Финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы несомненна, ведь в настоящее время без обсуждения состояния мировой финансовой системы не проходит и дня. А от эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение целей финансовой политики, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Все это говорит о том, что государство не может существовать без рационально действующей финансовой системы.
Цели работы — сделать обобщения по полученной информации относительно исследуемой проблемы, осуществить анализ фактических данных и сделать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
В работе необходимо рассмотреть структуру финансовой системы и финансовой политики государства, типы финансовой политики, причины и последствия мирового финансового кризиса, а также кризиса в России, проанализировать финансовую систему в России в 2010 году и перспективы ее развития, а также перспективы развития мировой финансовой системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Финансовая система и ее составные части………………………5-6
Цели и механизм финансовой политики……………………….6-11
Типы финансовой политики…………………………………...11-15
ГЛАВА 2.ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008-2009 ГОДОВ.
2.1. Мировой финансовый кризис, его причины……………………16-18
2.2. Финансовый кризис в России……………………………………18-22
ГЛАВА 3. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД.
3.1. Прогнозы о состоянии мировой финансовой системы в 2011году………………………………………………………………………23-26
3.2. Финансовая система России в 2010 году………………………..26-29
3.3. Перспективы развития финансовой системы России в 2011 и последующие годы…………………………………………………………...29-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1 - копия.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее  время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Фискальные  и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии: фискальные требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а регулирующие очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается сбалансирование бюджета и в ряде случаев формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие дефицитов за счет накопленных в другие годы профицитов.

Важной составной  частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм подразделяется на директивный  и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.

 Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: определение основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства и др.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Целевые направления проведения финансовой политики: фискальное, связанное с балансированием доходов и расходов государства и регулирующее, связанное с регулированием экономических процессов (экономический рост, занятость населения, уровень инфляции, состояние валютного курса и т.п.). Важная составляющая финансовой политики - финансовый механизм. Он бывает директивный и регулирующий. В сферу директивного включаются налоги, расходы бюджета, финансовое планирование и т.п. Регулирующий механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

 

1.3 Типы финансовой  политики

Анализ применявшейся  различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:

  1. классический;
  2. регулирующий;
  3. планово-директивный.

До конца 20-х  годов прошлого столетия основным типом  финансовой политики большинства стран  был классический ее вариант. Такая  финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый  механизм строился исходя из этих целей  финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Бурное развитие производительных сил поставило  перед государствами еще в XIX в. Вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 - 1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов  в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки. Этот налог обеспечивает изъятие  у экономический субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность  в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий  уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Планово-директивная  финансовая политика применялась в  странах, использовавших административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных  государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление  финансами осуществлялось из единого  центра - Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Итак, основные типы финансовой политики: классический - основное направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов; регулирующий - вмешательство и регулирование государством циклическое развитие экономики; планово-директивный - максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

 

        ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008-2009 ГОДОВ.

 

2.1. Мировой финансовый кризис, его причины.

Глобальный финансовый кризис проявляется в росте цен  на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест как  в коммерческих, так и в государственных  организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах.

Как и великая депрессия  начала ХХ-го века, мировой экономический  кризис, начавшийся в 2008 году, вызвал процессы, которые способны полностью изменить мировую финансово-экономическую  систему. В новой системе, как ожидается, возрастет роль государства. Возможно, в результате финансового кризиса в мире возникнет новая всемирная валюта, пришедшая на смену американскому доллару.

Мировой финансово-экономический  кризис начинался как локальный ипотечный кризис в США. Он перерос в глобальный финансовый кризис только из-за того, что в последние десятилетия экономика США связана такими тесными узами с мировой финансово-экономической системой, что любое существенное потрясение на рынках США вызывает волны во всей мировой экономике. Так случилось и с финансовым кризисом.

Информация о работе Финансовый кризис