Формирование и использование пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель - исследование формирования и использования Пенсионного фонда РФ.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Показать историю становления ПФР,
2.Уточнить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, изучить задачи и функции Фонда;
3. Оценить порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ;
4. Проанализировать источники формирования средств Пенсионного фонда РФ;
5. Рассмотреть использования средств Пенсионного фонда РФ;
6. Охарактеризовать пенсионную реформу и выявить перспективы развития Пенсионного Фонда РФ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 72.14 Кб (Скачать)

 

 

Введение.

     Актуальность темы. Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

     Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Пенсионное обеспечение рассматривается как одна из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно трудоспособного населения. Особенно большое значение оно приобретает в период экономических преобразований, происходящих в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.

Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально - экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и главное деятельностью пенсионного фонда государства.

  Разработанность. Проблемы формирования и использования пенсионных фондов в экономике РФ рассматривались в работах М.М. Аранжереева, С.А. Афанасьева, В.В.Барчука, Р.А. Бурнашова, С.Ф. Веймякина, И.Е. Войшвилло, В.И. Вьюницкий, К. Гильона, Г.П. Дегтярева, М.Э. Дмитриева, С.В. Захарова, М.Ю. Зурабова, А.П. Колесника, Г.П. Рахмановой, В.Д. Ройка, А.К. Соловьева, Дж.А. Так, М.Э. Дмитриев  и М.Ю.  Зурабов подробно рассматривали пенсионную реформу в России. А.К. Соловьёв подробно рассматривал Финансовую систему государственного пенсионного страхования  в России.  Этим вопросам посвящены также специальные исследования таких организаций ,как Бюро экономического анализа с привлечением экспертов Всемирного банка и других специалистов.

 Цель - исследование формирования и использования Пенсионного фонда РФ.

 Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Показать историю становления ПФР,

2.Уточнить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, изучить задачи и функции Фонда;

3. Оценить порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ;

4. Проанализировать источники формирования средств Пенсионного фонда РФ;

5. Рассмотреть использования средств Пенсионного фонда РФ;

6. Охарактеризовать пенсионную реформу и выявить перспективы развития Пенсионного Фонда РФ

 Объектом исследования курсовой работы является формирование и использование Пенсионного фонда РФ.

 Предметом исследования являются финансовые отношения между государством, Пенсионным фондом России и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и использования Пенсионного фонда РФ.

В работе применены следующие методы исследования:

  1.  анализ  литературы;
  2. сбор и анализ эмпирических фактов;
  3. методы анализа и синтеза;
  4. графический метод;
  5. абстрактно-логический метод;
  6. системный подход к объекту исследования.

 Практическая значимость. Результаты исследования, проведенных в курсовой работе, можно использовать в таких дисциплинах как государственные и муниципальные финансы, макроэкономика, бухгалтерский учет в бюджетных и некомерческих организациях, денежное обращение и т. д.

 

 

 

1. Общие положения пенсионного  фонда Российской Федерации.

    1. История становления ПФР.

              Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.  
           Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

 В связи с постановлением  Президиума Верховного Совета  Российской Федерации от 6.07.92 № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента  единой пенсионной службы в  Московской области» в 1992 году  в Московской области на базе  регионального Отделения Пенсионного  фонда Российской Федерации впервые  произошло объединение основных  функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату  государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий). [13].

В целях перехода к работе в новых условиях между руководителями районных (городских) администраций Московской области и Управляющим Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Создание пенсионных отделов в структуре Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области было осуществлено в течение октября - ноября 1992. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».

В дальнейшем этот термин стал общепринятым при определении структуры, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению от сбора, аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования - назначения (перерасчета), выплаты и доставки государственных пенсий.

 Постановлением Верховного  Совета Российской Федерации  от 11.05.93 №  4901-1 «О ходе выполнения  постановления Президиума Верховного  Совета Российской Федерации  от 6 июля 1992 года «О создании в  порядке эксперимента единой  пенсионной службы в Московской  области» итоги этого эксперимента  были подведены, одобрены и в  результате поставлен вопрос  о создании рабочей группы  на уровне Верховного Совета  Российской Федерации по подготовке  предложений об организации в  Российской Федерации единой  федеральной службы пенсионного  обеспечения.

 В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной власти в инициативном порядке, но уже не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации. Осуществлялась эта передача путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. К сентябрю 2000 года единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации. [19].

 В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. [18].

 В целях проведения организационных мероприятий в переходный период (2001 год) Пенсионным фондом Российской Федерации разработаны: проект типового соглашения, являющегося базовым документом по координации деятельности отделений ПФР в переходный период, план действий по передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от органов социальной защиты населения, рекомендации по формированию организационной структуры Отделения ПФР и его органов, типовые положения о территориальных органах ПФР, нормативы численности специалистов, занятых назначением, выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав застрахованных лиц, нормативы оснащения органов ПФР средствами вычислительной и организационной техники, методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по выплате пенсий, по вопросам перевода работников региональных органов социальной защиты населения в систему. [21].

 По состоянию на 01.07.2001 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 Пенсионный фонд фонда Российской Федерации заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образован 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе: 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 Центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров. Всего к концу 2001 года органы исполнительной власти 81 субъекта Российской Федерации подписали соглашения в соответствии с данным Указом.

  С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым являетя Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В частности, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции, в соответствии с которыми его органы обязаны назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. [29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование и использование пенсионного фонда РФ