Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, в том числе от монетарного  правила. Дело в том, что когда  власти придерживаются сразу двух и более целей, рынок не знает, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение.

     В-третьих, применение политики «целевой инфляции»  подразумевает использование всего  набора инструментов денежно-кредитной  политики для достижения заданных параметров в зависимости от текущих условий.

     Таким образом, можно выделить ряд объективным  причин, выступающих непреодолимым  препятствием эффективного использования  инфляционного таргетирования в  современной Беларуси. Одним из наиболее существенных препятствий выступает отсутствие в распоряжении Национального Банка действенных инструментов управления денежной массой и, соответственно, инфляционными процессами. Обратимся к одному из самых эффективных в странах с развитой рыночной экономикой инструментов регулирования денежного предложения – ставке рефинансирования.

     Рефинансирование  банков как источник денежного предложения, являющийся первоочередным среди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, в Беларуси, к сожалению, не эффективен. Существует связь между изменениями величины ставки рефинансирования и объема денежной массы в обращении. Резко снизить темпы инфляции  сейчас  невозможно.  Хотя  положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в  Национальном  банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно  дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.

     Объем же денежного предложения зависит не от величины ставки рефинансирования, а от иных факторов внешне конъюнктурного характера. К таким факторам, в частности, можно отнести высокие цены на сырьевые товары, вызывающие большой приток валютной выручки в страну и побуждающие центральный банк скупать иностранную валюту, формируя при этом международные валютные резервы и наращивая объем денежной массы. Как следует из представленных выше данных, рефинансирование нельзя признать действенным инструментом воздействия Нацбанка на денежное предложение и на ликвидность банковской системы. Причина этого заключается так же и в том, что установление ставки рефинансирования на чрезвычайно высоком по сравнению со средним уровнем рентабельности в экономике уровне не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как инструмент управления денежным предложением. Указание Банка Беларуси на неразвитость финансовых рынков и ограниченность роли кредита в финансировании экономики как на главную причину неэффективности рефинансирования, по меньшей мере, не корректно, поскольку развитие финансового рынка во многом определяется именно рефинансированием коммерческих банков Национальным Банком. Только с вовлечением процентной ставки в механизмы денежно-кредитного регулирования посредством её снижения до уровня, приемлемого в сложившейся экономической ситуации, и отказом от политики «долларовой» эмиссии, рефинансирование станет эффективным инструментом регулирования денежного предложения и преодоления инфляционных процессов [10, с. 24].

     Другой  инструмент регулирования объемов  денежной массы (основной элемент увязки бюджетного планирования и денежно-кредитной политики, широко используемый во всем мире) – покупка государственных ценных бумаг – после кризиса 1998 г. практически не используется.

     Таким образом, при проведении денежно-кредитного регулирования Национальный Банк РБ использует сегодня только три инструмента: депозитные операции, нормы обязательного резервирования и операции на открытом рынке, в основном в части операций на валютном рынке. Вряд ли данные инструменты можно признать высокоэффективными в части регулирования денежного предложения, а именно, для стерилизации денежной массы.

     Отсутствие  действенных инструментов управления денежным предложением, невозможность  точного определения и прогнозирования  спроса на деньги и изменения скорости обращения делают невозможным использование как таргетирование денежной массы, так и инфляционного таргетирования как методов управления инфляцией.

     Анализ, проводимый в данной главе, позволяет выявить, что для управления инфляцией, по крайней мере, её монетарной составляющей, Национальный Банк, по сути, использует сегодня два метода: монетарное и инфляционное таргетирование. Однако, как показал проведенный анализ, ни один из этих методов нельзя назвать эффективным для управления инфляционными процессами в условиях современной белорусской экономики. Начнем с того, что оба эти метода являются взаимоисключающими (при применении режима «целевой инфляции» недопустимым является установление каких-либо дополнительных параметров). Далее отсутствуют необходимые условия применения данных методов в Беларуси, что делает их использование для управления инфляционными процессами практически безрезультатными.

 

3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ  ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ  В БЕЛАРУСИ

 

     Мы  определили, что уровень инфляции является одним из наиболее значимых показателей и целью, которой в своей деятельности определяет Нацбанк. Режиму инфляционного таргетирования в настоящее время уделяется значительное внимание, хотя для Беларуси данный режим реализации программно-целевого подхода к решению многокритериальных задач экономики, до недавнего был прочно забыт. Если раньше таргетирование инфляции представляло собой сугубо академический интерес, то теперь оно уже является широко распространенным режимом центральных банков.

     Таргетирования инфляции представляет собой предпочтительный режим с большой свободой конкретных методов решения и практических экспериментов, с применением такого же или большего числа инструментов, направленных на оптимизацию денежно-кредитной политики. Несмотря на то, что мировой опыт разработки и проведения денежно-кредитной политики представляет собой набор общих правил и схем, каждая страна на разных этапах своего развития имеет свои особенности, не укладывающиеся в стандартные схемы.

