Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 06:50, контрольная работа
На рынке страховых услуг, добровольное медицинское страхование – пока еще новинка, которая с каждым годом набирает всё большую популярность. В наше время, чтобы воспользоваться любой программой, можно обратиться практически в любую серьезную страховую компанию. Преимущества добровольного медицинского страхования оценили миллионы наших граждан, которые получали медицинское обслуживание по своему полису.
Мошенничество в сфере добровольного медицинского страхования
На рынке страховых
услуг, добровольное
Суть системы добровольного
страхования заключается в
Добровольное медицинское страхование можно было бы назвать дополнительным страхованием, поскольку застрахованные граждане обретают дополнительные возможности по лечению и профилактике по сравнению с застрахованными в системе обязательного медицинского страхования. Система добровольного медицинского страхования позволяет застрахованным в ней людям получать лечение на качественно более высоком уровне. [1]
По мере развития добровольного медицинского страхования набирают обороты и масштабы страхового мошенничества. При этом мошеннические выплаты по добровольному медицинскому страхованию составляют приблизительно 5% от общей суммы выплат страховых компаний. Участники рынка сетуют, что мошенничество происходит как со стороны клиентов, так и со стороны медицинского персонала, отмечая при этом, что за рубежом бытует та же практика. В ближайшее время участники рынка прогнозируют рост числа клиентов страховых компаний с добровольным медицинским страхованием с 10% до 30%.[2]
Мошенничества в добровольном медицинском страховании имеют сходства и с мошенничествами по страхованию жизни, и с преступлениями в страховании туристов. Со страхованием жизни добровольного медицинского страхования объединяет активная роль застрахованного лица, возможность имитации травм и заболеваний, нанесение себе и/или иному застрахованному лицу телесных повреждений и проч. Как и в страховании туристов, тут возможно лечение лиц, не застрахованных по данному договору; получение услуг, не предусмотренных данным полисом (программой страхования); выставление мошеннических счетов со стороны медучреждения и проч. Степень подверженности риску таких мошенничеств зависит от того, насколько хорошо организовано взаимодействие между страховщиком и медицинской организацией, как поставлено делопроизводство, ведутся учет и контроль. [3]
В добровольном медицинском
страховании основными
При статистическом анализе структуры выплат страховой компании "Р." по стоматологической программе добровольное медицинское страхование обнаружилась странная закономерность. Подавляющее большинство пациентов одной из небольших стоматологических клиник в Москве обращались за сложными услугами с пломбированием канала зуба, и практически никогда не получали простое пломбирование. Врачи, производившие лечение, дали стандартное объяснение: "Пациенты обращаются к врачу только когда зубы уже очень запущены, с острой болью, и пренебрегают профилактикой и лечением кариеса на ранних стадиях". Тем не менее по другим лечебным учреждениям у той же страховой компании статистическая картина была совсем иной - сложное лечение составляло меньшую часть обращений, и объяснить подобную закономерность специфическим поведением пациентов только этой клиники было бы весьма сомнительно.[4]
Вообще обман страховой компании врачами - лишь частный случай мошенничества в сфере платной медицины вообще. Обычно у населения нарекания по поводу незаконных действий врачей сводятся к тому, что за медицинские услуги, которые по закону должны быть бесплатными, медперсонал требует денег. В сфере же коммерческой медицины, в том числе страховой, платность услуг "не обсуждается", а спорным условием является их стоимость. Врачи-злоумышленники здесь используют две формы незаконного обогащения: "приписки" и "необоснованное лечение".
В первом случае медицинский персонал просто выставляет счета за процедуры, которые фактически не проводились, списывает медикаменты, оформляет фиктивные документы в подтверждение посещений клиники пациентом и тому подобное. Все эти действия, безусловно, негативны и незаконны, но, по крайней мере, здоровье пациента от них не страдает.
Необоснованное и избыточное лечение предполагает не фиктивное, а вполне реальное оказание медицинских услуг по реальному обращению пациента. Но при этом врач старается назначить лечение не оптимальное для здоровья больного, а самое дорогое из возможного. К примеру, стоматолог не просто пломбирует зуб при кариесе, а заявляет, что имеет место серьезный пульпит, требующий удаления нерва и пломбирования канала, и сам своими руками усугубляет разрушение зуба. При более глубоком повреждении доктор ненавязчиво подводит пациента к тому, что простого лечения зуба уже недостаточно, а нужно протезирование.
Принцип обмана здесь очень простой: врач - профессионал, пациент - нет. Поэтому не редкость случаи, когда здоровым людям ставят ложные диагнозы, "вырезают" несуществующие новообразования, назначают не являющиеся необходимыми операции, депульпируют почти здоровые зубы и тому подобное. Даже если пациент и подозревает, что здесь что-то не так, сам ничего доказать по окончании лечения в силу отсутствия специальных знаний он никогда не сможет. Врачи же неохотно свидетельствуют против коллег, поскольку сами могут оказаться в похожей ситуации, и срабатывает определенная синдикативная профессиональная солидарность. В общем, факт того, что дорогостоящее лечение не было необходимым или диагноз был умышленно искажен врачом с корыстной целью, установить не так просто.
