Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     – гибкость в выборе инструментов денежно-кредитной политики, позволяющая органам денежно-кредитного регулирования выбирать те способы достижения целевых показателей, которые являются наиболее подходящими в конкретной ситуации и макроэкономической среде.

     Если  рассматривать степень подготовленности Нацбанка Беларуси к таргетиррванию инфляции с точки зрения его текущей политики и наличия инструментов, то можно выделить положительные моменты такие как, система плавающего курса, наличие обязательства о ценовой стабильности как конечной цели монетарной политики, а также забота об общеэкономическом росте в той части, в какой это не противоречит достижению основной цели. Как отмечалось выше, неоспоримое условие инфляционного таргетирования – это отказ от таргетирования других переменных без каких либо промежуточных целей. Широкий круг переменных, входящих в экономическую модель, не должен базироваться на монетарном планировании, который сводится на нет в стране с частыми экономическими шоками. В ней должны иметь место параллельные вектора, отражающие общее экономическое состояние общества.

     Отмечая положительные стороны предпочтительного  режима, заметим, что существуют и  определенные трудности. Однако текущие препятствия вовсе не означают, что следует полностью отказаться от этой идеи. Преимущества данного режима денежно-кредитной политики подталкивают к сознательному созданию условий для инфляционного таргетирования. Для успешной реализации предпочтительного режима денежно-кредитной политики необходимо абстрагироваться от отдельных аспектов, в силу которых применение инфляционного таргетирования может потерять определенное место в системе банковского регулирования.

     Во-первых, прямое инфляционное таргетирование рассчитано на долгосрочную перспективу и базируется на долговременном опыте низкой инфляции. Опыт развитых стран показывает, что применение целевого ориентира инфляции основывается на устойчивых темпах экономического роста, отсутствии крупных диспропорций в воспроизводстве, низких темпах инфляции в течение длительного времени. В Беларуси же не накоплен достаточный опыт экономического развития в условиях стабильно низких темпов инфляции.

     Во-вторых, на практике инфляция представляет собой сложный процесс, и меры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на экономику не сразу, а со значительным и всегда разным по длительности отставанием. В промышленно развитых странах, где сложились исторические традиции низкой инфляции (Швеция, годовые темпы инфляции в среднем около 2%), этот процесс подвержен огромной инерции.

     В-третьих, прямое инфляционное таргетирование не означает формирование политики в соответствии с текущими темпами инфляции, поэтому  решающее значение приобретают прогнозы, от достоверности которых во многом зависит правильность принятия решений в области денежно-кредитной политики. В условиях Беларуси инфляционные ожидания очень часто возникают и возрастают в зависимости от непрогнозируемых политических событий, поэтому достоверность прогнозов нарушается, а следовательно, они не всегда могут рассматриваться в качестве основы для принятия решений в области монетарной политики. В-четвертых, как правило, одним из основных инструментов реализации денежно-кредитной политики при прямом таргетировании инфляции является изменение процентных ставок центрального банка.

     Таким образом, с одной стороны, оценивая макроэкономические условия, еще нельзя в полной мере констатировать готовность экономики к введению прямого  инфляционного таргетирования. С другой стороны, представляется, что денежно-кредитная политика предшествовавших лет в некоторой степени приближена к режиму инфляционного таргетирования [9].

     Таким образом, говоря об эффективности денежно-кредитной, политики следует признать, что политика Нацбанка Беларуси в выборе предпочтительного режима не просматривалась на протяжении нескольких лет. Это подтверждает тот факт, что показатели инфляции никогда не попадали в запланированные интервалы и Набанк находился в роли пассивного наблюдателя. Инструменты, которыми он оперировал, были неэффективными и слабо реагировали на те негативные импульсы, которые диктовала экономика.

     Тем самым, назрела необходимость в  проведении эффективной денежно-кредитной  политики на основе инфляционного таргетирования, при котором политика Национального банка будет признана позитивной и намеченная цель в соответствии с прогнозом будет достигнута, но проведение такой денежно-кредитной политики возможно лишь в случае наличия у НБ РБ полной свободы в выборе инструментов денежно-кредитной политики для достижения исключительно одной цели – планомерное воздействие на экономику с целью создания условий, способствующих развитию реального сектора экономики и снижению инфляции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключении можно сказать, что инфляция  -  устойчивая  тенденция  роста общего  уровня  цен.  Инфляция  рассматривается  как  важнейшая составляющая  макроэкономической  теории.

     Роль  Национального   Банка  в  регулировании   инфляционных   процессов  велика. Он может воздействовать на них с помощью прямых и косвенных методов, а также политики таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров.

     Инфляция  как некое негативное экономическое  явление, в ее крайних формах способное  дестабилизировать экономику страны, требует вмешательства государства в виде осуществление антиинфляционных мер. Антиинфляционные меры могут быть эффективными только в том случае, когда определены причины и импульсы развития инфляционного процесса. Это позволяет осуществлять более целенаправленное воздействие и, таким образом, нивелировать влияние истинных причин инфляции.

     Исходя  из всего вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы. Все  страны мира в той или иной мере ощутили на себе негативное влияние  мирового финансово-экономического кризиса. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой, начиная с четвертого квартала 2008 года подверглась серьезным негативным внешним воздействиям.

