Фирма как институт рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является исследование сущности фирмы как важнейшего института рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Изучить понятие и классификацию фирм (предприятий).

2. Выявить место института фирмы в рыночной экономике.

3. Определить цели деятельности фирмы.

4. Изучить показатели эффективности деятельности современной фирмы.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Место фирмы в институциональной структуре рыночной экономики 6

1.1. Понятие фирмы 6

1.2. Организационно-правовая классификация фирм (предприятий) 13

1.3. Цели деятельности фирмы в условиях рыночной экономики 15

Глава 2. Эффективность деятельности фирмы в условиях рыночной экономики 20

2.1. Общая стратегия фирмы в рыночных условиях хозяйствования 20

2.2. Эффективность деятельности фирмы и методы их измерения 24

2.3. Анализ эффективности деятельности торгово-закупочной фирмы 28

Заключение 36

Список использованных источников и литературы 38

Приложения 41

Файлы: 1 файл

Фирма как институт рыночной экономики.docx

— 59.88 Кб (Скачать)

       Во-вторых, в социально-экономическом  отношении фирмы – это общность  людей, объединенных едиными мотивами  действия.

       В-третьих, фирма – совокупность  взаимовыгодных контрактов. Последнее  определение интересно потому, что  фирма представляется не как  объединение людей, машин и  технологий, а как механизм реализации  рыночных отношений, в основе  которых лежат издержки по  осуществлению хозяйственных сделок  – трансакций.[6]

       Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 г. "за открытие и прояснение значения издержек трансакций и прав собственности для институциональной структуры и функционирования экономики", показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, названных трансакционными.

       Такой подход позволяет анализировать  как рыночные, так и внутрифирменные  экономические связи. Как было уже упомянуто в предыдущей главе существуют следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка – о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

       Внутрифирменные экономические  связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность  фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов  производства.

       Рыночные (внешние) и внутрифирменные  трансакции тесным образом связаны  между собой, и соотношение  между ними влияет на оптимальный  размер фирмы, иначе можно было  бы рассматривать всю экономику  как одну гигантскую фирму.

       В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты:

       1. По мере того как фирма  становится крупнее, доходы от  предпринимательской деятельности  могут снижаться, т.е. издержки  организации дополнительных трансакций  внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута  некая точка, в которой издержки  организации дополнительных трансакций  внутри фирмы равняются издержкам,  связанным с осуществлением трансакций  на открытом рынке, или издержкам  организации их другим предпринимателем.

       2. Может случиться так, что  в результате роста числа организуемых  трансакций предпринимателю не  удастся разместить факторы производства  так; чтобы они создавали наибольшую  стоимость, иначе говоря, ему не  удастся извлечь максимальную  пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута  такая точка, в которой потери  от неэффективного использования  ресурсов равняются издержкам  трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.

       3. Цена реализации одного или  более фактора производства может  расти, так как "другие преимущества" мелкой фирмы выше, чем преимущества  крупной фирмы.[7]

       Конечно, действительная точка,  в которой прекращается экспансия  фирмы, определяется на основе  комбинации отмеченных выше факторов.

       Следовательно, абстрагируясь от  других обстоятельств, можно заключить,  что стремление фирм к увеличению  размеров будет тем сильнее,  чем:

       а) ниже издержки организации  и медленнее рост этих издержек  по мере увеличения числа организуемых  трансакций;

       б) предприниматель менее склонен  делать ошибки, и рост числа  ошибок уменьшается по мере  увеличения числа организуемых  трансакций;

       в) больше снижение (или чем  меньше рост) цены поставок факторов  производства более крупным фирмам.

       Объяснение необходимости существования  фирмы как общественного института  только в связи с тем, что  снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в  виду, что производство характеризуется  свойствами "организованного процесса". Оно носит коллективный характер  при всё усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.[8]

       Внутри фирмы осуществляется  сложная коллективная управленческая  деятельность. В процессе управления  соблюдаются соподчиненность и  сбалансированность определенных  задач и функций, что предполагает  строгое следование некоторым  правилам (ограничениям) со стороны  участников производственного процесса, т.е. осуществление административных  функций, которые становятся одним  из отличительных признаков фирмы.

       Здесь уместно дать еще одно  определение фирмы – хозяйственная  единица коллективного характера,  обладающая всей полнотой прав  для заключения контрактов, обеспечивающих  все стороны ее деятельности.[9]

       Предпринимательская деятельность  существует в определенных организационно-правовых  формах. Какую из форм организации  предпринимательской деятельности  избрать, зависит от множества  факторов: сферы деятельности, финансовых  возможностей, преимуществ той или  иной организационной формы. Большое  значение также имеет анализ  действующего законодательства. 

