Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:29, реферат
Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
* На повышение
спроса монополист не всегда
отвечает увеличением выпуска,
вместо этого монополист может
просто поднять цены на свой
товар. Его реакция зависит
не только от изменения спроса
на его товар, но и от того,
как изменится эластичность
* Невозможно
определить кривую спроса для
монополиста, так как для
1. Монопольный выпуск меньше, чем конкурентный,
а монопольная цена меньше.
2. Монополизация отрасли приведет к перераспределению
прибылей от потребителей к монополисту.
3. Монополия получает экономическую прибыль,
назначая цену, которая превышает минимальные
средние и предельные издержки. Наличие
барьеров для входа в отрасль при установлении
монополии, препятствует росту предложения,
который обусловил бы падение цены.
4. Монополия получает высокие экономические
прибыли, а конкурентная фирма вынуждена
довольствоваться нулевой экономической
прибылью.
5. Основной вывод заключается в том, что
для потребителя выгоднее приобретать
товары на совершенно конкурентном рынке,
нежели на чисто монопольном. Можно сказать,
что монополии делают потребителей беднее,
сокращая наличие товаров по отношению
к тем их количествам, которые были бы
при совершенной конкуренции.
Социальная цена - мера потерь обществом
чистой полезности, происходящей в результате
уменьшения доступности благ, когда монополист
максимизирует свои прибыли
* Чтобы максимизировать прибыль, монополист назначает цену, которая превышает предельные затраты на выпуск данного товара. Но так как вплоть до точки, в которой цена равна предельной полезности, потребители все еще приобретают товар, производимый монополистом, следовательно, максимизирующее прибыль ценообразование, проводимое монополистом, препятствует тому, чтобы реализововался весь чисты выигрыш от производства и торговли товаром.
* Существовали
попытки измерить
* Уже говорилось,
что иногда монополия
* Иногда утверждается, что монополии, защищенные от конкурентов, более склонны к инновациям, чем продавец. ведущие борьбу со многими соперниками. Это, возможно, так, поскольку монополист знает, что его прибыли от нововведений будут защищены в долгосрочном аспекте. Увеличение количества инноваций ведет к ускорению технологического прогресса, что даст возможность фирме снизить ее средние издержки.
* Хотя, до
сих пор данное утверждение
получает достаточно
* Допущение,
что издержки на единицу
* При данной
технологии, а значит данных предельных
издержках уровень спроса
* Монополист сможет выжить на таком рынке, производя с более низкими средними издержками. Возможно, с учетом экономической прибыли это выльется в более низкую цену на рынке.
* Иногда эффект роста масштабов производства говорит в защиту монополии. Существует обратная ситуация. когда издержки конкурентного продавца могут быть ниже, чем у монополиста ( Х - неэффективность ).
* Последняя имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства выше, чем минимально возможные. Такая ситуация создается исключительно по вине самой фирмы.
* Монополисту,
над которым не довлеют
*
Хотя. конечно, монополия не выгодна потребителям,
так как отбирает у них доходы, но бывают
отдельные случаи, когда монополия приносит
доход не только себе но и потребителям.
Критикуя монополию необходимо учитывать
всю специфику данного рынка.
Государственное регулирование деятельности
естественных монополий.
Основной задачей регулирования естественных
монополий является создание барьеров
на пути повышения цен и ограничения выпуска
продукции со стороны фирмы, вознамерившейся
использовать преимуществ естественной
монополии во вред потребителям.
Методы регулирования естественных монополий.
Говоря
о распределении ресурсов, следует
отметить, что наиболее эффективно
ресурсы распределяются на конкурентных
рынках. Принимая во внимание этот факт,
можно утверждать, что работникам
органов регулирования следует
сымитировать работу конкурентных рынков
в тех секторах, где существует
естественная монополия. Как и в
случае конкурентных рынков, издержки
должны минимизироваться, цены должны
определяться на основе предельных издержек.
Кроме того органы регулирования
должны соблюдать баланс между интересами
потребителей, которые желают низких
цен, и экономической
Цены должны быть максимально приближены
к предельным издержкам. Прибыль должен
обеспечивать только нормальную норму
прибыли. Производство должно быть эффективным.
Политика регулирования ценообразования
естественных монополий со стороны правительства
зачастую воспринимается далеко не однозначно.
Правительственное регулирование данного
процесса является объектом острых дискуссий.
Часть полемики сосредоточена вокруг
запутанного вопроса о точном определении
средних издержек производств. Другой
серьёзный вопрос связан со стимулами,
устанавливаемыми правилами регулирования
цен. Например, одним из объектов споров
является вопрос об ошибочных управленческих
решениях. Вопрос о том, кто будет отвечать
за производственные промахи, потребители
или совладельцы предприятия, является
центром полемики. Критики регулирования
тарифов на электроэнергию утверждают,
что за ошибки при принятии решений должны
отвечать совладельцы, не потребители
посредством повышения цен. Упомянутые
управленческие промахи включают в себя
чрезмерные капиталовложения в атомные
электростанции и излишний рост производственных
мощностей. Критики доказывают, что электрические
компании обладают капиталом большим,
чем требуется, потому что они не точно
оценили реакцию потребителя на возрастающие
тарифы за киловатт-час. Средние издержки
включают в себя альтернативную стоимость
использования капитала. Увеличивая сумму
используемого капитала, монополия может
увеличивать сумму нормальных прибылей
в долларах. Некоторые экономисты до сих
пор утверждают, что это приводит к более
капиталоёмким методам производства по
сравнению с теми, которые преобладали
бы в отсутствие регулирования. Выбор
относительно неэффективных капиталоёмких
методов производств приводит к средним
издержкам, которые оказываются выше,
чем это было бы в ином случае.
При
установлении цен на уровне средних
издержек у фирмы-монополиста отпадает
желание в минимизации издержек
производств. Подобное объясняется
очень просто: коммунальная служба
не встречает конкуренции, любое
увеличение издержек из-за промахов в
управлении не влияет на норму получаемой
ими прибыли с вложенного капитала,
пока комиссия устанавливает цену,
равную средним издержкам. Политическая
оппозиция ценообразования на основе
средних издержек в последние
годы попыталась перенести хотя бы
часть издержек плохого управления
на совладельцев компаний-монополистов.
Менеджеры парируют это указанием
на то, что если они не смогут получать
прибыли, им будет трудно привлечь дополнительных
вкладчиков. Качество услуг будет
снижаться или тарифы на электричество
будут расти ещё больше для
покрытия процентов за кредиты, поскольку
фирмы будут вынуждены их брать,
не находя достаточно покупателей, к
примеру, на свои акции.
Теперь обратимся ко второму правилу регулирования
деятельности
естественных монополий, которое связано
с регулированием нормы прибыли.
В
принципе, имея точную информацию о
расположении кривых спроса и средних
и предельных издержек, оптимальную
цену товара выбрать несложно. В
реальной же экономической системе
наличие всеобъемлющей
1.Производится так называемая базовая
оценка собственного капитала
фирмы. Предположим, что он составляет
36000000 рублей.
2.Вычисляется средняя норм прибыли на
капитал, господствующая в
этот момент в экономической системе.
Предположим, он составляет 15% в год.
3.Далее базовая оценка для конкретной
фирмы умножается на господствующую норму
прибыли для вычисления общей стоимости
собственного капитал фирмы в текущий
момент времени. В данном случае он составляет
5400000 рублей в год. В рассматриваемых условиях
этой суммы достаточно для выплаты процентов
и займов, также получения некоей доли
прибыли, компенсирующей владельцам инвестированные
в данное предприятие средств .
4.Затем контрольные органы рекомендуют
конкретной фирме придерживаться определённой
цены предоставляемых ею товаров и услуг.
Эта цена формируется исходя из пунктов
1- 3 и позволяет, по мнению федеральных
органов, компенсировать все издержки
предприятия.
5.Со временем осуществляется текущая
корректировка и оценка господствующей
на рынке нормы прибыли и сопряжении её
с назначенной ценой товаров или услуг
как в сторону её повышения (при падении
прибылей компании ниже существующего
уровня), так и понижения (при превышении
прибылей компании существующего господствующего
уровня).
Недостатки данного метода и
искажения процесса регулирования
.
У данного метода вычисления нормы прибыли есть несколько недостатков. В силу целого ряда причин регулирование естественных монополий исходя из получаемой ими нормы прибыли не всегда достигает успеха. Одной из причин этого зачастую является наличие такого неприятного мотива, как поиск политической ренты. У последнего есть две альтернативы. Первая заключается в сращивании предпринимателей с контрольными органами и в расстановке на соответствующие посты заинтересованных лиц, либо попросту мздоимцев, благодаря чему соответствующие контрольные структуры относятся более мягко к данному монополисту. Выборочные представители и госбюрократы регулирующих служб, помогая фирмам-монополистам, в свою очередь рассчитывают "приземлиться" в данных монопольных структурах после истечения срока своих полномочий. Вторая альтернатива, поиск политической ренты, приурочена к потребителям и заключается в том, что в некоторых сферах контрольные органы были поставлены под жестокий прессинг со стороны потребителей, чьи интересы состоят в максимальном снижении цен без учета потребностей фирм и деловых предприятий на долгосрочных временных интервалах.
Другой проблемой, не менее важной, чем предыдущая, является недостаток знаний об истинных нормах прибыли в различных отраслях промышленности. На самом деле, оценка собственного капитала, нормы прибыли и инвестируемого капитала фирмой-монополистом не всегда объективна. На практике это одна из сложнейших задач. Чем больше догадок и данных, взятых неизвестно откуда, тем больше вероятность ошибок и непродуманных решений.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас - от ракет до хлеба, света и тепла в домах - зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
* обеспечения
баланса интересов потребителей
(доступные цены) и регулируемых
предприятий (финансовые