Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.
Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка [3].
Инфляция
как некое негативное экономическое
явление, в ее крайних формах способное
дестабилизировать экономику
Разразившийся в 2008 году мировой кризис породил в экономики РБ ряд факторов, противоположно действующих на инфляционные процессы. В среднесрочной перспективе на развитие инфляционных процессов будут влиять:
1. сокращение кредитных операций (прежде всего, в сфере кредитования населения);
2. повышение процентных ставок за пользование кредитами и по депозитным операциям, что, по мнению НБ РБ, должно воспрепятствовать оттоку капитала за рубеж;
3.
усиление оттока капитала за
рубеж в связи с
4. снижение темпов роста доходов населения в условиях кризиса [17, с.87].
Перечисленные
факторы будут влиять на сокращение
объема денежной массы. Наряду с этим
будут действовать в
1. выделение крупных сумм из государственных фондов для укрепления финансового состояния банков и корпораций;
2.
выделение государственных
3. расширение операций НБ РБ по рефинансированию коммерческих банков;
4. увеличение уставного капитала коммерческих банков;
Намечается
переориентировать некоторые
Изменение цен и тарифов в 2009 г. характеризуется следующими данными (Таблица 2.1).
Источник: [15, с.144].
Таким образом, идет рост по всем показателям.
Отразим графически изменение цен в 2008 и 2009 гг. (рис. 2.1.)
Рис. 2.1. Изменение цен в 2008 и 2009 гг.
Источник: [15, с. 106].
Рис. 2.2. Изменение потребительских цен и цен производителей промышленной продукции.
Источник: [16, с. 109].
Индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2009 г. по сравнению с октябрем 2009 г. составил 100,3%. Рост цен на продовольственные товары дал 0,44% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,06%, изменение цен на платные услуги дало снижение сводного индекса потребительских цен на 0,18%. Индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 108,7%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2009 год – 100,7-100,9%.
Индекс цен производителей промышленной продукции в ноябре 2009 г. по сравнению с октябрем 2009 г. составил 100,4%, в том числе на инвестиционные товары – 101,1%, промежуточные товары – 100,1%, потребительские товары – 100,7%.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Все страны мира в той или иной мере ощутили на себе негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой, начиная с четвертого квартала 2008 года подверглась серьезным негативным внешним воздействиям.
В 2010 году денежно-кредитная политика направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития [16, с. 113].
Преодоление инфляции является одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед Банком Беларуси. Эта цель встала во главу угла всей денежно-кредитной политики Национального Банка, начиная с 1992 г. Более пятнадцати лет деятельность Нацбанка Беларуси направлена на снижение уровня инфляции и сглаживание негативного влияния инфляции на экономическое развитие страны. Кризис 2008 г. положил, по нашему мнению, начало нового этапа в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы в антиинфляционном регулировании.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Денежно-кредитная политика - это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Согласно Основным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года на монетарный сектор экономики возложены задачи по созданию и поддержанию благоприятных условий развития экономики. Точная разработка целевых ориентиров монетарной политики, реализация принципов денежно-кредитного регулирования и, в частности, принципа соответствия числа целей числу имеющихся инструментов центрального банка, увеличивает эффективность монетарной политики, ее предсказуемость и открытость [13].
Большинство экономистов выделяет систему целей денежно-кредитной политики, отвечающую следующим параметрам: соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Согласно данным представлениям все эти цели можно классифицировать в зависимости от:
-
границ действия: внешние (равновесие
платежного баланса,
- времени действия: конечные, промежуточные и тактические.
Наибольшее
распространение получила система
целей денежно-кредитной
основных выделяют следующие:
— экономический рост;
—
обеспечение занятости
— формирование равновесия платежного баланса страны;
— стабильность цен как внутренних, так и внешних (обменный курс);
— стабильность ставки процента;
— стабильность на финансовых рынках;
— стабильность валютного рынка.
При этом состав, приоритетность и количественные параметры экономических целей, которые подразделяют на стратегические и тактические, зависят от национальных приоритетов страны, этапа ее развития, а также от тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.
Центральный банк должен воздействовать на параметры конечных целей через промежуточные звенья. Это обусловлено тем, что монетарный сектор, несмотря на определенную самостоятельность, выполняет роль посредника, через которого проходят, оптимизируются и эмитируются потоки денежных (платежных) средств для функционирования остальных секторов экономики. Кроме того, не все факторы, влияющие на достижение данных целей, носят только монетарный характер. Поэтому центральный банк определяет промежуточные и операционные цели. Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
-
предложения денег (
-
цены денег на внутреннем
- обменного курса национальной валюты.
Необходимость
использования промежуточных
Кроме промежуточных целей, центральные банки выделяют операционные (или тактические) цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента (межбанковские или по краткосрочным государственным ценным бумагам).
Через постановку и достижение тактических целей органы денежно-кредитного регулирования обеспечивают выполнение целей высшего порядка. В настоящее время к тактическим целям предъявляются следующие требования со стороны центральных банков:
-
способность их быстро и
-
стабильное влияние
-
возможность максимально
Основополагающим нормативным документом, определяющим цели и задачи развития монетарной сферы в нашей стране, согласно статье 4 Банковского кодекса Республики Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих основных принципов:
-
обеспечение прозрачности
-
четкая иерархия целевых
-
оперативное определение
Сложность в соблюдении принципов денежно-кредитного регулирования, реализации целей денежно-кредитной политики и наличие их иерархической структуры, выбор и применение методов и инструментов в их достижении подразумевает формирование и функционирование механизма по передаче регулирующих импульсов в монетарной сфере. Одним из таких механизмов является трансмиссионный (передаточный). В условиях функционирования современных экономик место денежного таргетирования стало занимать прямое таргетирование инфляции, в связи с этим в настоящее время под трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики понимают механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и инфляцию в частности.
Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов