Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:35, курсовая работа
Актуальность данной темы несомненна, ведь в настоящее время без обсуждения состояния мировой финансовой системы не проходит и дня. А от эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение целей финансовой политики, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Все это говорит о том, что государство не может существовать без рационально действующей финансовой системы.
Цели работы — сделать обобщения по полученной информации относительно исследуемой проблемы, осуществить анализ фактических данных и сделать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
В работе необходимо рассмотреть структуру финансовой системы и финансовой политики государства, типы финансовой политики, причины и последствия мирового финансового кризиса, а также кризиса в России, проанализировать финансовую систему в России в 2010 году и перспективы ее развития, а также перспективы развития мировой финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Финансовая система и ее составные части………………………5-6
Цели и механизм финансовой политики……………………….6-11
Типы финансовой политики…………………………………...11-15
ГЛАВА 2.ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008-2009 ГОДОВ.
2.1. Мировой финансовый кризис, его причины……………………16-18
2.2. Финансовый кризис в России……………………………………18-22
ГЛАВА 3. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД.
3.1. Прогнозы о состоянии мировой финансовой системы в 2011году………………………………………………………………………23-26
3.2. Финансовая система России в 2010 году………………………..26-29
3.3. Перспективы развития финансовой системы России в 2011 и последующие годы…………………………………………………………...29-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Указанные процессы:
-усиление
-переход к полицентричной международной валютной системе (с учетом возмущений, вносимых длинными циклами курсовой динамики доллара США, будущих коррекций конструкции евро (второй по значению резервной валюты),
-формирование мультиполярной
мировой финансовой
-ребалансирование «
Нарастающая нестабильность глобальных финансов. В 2011 – 2013 гг. мировая финансовая система должна пройти между «Сциллой» и «Харибдой».
При той степени
Сбить волатильность – значит усилить регулятивный пресс, увеличить финансовые резервы в борьбе с процикличностью, ограничить расходы бюджетов, притормозить рост ликвидности, увеличить процент, укрепить доллар США как мировую резервную валюту (следствие – давление вниз на мировые цены товарных и финансовых активов).
Все эти меры ограничивают экономический рост, конфликтуют со «стратегиями выхода», «разогревом» глобальных финансов, свойственным экономическому оживлению. Они будут, по мере их реализации, жестко влиять на финансовую конъюнктуру 2011 г., охлаждать ее.
Динамика глобальных финансов
в 2011 г. будет определяться краткосрочной
тенденцией к циклическому оживлению
мировой экономики и «
Вместе с тем в 2011
г. будут проявляться
Поэтому, 2011 г. в целом
может стать годом «
Итак, финансовая динамика 2011 г. будет определяться «холодным» восстановлением экономики индустриальных стран, снижением темпов роста развивающихся стран. В течение всего этого года предполагается высокая волатильность курса доллара США. Мировые цены на нефть и на металлы будут меняться в больших пределах.Втягивание в рост, в повышательную финансовую динамику поддерживается предположительным вступлением мировой экономики в новый кондратьевский цикл, продолжающий 30-летние циклы ХХ века.
В 2011 – 2013 гг. мировая финансовая система должна пройти между «Сциллой» и «Харибдой». Динамика глобальных финансов в 2011 г. будет определяться краткосрочной тенденцией к циклическому оживлению мировой экономики и «разогреву» финансов. Вместе с тем в 2011 г. будут проявляться фундаментальные тенденции, действующие на длинных временных горизонтах, связанные с реструктурированием глобальных финансов.Поэтому,в итоге, 2011 г. может стать годом «упорядочивания», дальнейшего сброса рисков, а не оживления, установления новых правил и точек отсчета в финансовых переменных.
3.2. Финансовая система России в 2010 году.
2010 год считается основным
годом, по которому можно
Если смотреть на ключевые показатели 2010 года, то видно, что кризис отступал практически по всем направлениям и фронтам – в промышленности, банковском секторе, на жилищном рынке, рынке труда. Прибыль предприятий за 2010 года увеличилась более чем на 40%, инвестиции в основной капитал на 6%. Что касается российских фондовых площадок, то они вошли в число мировых лидеров по росту, капитализация нашего фондового рынка к началу 2011 года превысила 1 трлн долларов, к середине апреля 2011 года было ещё увеличение на 100 млрд долларов. Это лучший годовой результат среди стран БРИКС.
Принятые решения о
поддержке финансово-кредитной
Банки вновь наращивают кредитование реального сектора. Рост кредитного портфеля у нас выше, чем в большинстве стран «двадцатки», по итогам 2010 года – порядка 13%. . Если в феврале 2010 года средняя ставка кредита для коммерческого заёмщика с хорошей кредитной историей составляла 12,7%, то в феврале 2011 года она уже снизилась до 8,7%.
Начиная с июля 2009 года, в России возобновился экономический рост. В 2010 году ВВП увеличился на 4% – самый высокий показатель из всех стран «восьмерки». Кроме того, в России не было проблем обременительного государственного долга, как у некоторых других стран. Сейчас, даже после такого тяжёлого кризиса, совокупный госдолг составляет немногим более 10% ВВП, и значительная часть там – это внутренний долг. Это вполне допустимый, безопасный уровень, более того, один из самых низких в мире. Так, для сравнения напомним только, например, у Италии долг составляет 110% ВВП, у Японии – 225% от ВВП, у остальных стран «восьмёрки» этот показатель колеблется в пределах 60–80% от ВВП.
Курс национальной валюты предсказуем. В России крепкий положительный торговый баланс. На конец 2010 года страна отторговалась с плюсом 151 млрд долларов. Международные резервы начали в апреле прошлого года расти, выросли на 55 млрд и перевалили отметку в 500 млрд долларов. Оживление финансовой системы, благоприятная конъюнктура дают возможность серьёзно ускорить решение проблемы дефицита. Дефицит бюджета для финансовой системы, которая всё ещё зависит от мировых цен на сырьё, это очень большие потенциальные риски. Кроме того, обслуживание дефицита требует средств, заимствований, то есть отвлекает ресурсы от решения целого ряда проблем и задач развития. Уже в этом году Правительство рассчитывает снизить размер дефицита до 1–1,5% ВВП, в будущем стремится к бездефицитному бюджету.
Государство поддержало инновационную активность наших производителей, в том числе софинансировало расходы компаний на НИР и НИОКР, а также субсидировало процентные ставки по кредитам на модернизацию производства. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено более 70 млрд рублей. Рост промышленного производства в 2010 году составил 8,2%, в обрабатывающих отраслях этот рост был ещё выше – почти 12%. Лидером стало машиностроение, которое выросло на четверть. Почти половина роста ВВП в 2010 году обеспечена именно за счёт обрабатывающих производств, отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Производительность труда в прошлом году увеличилась – на 3,1%, по последним данным – 3,4%. Всё это значит, что шаг за шагом меняется структура экономики, растет её эффективность, и эти процессы, конечно, нужно усиливать, поддерживать.
Правительство оказало
беспрецедентную поддержку
В 2010 году приток прямых
инвестиций в Россию составил 40,5 млрд
долларов. За 2010 год на 45% выросли
трудовые пенсии. Было организовано строительство
38 новых перинатальных и
Итак, 2010 год показал, что Россия, практически, оправилась от кризиса 2008-2009 годов. Так начиная уже с середины 2009 г. в стране возобновился экономический рост. В 2010 году ВВП увеличился на 4% – самый высокий показатель из всех стран «восьмерки». Почти половина роста ВВП в 2010 году обеспечена за счёт обрабатывающих производств, отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости.
Банки вновь стали наращивать кредитование реального сектора. В России крепкий положительный торговый баланс.В 2010 году приток прямых инвестиций в Россию составил 40,5 млрд долларов. Инвестиции в основной капитал увеличелись на 6% по сравнению с 2009 годом.
3.3. Перспективы развития финансовой системы России в 2011 и последующие годы.
Когда 2010 год только начинался, предрекали тяжёлую стагнацию или даже вторую волну кризиса. Эти мрачные предсказания до сих пор не сбылись. Серьёзно помог почти 30% рост цен на основные товары нашего экспорта: нефть, газ, металлы, химическую продукцию, продукцию энергетического машиностроения и некоторые другие товары. Но прежде всего сама экономика доказала, что может развиваться даже в очень жёстких, порой экстремальных условиях.
Годовые цифры увеличения ВВП – 4%. Каждый пункт этого роста дался нам не даром, а упорным трудом. Прогноз текущего года – рост порядка 4,2%, в I квартале 20011 года рост – 4,4%. Это означает, что к началу 2012 года российская финансовая система и экономика в целом в полном объёме должна компенсировать потери, вызванные кризисом. Ранее звучали прогнозы, что экономика восстановится к 2013–2014 годам. Россия, по прогнозам правительства, сделает это раньше, и за этим утверждением стоят не благие пожелания, а чёткие обоснованные расчёты. Но уже сегодня нужно смотреть вперед, концентрировать ресурсы на обновление промышленности и инфраструктуры, развивать возможности и преимущества, которыми обладает каждый регион Российской Федерации.
Необходимо повышать качество экономики и инвестиций, снижать зависимость от экспорта сырья, укреплять банковскую систему страны. Нужны эффективная поддержка предпринимательства, подавление коррупции, которая тянет страну назад. Россия должна стать по-настоящему конкурентоспособной страной. Это базовое требование и к государству, и к бизнесу, и к социальной сфере. Сейчас по такому показателю, как производительность труда, мы значительно отстаём от ведущих стран. Необходимо поднять долю инновационной продукции в общем объёме производства с сегодняшних 12% до 25–35%. За предыдущий год (за 2010 год) производительность труда выросла в 3,1 раза – это считается неплохой показатель.
По объёму ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономик мира, а по ВВП на душу населения на уровень более 35 тыс. долларов на человека. Это выше, чем сегодняшние показатели таких стран, как Франция и Италия.
В 2011 году из государственного бюджета будет выделено еще 105млрд рублей на социальную поддержку безработных и на программы занятости, причём акцент сделан не просто на трудоустройство, а прежде всего на повышение квалификации работников, на создание условий для того, чтобы люди могли получить новую, более востребованную и более высокооплачиваемую работу, что будет благосклонно отражаться и на финансовой системе государства.
Правительство ставит цель – в ближайшее время выйти на уровень 60–70 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год, а затем, конечно, дальше и поднимать эту планку. Рассчитывается на повышение отдачи от работы особых экономических зон и технопарков. В их развитие государство уже вложило порядка 60 млрд рублей, в этом году направит ещё 17 млрд. Отечественные и зарубежные компании, кстати, только в 2010 году уже вложили в развитие производства фармпрепаратов и медтехники у нас, в России, более 40 млрд рублей.
Сейчас с участием широкого круга экспертов дорабатывается «Стратегия-2020». Прежде всего, речь идёт о поиске новых резервов роста, правильной расстановке приоритетов. Модернизация, другими словами, поступательное и качественное развитие – это, прежде всего, вложение в человека, его способности, таланты, создание условий для самореализации и инициативы. Это вложения в качество жизни наших граждан, и именно на этой основе можно обеспечить и высокие темпы роста, и настоящий технологический прорыв.
Будет создан специальный фонд для привлечения зарубежных инвестиций в экономику России, формирования крупных совместных проектов. На его формирование за счёт дополнительных доходов бюджета выделяется 62 млрд рублей, в том числе имея в виду абсолютный приоритет этого направления, предлагается направить в качестве исключения на эти цели дополнительно 10 млрд рублей из нефтегазовых доходов. Наряду с мерами по улучшению инвестиционного климата, снятию барьеров для инвестиций в стратегические отрасли это позволит значительно усилить приток капиталов в Россию. Промышленное производство, закончит будущий год с весомыми успехами (5,1%). Розничная торговля продемонстрирует динамику 4,9%, инвестиции в основной капитал составят 7,2%.