Добровольное медицинского страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть роль и значение добровольного медицинского страхования в охране здоровья работающего населения.
Задачи курсовой работы;
1) рассмотреть социально-экономическое содержание добровольного медицинского страхования;
2) рассмотреть особенности развития добровольного медицинского страхования в России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Социально-экономическое содержание добровольного медицинского страхования ………………………………………………………………………4
1.1 Особенности ДМС и предпосылки его возникновения……………..……4
1.2 Назначение и виды ДМС……………………………………………….…..9
1.3 Характеристика роли ДМС в охране здоровья работающего
населения……………………………………………………………..….12
Глава 2. Особенности развития добровольного медицинского страхования в России………………………………………………………………….………...15
2.1 Характеристика российского рынка ДМС по составу его участников…15
2.2 Основные проблемы развития ДМС в России……………………….…..20
2.3 Роль ОАО «СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИБИРЬ» в охране здоровья население Кузбасса………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..…30
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономики отрасли..docx

— 71.74 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Особенности развития добровольного медицинского страхования в  России

2.1 Характеристика российского рынка ДМС по составу его участников

      Реальное  страхование - связанная с рисками  предпринимательская деятельность, при которой страхователь вносит статистически рассчитанную плату за лечение, необходимое «среднему» человеку его возраста за год, а застрахованный получает те услуги, которые потребуются ему по медицинским показаниям.

      Реальным  медицинским страхованием занимаются преимущественно лидеры рынка ДМС - ведущие универсальные страховщики  федерального уровня, на которых приходится более половины всех взносов в  этом сегменте. 'Гак, всего лишь около десятка компаний обеспечивают медицинской защитой персонал большинства крупных производственных комплексов России, заодно предоставляя услуги среднему и малому бизнесу, а также частным клиентам.

     Среди компаний, работающих на рынке ДМС, можно условно выделить три группы, различающихся по стратегии привлечения клиентов10.

      1. Страховые компании, являющиеся «дочками» финансово-промышленных холдингов. Основная задача этих страховщиков - организация медицинского обслуживания материнской структуры и аффилированных с ней компаний. Как правило, эти компании работают в регионах в соответствии с географией бизнеса учредителей. Накопив опыт работы с «родственными» клиентами, они начинают активно предлагать свои услуги их партнерам и иным предприятиям, работающим в соответствующих регионах. Зачастую в подобных случаях страхование осуществляется с полным или частичным учетом принципов возвратности. К числу таких компаний можно отнести    большинство   лидеров:    Группа    «СОГАЗ»,    включающая    компании «СОГАЗ» и «Газпроммедстрах», ЖАСО, входящие в страховую группу «КапиталЪ») компании «КапиталЪ Страхование» и «КапиталЪ Медицинское страхование», «Шексна», СК «Сургутнефтегаз», СКМ, «Согласие». Кроме того, свои сегменты рынка имеет «Энергогарант», традиционно страхующий региональные АО-знерго и близкие к электроэнергетике компании.

  1. Компании, работающие в программе обязательного медицинского страхования (через специально созданные дочерние компании) и во многом па этом строящие свою маркетинговую политику. Известность людям, возможность координировать финансовые потоки, идущие по каналам обязательного и добровольного страхования, а также налаженные отношения со всеми московскими поликлиниками и больницами позволяют этим страховщикам занимать лидирующие позиции в ДМС. В первую очередь к числу этих компаний можно отнести МАКС, РОСНО и «Спасские ворота». Эти три компании являются лидерами московского рынка классического медицинского страхования. Однако совмещают деятельность ДМС и ОМС не только они. На таких принципах работают многие как московские, так и региональные страховщики.
  2. Компании, ориентированные исключительно на рыночную клиентуру. Они работают только с теми клиентами, которых удалось привлечь различными маркетинговыми программами. В любой из компаний этой группы можно купить весь набор существующих на рынке страховых программ: амбулаторное лечение с прикреплением к любому из ведущих медицинских учреждений, стационарное лечение, «Скорая помощь», «Личный врач» и т.п. К числу таких страховщиков можно отнести ведущие российские универсальные страховые компании «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», компании системы «Росгосстрах», «УралСиб», «Ренессанс Страхование», «AIG Россия», «Россия». Активно работают на рынке массового ДМС Страховой дом ВСК и «АльфаСтраховапие».

            По итогам 2008 года взносы по добровольному медицинскому страхованию составили 44 млрд. рублей. Основу рынка ДМС в России формирует корпоративное страхование: 90-95% полученных премий приходятся на взносы от юридических лиц, оставшиеся 5-10% - на взносы от физических лиц, при этом большинство из них являются родственниками сотрудников застрахованных компаний.

     Специалисты считают, что российский рынок корпоративного добровольного медицинского страхования уже близок к насыщению. Как в компаниях с иностранными собственниками, так и на крупных российских предприятиях ДМС стало неотъемлемой частью социального пакета, инструментом мотивации и повышения лояльности персонала, методом управления финансами компании за счет сокращения больничных листов и минимизации налогообложения.

     Российский  рынок корпоративного ДМС прошел стадию экстенсивного 
развития, когда прирост взносов обеспечивался за счет привлечения новых предприятий и основным критерием выбора страховщика считалась цена страховки. Следующий этап интенсивное развитие рынка, которое предполагает конкуренцию за счет повышения качества обслуживания, усложнения и увеличения сервисной составляющей страховых продуктов, а также дальнейшую концентрацию рынка.

     Темпы роста рынка добровольного медицинского страхования отстают от среднерыночных показателей. Среди основных проблем  сектора ДМС можно назвать  опережающий рост цен на рынке  платных медицинских услуг, что  в свою очередь сказывается на стоимости полисов ДМС и препятствует расширению этого вида страхования. В большей мере высокая стоимость  полиса ДМС сдерживает развитие именно индивидуального страхования.

     Еще одним фактором, сдерживающим развитие корпоративного ДМС, служит существующее ограничение по отнесению па себестоимость расходов на страхование сотрудников в размере не более 3% от фонда оплаты труда, тогда как стандартная программа ДМС предполагает большие затраты. Кроме этого работодатель помимо взносов на ДМС вынужден платить единый социальный налог, куда входят отчисления на ОМС, которым его работники фактически не пользуются.

     С целью выявления оценок работодателями качества предлагаемых страховыми компаниями услуг по добровольному медицинскому страхованию в конце 2007 года журналом «Управление персоналом» было проведено специальное исследование.

     Исследование  проводилось методом телефонного  опроса лиц, принимающих в компаниях решения о выборе страховой компании и покупке услуг ДМС для сотрудников. В исследовании приняли участие 430 компаний, представляющие различные отрасли экономики. Это были в основном наиболее крупные и известные московские компании.

     Респондентам  в анкете предлагалось указать страховые  компании, с которыми они сотрудничают и по десятибалльной шкале оценить качество предоставляемых этими страховщиками услуг добровольного медицинского страхования.

     Анализ  показывает, что в тройку лидеров  по популярности вошли страховые компании «Росно» (18,2%), «Ресо гарантия» (13,4%) и «Ингосстрах» (11,6%), услугами которых в совокупности пользуются 43,2% компаний, принявших участие в исследовании.

      Как показывает анализ, в целом респонденты  оценивают качество услуг по ДМС положительно. Оценки от 7 до 10, что соответствует оценкам «хорошо» и «отлично» в переводе на пятибалльную систему, составили 87.8% от общего количества оценок.

     Условно положительные оценки (5-6), что соответствует  оценке «удовлетворительно», респонденты составили 12.2 %.

     Среди страховых компаний - «отличников» по ДМС наибольшие доли составили «Ингосстрах» (60,7%), «Прогресс гарант» (50%), «Ренессанс», «Ресо Гарантия» (по 46 47%), Росно (39,2%).

     Твердую «четверку», по мнению респондентов, заслужили  «Макс-М», «Росгосстрах», «Спасские ворота», «Согаз», «Россия», «Росно» (от 52 до 85%).

     Представляет  интерес, что страховые компании, получившие высокие оценки респондентов, не входят в тройку лидеров по финансовым показателям. Гак, «Ингосстрах» занимает в финансовом рейтинге 4-е место, «Ресо-Гарантия» - пятое, «Ренессанс» - 1 1-е.

     Примечательно также, что по классификации страховых  компаний эти фирмы относятся  к маретинго-ориентированному «рыночному» типу. Поэтому таких высоких оценок заслуживают, в первую очередь, их маркетинговые программы и ориентация на качество.

     Лидеры  рынка - «Согаз», «Росно» - по мнению большинства респондентов, заслуживают оценок 7 и 8.

     Компании, получившие оценки 5-6 и 7-8, относятся, в  основном, ко второму типу по классификации  СК, то есть являются дочерними компаниями финансово-промышленных групп и компаний, работающих в сегменте ОМС.

     Таким образом, основными критериями выбора работодателями страховой компании являются объем услуг, оказываемых в рамках корпоративной программы по ДМС, уровень тарифов на услуги медицинского страхования, хорошие отзывы о работе СК.

     Наиболее  популярными среди работодателей  по результатам проведен 
ного
 нами исследования являются страховые компании 
«Росно», «Рссо-гарантия» и «Ингосстрах», совокупная доля которых составила 43,2%.

     Респонденты оценивают качество услуг по ДМС, в целом, положительно. Оценки качества предоставляемых услуг по ДМС от 7 до 10 составили 7,8 %.

     Большинство респондентов оценили положительно деятельность таких компаний, как  «Ингосстрах», «Прогресс-гарант», «Ренессанс», «Ресо-Гарантия», «Макс-М», «Росгосстрах», «Спасские ворога», «Согаз», «Россия», «Росно».

      Компании, которым респонденты поставили  самые высокие оценки, относятся  к маркетинго-ориснтироваиному «рыночному» типу и ориентированы, в первую очередь, на качество предоставляемых страховых услуг.

2.2 Основные проблемы развития ДМС в России

     Основной  проблемой в сфере платного здравоохранения  в России является низкий общий уровень медицинской грамотности населения в целом, делающий возможным появление различных злоупотреблений со стороны коммерческих медицинских учреждений и врачей. Да и уровень грамотности самих медицинских специалистов также не всегда достаточен, С другой стороны, развитие рынка платной медицины происходит в определенном правовом вакууме11.

     Сегодня в России нет единого классификатора медицинских услуг - каждый регион, каждое платное лечебное учреждение устанавливает собственный перечень, в результате их прейскуранты оказываются несопоставимыми, поскольку наименования и состав услуг там разные. Просто сравнить цены двух поликлиник непрофессионалу бывает непросто из-за разных наименований услуг. Или, например, в прейскуранте одной из больниц в койко-день входит все, включая лечение, а в другой - только собственно «койка», то есть пребывание в станционаре, а все остальное оплачивается дополнительно. Или еще пример стоматологи говорят пациенту: цена пломбы 300 рублей, В сравнении с другими клиниками дешевле, зато они на зуб «ставят» 4-6 пломб.

     Формально липом, принимающим решение о  характере лечения, все равно  является врач, перед которым пациент  фактически беззащитен.

     Врачей  сейчас поставили в очень сложную  ситуацию. Заработная плата врача  в большинстве медицинских учреждений, перешедших па коммерческие основы, зависит от того, какое количество денег он заработает для медучреждения. Ранее (в 1990-е годы) тот факт, что в медучреждении врач получает зарплату от выработки, считался очень хорошим признаком — значит, там заинтересованы лучше обслуживать больных и оказывать помощь. А сейчас все изменилось, в тех лечебных учреждениях, где врач не получает в расчете от выработки, ситуация значительно лучше.

     Российский  рынок платной медицины очень  неоднороден. Бывает, что пока человек  не пройдет определенное число дорогих  обследований в медучреждении, с ним даже не говорят. В прейскуранте одной из стоматологических клиник значилось: оплата времени, которое необходимо врачу на подготовку ребенка к тому, чтобы посадить его в кресло. Следующая позиция - оплата за время, пока ребенка уговорили открыть рот, за это тоже берут деньги.

     Одна  из основных функций, которые ложатся на компанию, занимающуюся ДМС - это профессиональный контроль, осуществляемый от лица и в интересах пациента застрахованного. Компания должна не просто организовать получение качественной медицинской помощи в соответствии с программами, но и вести контроль за ее предоставлением, финансовой стороной договора, взаиморасчетами и т.п. Страховщик фактически должен выполнить роль адвоката во взаимодействии пациента с лечебным учреждением, которая владеет полной информацией и защищает интересы клиента. Для этого в крупных страховых компаниях создаются управления медико-экономической экспертизы, которое занимается этими проблемами.

      Сотрудники этого подразделения - это не просто врачи. К работающим

здесь специалистам предъявляются особые требования: высшее медицинское образование, опыт работы не менее 5 лет, сертификат по данному направлению и прохождение специальных курсов последипломной подготовки специалистов по организации медицинской помощи и экспертизе ее качества (при Академии имени Сеченова и других ведущих медицинских ВУЗах). Только такие люди смогут адекватно проверять работу медицинского учреждения и профессионально оспаривать те или иные ситуации по ведению больного.

     Безусловно, все рассмотренные выше примеры  показывают, что работа с лечебными  учреждениями - это очень тяжелый  процесс, и только страховая компания способна защитить права застрахованного, фактически принимая па себя удар в  конфликте с медиками.

     Первоочередная  задача службы медико-экономической  экспертизы -урегулирование всех возможных спорных событий до выставления счета, лечебным учреждением. Для этого эксперт должен держать под контролем договоры между лечебными учреждениями и страховой компанией, точно знать состав программ страхования для конкретного предприятия-страхователя и каждого застрахованного.

     Главной дефиницией качества медицинской помощи, по определению Всемирной Организации  Здравоохранения (ВОЗ), является понятие  «экономически обоснованное качество». Но про экономическую обоснованность в российских медучреждениях (подчас открыто пользующихся своим монополистическим положением) забывают, и страховщику остается только простой выбор: либо сотрудничать с данным учреждением, либо нет.

Информация о работе Добровольное медицинского страхование