       1.2. Организационно-правовая классификация  фирм (предприятий) 

       Хотя в каждой стране существует  свое законодательство, типичными  организационно-правовыми формами  предпринимательской деятельности  в мировой практике являются: полное товарищество, товарищество (общество) с ограниченной ответственностью, коммандитное товарищество, акционерное  общество. Каждая из перечисленных  форм предполагает определенную  структуру предприятия, а потому  позволяет соединить интересы  собственников в единое целое  и выбрать оптимальный размер  фирмы (предприятия).

       Следует рассмотреть организационно-правовые  формы предпринимательства.

       Полное товарищество представляет  собой форму организации предприятия,  основанную на личном участии  собственников в его управлении. Для полного товарищества характерны  следующие черты:

       - неограниченная ответственность  по обязательствам товарищества  всех его членов;

       - совместная собственность членов;

       - неустойчивость организационной  структуры.[10]

       Товарищество с ограниченной  ответственностью (ТОО) – это  такая форма организации предприятия,  при которой его участники  вносят определенный паевой взнос  в уставный капитал и несут  ограниченную ответственность в  пределах своих вкладов. Основными  чертами товарищества с ограниченной  ответственностью являются:

       - ответственность по своим обязательствам  всем имуществом, вкладчики же  несут ответственность только  в пределах взноса;

       - статус юридического лица;

       - регулирование деятельности со  стороны государства, как правило,  по соответствующим нормам акционерного  законодательства.[11]

       Однако данный тип товарищества  имеет некоторые особенности  по сравнению с акционерным  обществом. В отличие от акционерных  обществ в ТОО создается паевой  капитал.

       Предприятия (фирмы) в форме  ТОО – в основном мелкие  и средние организации, а следовательно, более мобильные, чем акционерные общества. В различных странах минимальный размер капитала для организации ТОО обычно меньше, чем для акционерных обществ.[12]

       Коммандитное товарищество представляет  собой форму организации предприятия,  в которой сочетается ограниченная  и неограниченная ответственность.

       В коммандитном товариществе  есть два типа участников –  коммандитисты, которые отвечают  по обязательствам товарищества  только в пределах своих взносов,  и полные товарищи, отвечающие  всем имуществом. Характер взаимоотношения  участников товарищества определяется  договором. Часто к коммандитным  товариществам применяют те же  правовые нормы, что и к полным  товариществам.

       Производственный кооператив. Производственный  кооператив - это коммерческое юридическое  лицо, созданное не менее чем  пятью юридическими или физическими  лицами путем добровольного объединения  своего имущества и усилий  для совместной производственной  деятельности с целью извлечения  прибыли и распределения ее  между членами кооператива.[13]

       Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется учрежденное  одним или несколькими лицами  коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен  на доли. Их размеры определены  в учредительных документах. Участники  общества с ограниченной ответственностью  не отвечают по его обязательствам  и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах  стоимости внесенных ими вкладов.  В то же время количество  голосов участников на общем  собрании определяется по принципу  «один участник - один голос», если  иное не было установлено учредительными  документами.[14]

       Акционерное общество – форма  предприятия, средства которого  образуются путем объединения  вкладов через выпуск и продажу  акций. Члены (акционеры) акционерного  общества несут ответственность,  ограниченную их вкладами. Основные  черты акционерного общества:

       - статус юридического лица;

       - ответственность по обязательствам  всем имуществом;

       - обособление имущества акционерного  общества от имущества отдельных  акционеров;

       - наличие уставного капитала, разделенного  на определенное число акций.[15]

       Любая фирма, занимающаяся хозяйственной  деятельностью, ставит перед собой  определенные цели, к достижению  которых она стремится. 

       1.3. Цели деятельности фирмы в  условиях рыночной экономики 

       Всякая предпринимательская деятельность  имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать с помощью производственной  функции, которая определяет нацеленность  фирмы на максимизацию прибыли.  Существуют два подхода к внутрифирменной  эффективности:

               - деятельность фирмы описывается  ее производственной функцией, так  что при всех возможных комбинациях  факторов производства (главным  образом, труда и капитала) обеспечивается  максимальный выпуск продукции;

               - фирма выбирает комбинацию факторов  с наименьшими издержками для  каждого возможного объема выпуска  продукции. Это дает возможность  вывести кривые средних и предельных  издержек.[16]

       Однако представление о том,  что единственной целью деятельности  фирмы является получение максимальной  прибыли, было бы ошибочным.

       Многообразием возможных положений  отдельных фирм в конкретной  экономической ситуации на рынке  определяется различная нацеленность  их функционирования. Это может  быть желание выжить при определенном  конкретном условии, предполагающем  получение минимума прибыли; увеличение  доли участия на рынке или  захват нового рынка; повышение  качества продукции и т.п.

Информация о работе Фирма как институт рыночной экономики