     В 2010 году денежно-кредитная политика направлена на поддержку внешней  и внутренней сбалансированности экономики  Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

     Для управления инфляцией, по крайней мере, её монетарной составляющей, Национальный Банк, по сути, использует сегодня два метода: монетарное и инфляционное таргетирование. Однако, как показал проведенный анализ, ни один из этих методов нельзя назвать эффективным для управления инфляционными процессами в условиях современной белорусской экономики. Начнем с того, что оба эти метода являются взаимоисключающими (при применении режима «целевой инфляции» недопустимым является установление каких-либо дополнительных параметров). Далее отсутствуют необходимые условия применения данных методов в Беларуси, что делает их использование для управления инфляционными процессами практически безрезультатными.

     Таким образом, говоря об эффективности денежно-кредитной, политики следует признать, что политика Нацбанка Беларуси в выборе предпочтительного режима не просматривалась на протяжении нескольких лет. Это подтверждает тот факт, что показатели инфляции никогда не попадали в запланированные интервалы и Нацбанк находился в роли пассивного наблюдателя. Инструменты, которыми он оперировал, были неэффективными и слабо реагировали на те негативные импульсы, которые диктовала экономика.

     Тем самым, назрела необходимость в  проведении эффективной денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования, при котором политика Национального банка будет признана позитивной и намеченная цель в соответствии с прогнозом будет достигнута. 
 
 
 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Антиинфляционная  политика: пути реализации  /  В.В.  Пинигин,  [и  др.];  под  ред.  В.В.  Пинигина.  –  Минск.:  НИЭИ Минэкономики, 2002.- 366 с.
    2. Базылев, Н.И., Макроэкономика./ Базылев, Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н -М.: Инфра-М, 2003.- 357 c.
    3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г., принят Палатой представителей 3 октября 2000 года, одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2009 г. № 114–З), //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010 г. - № 15. - 2/1666.
    4. Бирюкова,  О.  Дневник успеваемости   белорусской   экономики/ О. Бирюкова   // Белорусский рынок. - 2008. - №48. - С. 12-13.
    5. Борисова, Г.Б. Высокая инфляция:  современный опыт  борьбы  с ней, успехи и провалы /Г.Б. Борисова // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2003. - №3. - С. 71-81.
    6. Бриштелев, А. Целевые ориентиры монетарной политики Республики Беларусь/ А.Бриштелев  // Банкаўскi веснiк. - 2007. -№ 8. – 53 с.
    7. Голикова, Ю.С., Банк России: организация деятельности: учебник. / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова. - М.: ДеКа, 2007. — 699 с.
    8. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика/ С.Н. Ивашковский -М.: Дело, 2002. – 389 с.
    9. Инфляция должна быть подавлена //  Белорусский  рынок.  - 2009. - №16. - С.19.
    10. Лобанов, А. Цели и системы денежно-кредитного регулирования/ А. Лобанов// Банкаўскi веснiк. - 2009. - № 19. - С. 24—27.
    11. Моисеев, С.Р. Правила денежно-кредитной политики / C.Р. Моисеев// Финансы и кредит. - 2009. - № 16. - С. 37—46.
    12. Моисеев, С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики / C.Р. Моисеев // Финансы и кредит. - 2002. - № 18. - С. 38—51.
    13. Об утверждении устава Национального Банка Республики Беларусь: Указ президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2010 г. № 393),//  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010:, - № 184:, - 1/11830.
    14. Образкова, Т.В.  Особенности  прогнозирования  бюджетно-налоговой сферы. /Т.В. Образкова// Белорусский экономический журнал. - 2008. - № 2. - С. 26-29.
    15. Основные направления социально-экономического развития  Республики Беларусь на период до 2010 г. /  сост.  М.И.  Плотницкий.  -  Минск.:  Мисанта, 2005. – 235 с.
    16. Ракова, Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике Беларусь/ Е.Ю. Ракова//Проблемы экономико-математического моделирования. - 2009. - № 4 - С.  103-115.
    17. Республика Беларусь в цифрах: краткий  статистический  сборник.  / В.И. Зиновский  [и  др].;  Под  общ.  ред.  Л.Л.  Рыбчик.  -Минск.:  Министерство статистики и анализа, 2009. – 167 с.
    18. Семенихина,  В.А.   Экономическая теория:   макроэкономика:  учеб. пособие / В.А. Семенихина, С.А. Крючков; отв. ред. д-р экон. наук, профессор P.M. Гусейнов; Новосиб. гос. архитектур.- строит. ун-т. - Новосибирск: НГАСУ, 2003. — 136 с.
    19. Экономическая теория: учебник. /  Н.И. Базылев [ и др].;  под  ред.  Н.И.  Базылева,  С.П. Гурко. 2-е изд. перераб.  и доп.  – Мимнск: БГЭУ, 2003. – 456 с.
    20. Финансовая стабильость в Республике Беларусь//[Электронный ресурс]/ Национальный Банк Республики Беларусь. Режим доступа: http: www.nbrb.by.  Дата доступа: 24.09.2010.

Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов