительная
работа в сочетании с сокращением ожидаемого
срока пребывания на пенсии существенно
увеличивает для получателя ее ежемесячный
размер в случае более позднего выхода
на пенсию.
Список используемых источников.
- Конституция
Российской Федерации.;
- Федеральный
закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении В РФ».;
- Федеральный
закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации".;
- Федеральный
закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации".;
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 56 ФС «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений»;
- Федеральный закон от 1 апреля
1996 г. № 27-ФЗ ««Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного
страхования».;
- Федеральный закон от 17 декабря
2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».;
- Федеральный закон от 30.04.2008
г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений».;
- Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Доходы
социальных фондов. Правовое регулирование
доходов государственных внебюджетных
фондов: проблемы и решения. - М. "Финансы
и статистика", 2009г. - 256 с.;
- Афанасьев М.В. О современном
этапе реформирования пенсионной системы
в Российской Федерации: текущее состояние
и проблемы: Аналитическая записка // Институт
Комплексных Стратегических Исследований.-
2007. - с. 156.;