Другое дело, что возможностей контроля у страховой компании (в штате которой есть профессиональные медики и юристы) несколько больше, чем у пациента - индивидуала. Более того, прикрепление к платному медицинскому учреждению через страховую компанию по добровольному медицинскому страхованию, а не напрямую, несколько уменьшает риск стать жертвой "врачей-вредителей". Поэтому медицинское страхование весьма целесообразно, особенно для трудовых коллективов предприятий - оно не только сэкономит деньги, но и поможет избежать ущерба здоровью.
По экономико-правовому
содержанию все вышеописанные ситуации
имеют определенное сходство с еще
одним юридически сложным видом
страхования - страхованием профессиональной
ответственности медицинских
Мошенничества, где субъектом выступает страхователь или застрахованное лицо, в отечественной практике добровольного медицинского страхования встречаются пока относительно редко, однако на них приходится значительная часть страховых преступлений в развитых странах. Отдельную группу преступлений составляют те, которые совершаются по сговору между врачом и пациентом (как и при страховании туристов).
Скандальный случай, обошедший многие средства массовой информации: эмигрант из бывшего СНГ организовал в США преступное сообщество, обманывавшее компании по медицинскому страхованию. Он инсценировал несчастные случаи, врачи якобы "лечили" лжепострадавших, а счета за лечение выставляли в страховые организации. Полученные таким образом деньги делились между всеми участниками аферы.
Это частный случай наиболее распространенных за рубежом мошенничеств по сговору врача и пациента, относящихся к группе "ложная диагностика". Отличие ее от "необоснованного лечения" заключается, во-первых, в том, что пациент в данном случае не только "в курсе" происходящего, но и выступает соучастником. Во-вторых, операции и процедуры, указываемые в документах для страховщика, фактически не проводятся даже частично (это роднит такой тип мошенничеств с "приписками"), а проходят только по выплатным документам.
Однако пациент вполне может справиться с преступлением и самостоятельно, не прибегая к сговору с доктором. В этом случае речь идет либо о лечении лиц, не входящих в число застрахованных по предъявленному в медицинскому учреждение полису, либо о получении услуг, не входящих в полис.
Гражданка России, гостившая
в Германии у подруги, переехавшей
туда из СССР много лет назад, решила
бесплатно получить высококачественное
лечение хронического заболевания
в немецкой клинике. Для этих целей
соучастники взяли недавно
Российские страховые компании, как известно, работают по добровольному медицинскому страхованию по двум схемам - с расчетами "по прикреплению" и "по факту". Риск мошенничества выше, естественно, в варианте "по факту", поскольку медучреждение получает возможность выставлять неограниченные счета, а пациенты - нелимитированно посещать врача без доплаты. И еще одна актуальная особенность нашей страны, особенно Москвы, заключается в том, что условия сотрудничества, за редким исключением, диктуют медучреждения, а не страховщики.
Существуют следующие меры предупреждения мошенничества в медицинском страховании:
1. Полисы с возможностью
обращения в любое медицинское
учреждение, а не только туда,
чьи адреса указаны в договоре
страхования, в России
2. Принимая в качестве
поставщика услуг новое
3. В некоторых случаях
целесообразно направлять в
4. Однозначно следует
отказываться от продажи
5. Персонал, контролирующий
документы, направляемые
6. Статистический учет, если
отношения страховщика с
Актуальным остается вопрос о том, как же эффективнее бороться с мошенниками – силовыми или экономико-правовыми методами. Конечно, данная статья не претендует на его окончательное разрешение. Но никто не будет отрицать важность наказания преступника в соответствии с нормами Уголовного кодекса, при этом есть необходимость активной работы служб безопасности страховщиков и тому подобное. Важно, что останавливать мошенника нужно ДО совершения правонарушения. Профилактика очень важна потому, что в силу ряда причин страховые компании не всегда стремятся открывать уголовное преследование мошенника.
Список литературы
1. http://www.sb-soviet.ru/med/
2. http://www.tverlife.ru/news/
3. http://dmsinrussia.ucoz.ru/
4. Грищенко Н.Б., Клевно В.А., Мищенко В.В. Добровольное медицинское страхование: Основы современной практики, М: Алт. ун-та, 2001. - 78 с. [3]
5. Жилкина М.С., Страховое мошенничество: Правовая оценка, практика выявления и методы пресечения, М: Волтерс Клувер, 2005 г. [4]
6. http://www.pravo.vuzlib.net/
Информация о работе Мошенничество в сфере добровольного медицинского страхования