Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:10, реферат
Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную, и правовую среду функционирования предприятия. Эти изменения затронули все стороны деятельности предприятий.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Основная часть
1глава Доходы как основной источник финансирования
деятельности предприятия…………………………………………………………….6
1.1 Доход предприятия, как экономическая категория……………………….……6
1.2 Классификация доходов предприятия……………………………………..…….9
1.3 Источники получения доходов для предприятия………………………………14
2 глава Современная организация анализа финансовых результатов
деятельности предприятия…………………………………………………………..…23
2.1 Анализ доходов предприятия…………………………………..…………………23
2.2 Методика анализа и экономическое
обоснование доходов предприятия……………………………………………..……25
Заключение………………………………………………………………………….….28
Список использованных источников……………………………..………………….31
Список сокращений………………………………………………………………..….33
Приложение…………………………
Вторая задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.
2.2 Методика анализа и экономическое обоснование доходов предприятия
Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа данного сегмента экономики и определить перечень задач решение, которых позволит достичь поставленных задач. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия. Целью анализа доходов является изучение и выявление основных источников формирования, и выявление резервов повышения доходности торгового предприятия.[14]
Источниками информации для анализа доходов служат:
• оперативные данные бухгалтерского учета;
• статистическая отчетность;
• материалы документальных ревизий;
• инвентаризации проверок, результаты наблюдений;
Этапы анализа:
1 этап – подготовительный. Он подразумевает определение цели анализа доходов – выявление резервов роста рентабельности и улучшения работы предприятия на основе комплексного анализа доходов.
2 этап – основной. Он включает в себя:
1. Анализ общей суммы доходов торгового предприятия по сумме и по уровню.
2. Анализ дохода по видам
3. Анализ валовой прибыли по сумме и по уровню
4. Анализ структуры валовой прибыли (по отдельным товарным группам)
5. Факторный анализ валовой прибыли
3 этап – заключительный – выявление тенденций развития доходов и рентабельности торгового предприятия; определение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей; выявление резервов роста доходов и увеличения рентабельности; разработка плана мероприятий по повышению доходности и рентабельности, и контроль за его осуществлением.
Для анализа валовой прибыли используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический метод цепных подстановок, балансовый.
Достоверность результатов анализа валовой прибыли находятся в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения.
Перед анализом необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.
В процессе анализа валовой прибыли устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнение заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины её роста или снижения. При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли. К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валовой прибыли, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, состав товарооборота и др.
Завершается анализ валовой прибыли расчетом упущенных возможностей в росте валовой прибыли и разработкой мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установлением мер ответственности за их реализацию.
Материалы анализа служат базой прогнозирования, и планирования валовой прибыли на будущий год.
Валовая прибыль как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.
Валовая прибыль предприятия - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовая прибыль от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в торговле определяется как отношение суммы валовой прибыли от реализации к объему товарооборота.
Валовая прибыль - источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли предприятия - не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торгового предприятия.
В процессе анализа валовой прибыли устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным, определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины ее роста или снижения, рассчитывается влияние основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли.
При учете товаров по продажным ценам валовой прибыли от реализации определяется расчетным путем. Существует несколько способов такого расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п. Основными из этих способов являются:
- по общему товарообороту;
- по ассортименту товарооборота;
- по ассортименту остатка товаров;
- по среднему проценту.
Величина доходов от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом учитывают не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала. Планирование представляет собой фундаментальную основу предпринимательской и менеджерской деятельности в любой сфере экономики при выполнении любой из присущих ей функций.
Планирование доходов предприятия осуществляется посредством метода технико-экономических расчетов; экономико-статистических методов по скользящей средней; расчетно-аналитического метода.
Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Доходы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, созданию новых производств и современных технологий. Доходы предприятий дают возможность использовать денежные накопления граждан на инвестирование в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями.
Доходы предприятий отраслей народного хозяйства являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход, - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния доходов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового состояния страны.
Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.
Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.
Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход – определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности предприятия, его хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности предприятия, общественном признании производимой им продукции, наконец, о месте и роли предприятия на соответствующем рынке.
Как правило, валовой доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и нереализационных доходов. Выручка от реализации продукции – это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции. Внереализационные доходы – это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с ценными бумагами и т.д.
От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предприятия. Нынешняя экономическая теория трактует прибыль как доход от использования факторов производства – труда, земли, капитала и предпринимательства.
В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.
Бухгалтерская прибыль есть разница между общей выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д.
В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль.
Чем объяснить существование экономической прибыли? Если она есть некий излишек над нормальной прибылью, значит, ее существование связано с определенными воздействиями на хозяйственную сферу, что придает динамизм экономике. Значит, экономическая прибыль возможна только в динамичной экономике.
В силу сказанного возможно утверждение, что существование экономической прибыли есть результат предпринимательской деятельности предприятия, его умения оптимально скоординировать используемые факторы производства, найти им наилучшее применение. Сущность чистой прибыли можно объяснить и новаторством предпринимателя, применением им инновационных решений в хозяйственных делах. В конечном итоге суть и первого, и второго объяснения природы чистой прибыли связана с риском предпринимателя, его готовностью нести всю полноту ответственности за принимаемые экономические решения. Поэтому порой саму прибыль определяют как плату за риск. В отдельных случаях ее можно рассматривать как результат естественной или искусственной монополии.
Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала.
1 | Налоговый кодекс РФ. Ч.2. – М.: ЮНИТИ, 2011. |
2 | Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999. – М.: БУКВИЦА, 2011. |
3 | Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Министерство юстиции, 2011. |
4 | Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. - М.: Манускрипт, 2007. 269 с. |
5 | Беложецкий И.А. Прибыль предприятия. \\ Жур. «Финансы», № 3, 2004, с.70. |
6 | Бух.уч. учебник. 2-е издание, под ред. Ю.А. Бабаева, Проспект, Москва, 2008 государства) 254 с. |
7 | Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/ Пер. с дат. А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. – М.: Высшая школа,2009. 311 с. |
8 | Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 2006 302 с. |
9 | Грузинов В. П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. 247 с. |
10 | Грибов В.Д, Организационные и экономические основы бизнеса. – М.: ИЭП, 2005. 196 с. |
11 | Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: Учебное пособие. – М.: НКР «ЭКМОС», 2007. 233 с. |
12 | Камаев В. Д. Основы экономической теории. – М.: «ВЛАДОС», 2010 288 с. |
13 | Ковалев В. В., Волкова О.Н.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2008. 136 с. |
14 | Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. \\ Жур. «Экономист», № 3, 2009, с. 49-60. |
15 | Николаева С. А. Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. – М.: «Аналитика – Пресс», 2010. 264 с. |
16 | Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. 177 с. |
17 | Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б.Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009 192 с. |
18 | Шамхалов Ф.И. Новое российское предпринимательство / Под. ред. А.И. Архипова. – М.: Экономика, 2004. 258 с. |
19 | Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. 327 с. |
20 | Экономическая теория: Учебник / Под. общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2011, 273 с. |
21 | Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2005, 345 с. |
22 | Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д.Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2007. 166 с. |