2.2 Использование
средств Пенсионного Фонда РФ
в 2010-2012гг.
Согласно статье 147 Бюджетного
Кодекса РФ – расходование средств государственных
внебюджетных фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Средства Пенсионного
фонда направляются на выплату:
- государственных
пенсий по возрасту, за выслугу
лет, при потере кормильца;
- пенсий по инвалидности;
- пенсий военнослужащим;
- компенсации пенсионерам;
- материальной помощи
престарелым и инвалидам;
- пособий на детей
от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на
детей инфицированных вирусом
иммунодефицита;
- пострадавшим от
аварии на Чернобыльской АЭС.
За счет средств Пенсионного
фонда финансируются программы по социальной
поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;
осуществляются единовременные денежные
выплаты. [27].
Выплаты государственных
пенсий и пособий занимают наибольший
удельный вес в общем объеме расходов
Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются
целевые выплаты государственных пенсий
и пособий на возвратной основе из федерального
бюджета. Это расходы на собственно выплату
пенсий, а также расходы по их доставке
и пересылке. Часть средств Пенсионного
фонда используется на капитальные вложения
и проектные работы, разработку и ввод
в эксплуатацию автоматизированной системы
фонда, подготовку и переподготовку кадров,
содержание органов Пенсионного фонда,
возврат краткосрочных ссуд и полученных
от коммерческих банков кредитов.
В условиях инфляции
пенсии гражданам пересматриваются в
сторону повышения также за счет Пенсионного
фонда. ПФ РФ финансирует различные программы
по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров,
детей. Средства фонда идут также на финансирование
административной деятельности фонда.
Временно свободные средства ПФ РФ могут
быть вложены в ценные бумаги. [15].
Остаток средств резерва
бюджета Фонда по состоянию на 1 января
2010 года, в части не связанной с обязательным
накопительным финансированием трудовых
пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд.
рублей, в том числе:
-58,22 млрд. рублей - денежные средства;
-38,92 млрд. рублей размещено в
ценных бумагах, из них:
-37,66 млрд. рублей - в облигации
федерального займа с фиксированным купонным
доходом (в валюте Российской Федерации);
-1,26 млрд. рублей - в ценных бумагах
кредитных организаций, принятых в счет
погашения просроченной задолженности
по страховым взносам в Фонд, образовавшейся
до 1 января 2010 года.
В доходной части бюджета Пенсионного
Фонда на 2010 год учтены доходы от размещения
временно свободных средств Фонда - в сумме
3,74 млрд. рублей.
В 2010 году в связи с переводом
натуральных льгот в денежные выплаты,
из федерального бюджета была предусмотрена
передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд.
рублей на финансирование ежемесячной
денежной выплаты отдельным категориям
граждан.
Таким образом, можно сделать
вывод, о том, что в структуре расходов
бюджета пенсионного фонда России преобладают
расходы на выплату трудовой пенсии (80%),
социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам,
досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии
пенсионерам за пределами России (2%). Что
касается доли базовой, страховой и накопительной
части в расходах Пенсионного Фонда, то
складывается тенденция к уменьшению
расходов на выплату базовой части пенсии,
в то время как расходы на страховую и
накопительную части имеют тенденцию
к увеличению. В структуре пенсии большую
часть занимает страховая составляющая,
далее базовая и накопительная части.
[16].
Бюджет ПФ РФ как
основной документ, определяющий повседневную
жизнь крупнейшего и наиболее общественно
значимого финансового учреждения нашей
страны, содержит много и других не менее
важных для каждого пенсионера моментов.
Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно,
близки и понятны не только пенсионерам,
но и всем гражданам.
Дополнительно Пенсионному
фонду РФ доверено осуществлять некоторые
выплаты по социальному обеспечению. Это
ежемесячное материальное обеспечение
граждан Российской Федерации за выдающиеся
достижения и особые заслуги перед Родиной,
ежемесячные денежные выплаты, связанные
с монетизацией льгот, компенсация расходов
на оплату стоимости проезда пенсионерам
к месту отдыха и обратно, социальная поддержка
Героев Советского Союза, Героев Российской
Федерации и полных кавалеров ордена Славы,
Героев Социалистического Труда и полных
кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение
уплаты страховых взносов в период ухода
за ребенком до достижения им возраста
полутора лет и период прохождения военной
службы по призыву.
Все это осуществляет ПФР, а
расходы на организацию процесса проходят
по статье "Финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей деятельности ПФР",
то есть осуществляются за счет пенсионных
взносов граждан РФ.
По этой статье запланированы
огромные затраты - более $1,8 млрд. ежегодно.
Еще одна статья расходов бюджета
Пенсионного фонда, появившаяся в 2010 году,
связана с валоризацией.
Валоризация
- это переоценка расчетного пенсионного
капитала, которая направлена в первую
очередь на тех, кто имеет большой "советский"
трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой
стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки
к объему пенсионных прав, которые сформировались
у них до начала пенсионной реформы 2002
года. Также дополнительно за каждый год
советского трудового стажа до 1991 года
к расчетному пенсионному капиталу добавилось
по 1%.
Если
после валоризации размер пенсии в сумме
с другими причитающимися пенсионеру
выплатами оказался ниже прожиточного
минимума пенсионера в его субъекте РФ,
то такому пенсионеру установлена соответствующая
социальная доплата. Если пенсионер живет
в регионе, где прожиточный минимум пенсионера
ниже федерального, то ему установлена
федеральная соцдоплата к пенсии, которая
выплачивается Пенсионным фондом Российской
Федерации. Если пенсионер живет в субъекте
Федерации, где прожиточный минимум выше
федерального, то ему установлена региональная
соцдоплата, которую выплачивают органы
социальной защиты населения региона.
[28].
Бюджет
ПФ РФ как основной документ, определяющий
повседневную жизнь крупнейшего и наиболее
общественно значимого финансового учреждения
нашей страны, содержит много и других
не менее важных для каждого пенсионера
моментов.
Основными
задачами бюджетной политики Пенсионного
фонда РФ на будущий период являются финансовая
стабилизация системы и обеспечение своевременной
выплаты пенсий.
2. 3. Пенсионная реформа и перспективы
развития Пенсионного фонда РФ.
При планировании
пенсионной реформы возникает необходимость
учета российской специфики в организации
пенсионного обеспечения. Этот вопрос
исключительно важен в свете того факта,
что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных
систем, даже пенсионные системы, в основе которых
лежат одни и те же принципы, характеризуются
многообразием национальных особенностей.
Во всем мире пенсионные
системы, характеризуемые многочисленными
национальными особенностями, которые
обусловлены процессами исторического
развития и влиянием тех или идей, переживают
в настоящее время период осмысления и
подвергаются постоянной трансформации,
направленной на совершенствование возложенных
на них функций. Поэтому слепое заимствование
опыта других стран при реформировании
системы пенсионного обеспечения в России
является достаточно бесперспективным.
Более продуктивным представляется анализ
этого опыта с целью выявления подходов,
которые позволяют наиболее эффективно
решать возложенные на пенсионную систему
задачи не только в настоящее время, но
и в перспективе. [20].
Пенсионная система
любой страны обладает одним специфичным
свойством - свойством объемной голографической
фотографии, и как ни дроби такую фотографию,
вся отображенная на ней картина, даже
в самом малом кусочке, будет сохраняться
целиком и полностью. Этот феномен голографического
способа фиксации предметов материального
мира в полной мере присущ и российской
пенсионной системе. Так картиной объемного
отображения по сути является весь спектр
составляющих жизни любой страны, как
то: достигнутый уровень заработной платы,
применяемая система налогов, демографическая
ситуация в стране и состояние рынка труда,
культурные и национальные традиции, развитость
структур гражданского общества и государственных
органов власти. Поэтому изменить только
пенсионную систему, не затрагивая всех
фундаментально-экономических составляющих
жизни общества, невозможно.
Это свойство пенсионных
систем свидетельствует об их устойчивости,
инерционности, консервативности причем
данное качество стабильности является
не недостатком, а скорее признаком обусловленным
природой пенсионных систем, которая определяется
типом общественного устройства той или
иной страны. Кардинально изменить пенсионную
систему можно лишь в случаях исключительных,
и только тогда, когда меняется сама общественная
формация. [17].
Факторами, обеспечивающими
стабилизацию финансового положения Пенсионного
фонда, будут служить:
- более жесткая
привязка размера пенсионных
выплат к величине поступлений
в Пенсионный фонд;
- учет ожидаемой
продолжительности жизни пенсионера
при назначении пенсии и стимулировании
более позднего выхода на пенсию
через систему условно-накопительных
и именных накопительных счетов;
- обеспечение
более четкого разграничения
обязательств по финансированию
страховых пенсий и других
пенсионных выплат между Пенсионным
фондом России и другими источниками,
включая федеральный бюджет и
социальные внебюджетные фонды;
- увеличение
сбора страховых взносов в
результате внедрения системы
условно-накопительных и именных
накопительных пенсионных счетов.
Для повышения финансовой
устойчивости Пенсионного фонда предлагается
провести ряд дополнительных мероприятий:
- повысить собираемость
пенсионных взносов, главным образом
за счет расширения базы плательщиков
и значительного повышения доли
отчислений, уплачиваемой непосредственно
работником;
- оптимизировать
технику доставки пенсий, используя
современные технологии, что должно
привести к ускорению оборачиваемости
пенсионных средств, уменьшению
задержек с выплатой пенсий, сокращению
расходов на доставку.
Также необходимо
провести серию комплексных расчетов
и дополнительных исследований вариантов
дальнейшего реформирования пенсионной
системы и по их результатам пересмотреть
основные параметры переходного периода
- его начало и окончание, последовательность
дальнейших шагов, ставки отчислений,
направляемых на финансирование накопительных
пенсий и при разработке законодательных
актов основываться на результатах этих
исследований. [24].
В этом году
исполнилось 11 лет с момента реализации
пенсионной реформы, главным смыслом которой
было перейти от советской исключительно
распределительной системы к западной
системе накопления. Иными словами, если
раньше определенная доля госбюджета
в текущем году просто делилась на число
пенсионеров, имеющих различные коэффициенты
выслуги, то теперь на протяжении жизни
человека его работодатель должен был
делать отчисления на индивидуальный
счета работника. Этот счет имел много
признаков частной собственности: средства
с него можно передавать в управление
частной управляющей компании, а также
оставлять в наследство.
Однако в прошлом году федеральные
власти открыто признали существующую
систему нежизнеспособной. Из-за огромного
и постоянно растущего дефицита бюджета
Пенсионного фонда и ускоряющегося старения
населения, радикальная переделка государственного
социального механизма представляется
неизбежной. Владимир Путин, еще в ранге
премьер-министра заявил о необходимости
реформировать действующий механизм,
а чиновники разного ранга стали вразнобой
делать заявления о повышении пенсионного
возраста, причем женщинам – на 10 лет
. Повышение пенсионного возраста
в нашей стране – тема для отдельного
и очень нелегкого разговора. Планка величины
дохода российского пенсионера сегодня
не превышает 70 процентов от среднегодового
дохода за несколько лет, которые предшествовали
выходу на пенсию.
Государство обеспечивает нашим
пенсионерам в среднем только 16% от их
прежней зарплаты (предлагая в то же время
повышение пенсионного возраста в России).
Это более чем в два раза меньше западноевропейского
показателя. Общей суммы пенсионных накоплений
в России – 8 трлн. рублей – явно недостаточно,
чтобы говорить об отсутствии пенсионного
дефицита, и россиянам придется откладывать
дополнительно 15,7 трлн. рублей в год для
того, чтобы обеспечить себе достойный пенсионный возраст. [33].