1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность,
задачи, функции.
В целях государственного
управления финансами пенсионного обеспечения
в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд
создан на основании Постановления Верховного
Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако
данный Фонд начал действовать с 1 января
1992г. Деятельность его регулируется Положением
о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество
точек зрения на определения термина "Пенсионный
фонд".
Пенсионный фонд РФ представляет
собой централизованную систему аккумуляции
и перераспределения денежных средств,
используемых главным образом для осуществления
выплат различным категориям нетрудоспособного
населения в виде трудовых, военных и социальных
пенсий, пенсий по инвалидности, пособий
по уходу за ребенком до достижения им
возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери
кормильца, компенсационных выплат .Такой
точке зрения придерживаются ученые П.Н.
Шуляк и Н.П. Белотелова.
Другой точке зрения придерживается
А.С. Нешитая .Пенсионный фонд РФ, по ее
мнению, - это централизованный фонд пенсионного
обеспечения населения. [23].
Согласно экономическому
словарю Пенсионный фонд РФ представляет
собой самостоятельное финансово-кредитное
учреждение, осуществляющее государственное
управление финансами пенсионного обеспечения.
В соответствии с
Законом РФ "Об обязательном
пенсионном страховании в РФ"
от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами
обязательного пенсионного страхования
являются федеральные органы
государственной власти, страховщики,
страхователи и застрахованные
лица.
Пенсионный фонд РФ
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, подотчетным правительству
РФ и осуществляющий свою деятельность
в соответствии с законодательством РФ
и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным
постановлением Верховного Совета РФ
от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет
свою деятельность в соответствии с Конституцией
РФ, законами РФ, указами Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями Правительства
РФ. Денежные средства фонда являются
федеральной собственностью и не входят
в состав бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат. Общий
бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального
бюджета РФ. В ПФР входят региональные
отделения, создаваемые по решению правления
фонда для осуществления государственного
управления финансами пенсионного обеспечения
в республиках, входящих в состав РФ, автономных
областях, округах, краях, областях, городах
Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его
региональные отделения являются юридическими
лицами, имеют гербовую печать со своим
наименованием, расчетные, валютные и
иные счета в банках [25].
Основными задачами Пенсионного
фонда являются:
-целевой сбор и аккумуляция
страховых взносов, а также финансирование
расходов, связанных с социальной защитой
населения;
-организация работы по взысканию
с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового
увечья, профессионального заболевания
или по случаю потери кормильца;
-капитализация средств Фонда,
а также привлечение в него добровольных
взносов физических и юридических лиц;
-контроль за своевременным
и полным поступлением в Фонд страховых
взносов, а также контроль за правильным
и рациональным расходованием его средств;
-проведение научно-исследовательской
работы в области государственного пенсионного
страхования;
-разъяснительная работа среди
населения и юридических лиц по вопросам,
относящимся к компетенции фонда. [29].
Фонд может принимать участие
в финансировании программ социальной
защиты пожилых и нетрудоспособных граждан
и др.
ПФР осуществляет следующие
основные функции:
-получение от плательщиков страховых
взносов, необходимых для финансирования
выплат государственных пенсий;
-организацию банка данных по плательщикам
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
-индивидуальный учет поступающих в Пенсионный
фонд РФ от работающих граждан обязательных
страховых взносов, имея в виду в дальнейшем
увеличение размеров государственных
пенсий за счет вносимых гражданами средств;
-межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам, относящимся
к компетенции Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд является
важным звеном финансовой системы государства,
при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами
власти и управления, и имеет
строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются
для финансирования государственных
расходов, не включенных в бюджет;
- формируется в основном за
счет обязательных отчислений
юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды
и взаимоотношения, возникающие
при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов
в фонд, распространено большинство
норм и положений Налогового
Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся
в государственной собственности,
они не входят в состав бюджетов,
а также других фондов и
не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные
законом;
- расходование средств из фонда
осуществляется по распоряжению
Правительства или специально
уполномоченного органа (Правление
фонда).
Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет
Правление и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, отделения в национально
- государственных и административно-территориальных
образованиях. На местах (в городах, районах)
имеются уполномоченные Фонда. Отделения
обеспечивают организационную работу
по сбору взносов на социальное страхование,
финансирование органов социального обеспечения,
региональных программ социального обеспечения,
а также контроль за расходованием средств.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного
обеспечения занимаются Министерство
труда и социального развития РФ (назначает
и перераспределяет размеры пенсий), Министерство
связи (доставляет пенсии), сберегательные
банки (обеспечивают пенсионеров наличными
деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов
(включая фонд оплаты труда), а также отчеты
об их исполнении составляются Правлением.
Бюджет утверждается законодательным
органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается
общая сумма доходов, в том числе по источникам,
общая сумма расходов - по направлениям.
[11].
Пенсионный
фонд РФ является самостоятельным финансово-
кредитным учреждением, однако эта самостоятельность
имеет свои особенности, и существенно
отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных, акционерных,
кооперативных, частных предприятий и
организаций. Как уже было сказано выше,
ПФ РФ организует мобилизацию и использование
средств фонда в размерах и на цели, регламентированные
государством. Государство также определяет
уровень страховых платежей, принимает
решение об изменениях структуры и уровня
денежных социальных выплат.
В настоящее
время в России используется так называемая
накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся
в пенсионной системе за счет платежей
работника и его работодателя, не расходуются
на выплаты сегодняшним пенсионерам, а
накапливаются, инвестируются и приносят
доход до тех пор пока плательщик не выходит
на пенсию. Все сбережения плательщика
и весь его инвестиционный доход, полученный
на эти сбережения, являются его личной
собственностью, которая и обеспечит выплату
пенсии. [13].
Пожилой
человек при данной системе не зависит
ни от государства, ни от молодого поколения.
В этом случае не может быть пенсионной
уравниловки, в то же время экономика получает
огромные ресурсы для долгосрочных вложений.
В ряде случаев управление пенсионными
деньгами остается за государством, но
часто эту обязанность берут на себя и
частные компании. Может существовать
даже система конкурирующих друг с другом
негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым
все большее число стран переходит с распределительной
системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной
системе существует прямая связь между
тем, сколько человек зарабатывал, и тем,
какой будет размер его пенсии. Деньги
на пенсионных счетах - собственность
граждан, а не государства, поэтому надежность
пенсионного обеспечения в накопительной
системе повышается;
б) демографическая ситуация
в мире сегодня такая, что на одного человека
преклонного возраста постепенно приходится
все меньшее число работающих.
в) накопительная система повышает
норму сбережений в стране, что очень важно
для ускорения экономического роста, тем
более что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской Федерации
- состояние экономики и производительности
труда. [12].
Таким образом, результатом
десятилетнего развития Пенсионного фонда
является создание достаточно прочной
системы пенсионного обеспечения населения,
при которой такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством из
средств государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей, и использующий только
собственные средства не входящие в какой-либо
бюджет.
1.3 Порядок формирования
и расходования средств Пенсионного
фонда.
Пенсионный фонд, как и все
другие внебюджетные фонды, является участником
бюджетного процесса. Особенности формирования
бюджета фонда обусловлены его спецификой
и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного
фонда РФ — форма образования
и расходования денежных средств на цели
обязательного пенсионного страхования
в Российской Федерации, является полностью автономной
финансовой системой от государственного
бюджета на всех уровнях федеративного
устройства РФ (федеральном, субъектов
федерации и местном).
В составе бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации отдельно
учитываются суммы страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии,
средства, направляемые на инвестирование,
выплаты за счет средств пенсионных накоплений,
а также расходы бюджета Пенсионного фонда,
связанные с формированием и инвестированием
средств пенсионных накоплений, ведением
специальной части индивидуальных лицевых
счетов и выплатой накопительной части
трудовой пенсии. [9].
Основным источником формирования доходов
государственных социальных внебюджетных
фондов являются страховые взносы, тарифы
которых ежегодно устанавливаются федеральным
законом. Раньше таким источником был
ЕСН, который был введен в соответствии
с частью второй Налогового кодекса РФ
с 1 января 2001 года и отменен 1 января 2010
года.
Денежные средства обязательного
пенсионного страхования хранятся на
счетах фонда, открываемых в учреждениях
Центрального банка РФ, а при отсутствии
учреждений последнего — на счетах, открываемых
в кредитных организациях, перечень которых
на конкурсной основе определяется Правительством
РФ.
1. Бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации формируется
за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального
бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых
санкций;
- доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств обязательного
пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических
лиц и организаций, уплачиваемых ими не
в качестве страхователей или застрахованных
лиц;
средств выплатного резерва
для осуществления выплаты накопительной
части трудовой пенсии по старости;
- средств пенсионных накоплений
застрахованных лиц, которым назначена
срочная пенсионная выплата;