     Переход от жесткой плановой системы к  рыночно ориентированной экономике  для Беларуси болезненным. Составной частью переходного процесса стало формирование соответствующих законодательных основ, восстанавливающих права частной собственности, создание механизма приватизации, развитие новых финансовых рынков и институтов, образование независимого центрального банка и кардинальное изменение его функций. Денежно-кредитная политика Банка Беларуси последовательно приобрела черты, характерные для политики центральных банков стран мирового сообщества, экономика которых развивается по рыночным законам.

     Классический  монетаристский подход, используемый при таргетировании денежных агрегатов, основывается на следующих допущениях:

     – функция спроса на деньги является стабильной;

     – экономика функционирует как идеальная модель: цены и заработная плата обладают гибкостью, совокупный спрос и совокупное предложение сбалансированы;

     – денежное предложение полностью контролируется властями;

     – реальная процентная ставка находится на постоянном уровне, движение номинальной процентной ставки отражает исключительно изменения инфляционных ожиданий.

     Очевидно, что ни один из приведенных критериев  «работоспособности» таргетирования денежных агрегатов в Беларуси не выполняется. Обратим внимание на несколько основных моментов. Во-первых, в стране отсутствуют признаки постоянства совокупного макроэкономического спроса на деньги, поэтому даже с позиций монетаризма неоправданно основывать денежно-кредитную политику на достижении количественных показателей денежной массы.

     Во-вторых, при переходе от высокой инфляции к низкой трудно предсказать скорость денежного обращения. Для реализации денежного таргетирования необходимо как минимум на год вперед оценить скорость обращения денег при том, что функция спроса на деньги остается неизвестной.

     В-третьих, длительная инфляция приводит к глубокой долларизации экономики. Когда участники рынка предпочитают национальной валюте иностранные платежные средства, реальное денежное предложение должно рассчитываться с учетом вкладов и наличных средств в иностранной валюте. Банк Беларуси использует для оценки уровня долларизации показатель широких денег (М2Х). Однако поскольку валютная составляющая денежного предложения властями не контролируется, снижение внутреннего компонента предложения денег может дать лишь небольшой эффект в рамках попыток финансовой стабилизации.

     При выборе якоря денежно-кредитной  политики следует, по-видимому, отказаться от возможности принять в качестве такого уровень денежного предложения. Кроме того, таргетирование денежных агрегатов не обеспечивает ясного понимания  экономическими агентами направления движения тех показателей, которые представляются существенными на повседневном уровне, как-то уровень цен, обменный курс либо процентные ставки. Соответственно, экономическая ситуация по-прежнему будет носить слабо предсказуемый характер для общественности, как впрочем, и для самих субъектов регулирования, что никак не может способствовать оздоровлению экономики. Проведение денежно-кредитной политики без планового ориентира возможно при условии, во-первых, стабильных и развитых финансовых рынков, способных к самоорганизации, во-вторых, при стабильных инфляционных ожиданиях, находящихся на достаточно низком уровне, в-третьих, при наличии высокой степени доверия со стороны общественности к субъектам государственной экономической политики. Ничего из выше перечисленного в современной Беларуси нет, поэтому проведение денежно-кредитной политики без вообще каких-либо целевых ориентиров в РБ в настоящее время не представляется разумным. При этом целевым ориентиром должен выступать исключительно уровень инфляции [10, с. 26].

     По  мнению НБ РБ, окончательный переход к режиму инфляционного таргетирования связан с переходом к свободно плавающему валютному курсу и реализацией комплекса мер по превращению процентной ставки в главный инструмент денежно-кредитной политики. Для изменения принципов формирования денежно-кредитной политики уже сложились определенные предпосылки: используется режим управляемого плавающего обменного курса рубля; публично объявляются ориентиры инфляции (годовые), имеющие верхнюю и нижнюю границы; ценовая стабильность выступает в качестве главной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; разрабатываются модели для прогнозирования инфляции.

     Таким образом, технологически можно было бы полностью перейти к прямому  инфляционному таргетированию. Однако, несмотря на имеющиеся отдельные предпосылки, весь комплекс необходимых для этого общеэкономических условий в настоящее время не сформировался. В настоящее время уровень инфляции в Беларуси остается на достаточно высоком уровне.

     На основании зарубежного опыта таргетирования инфляции, можно выделить ряд принципов, которые бы способствовали оптимизации денежно-кредитной политики:

     – независимость центрального банка от исполнительной власти, освобождающая его от обязанностей по покрытию бюджетного дефицита и дающая свободу при выборе инструментов в целях достижения предусмотренных темпов инфляции;

     – отсутствие у центрального банка целей, равноправных по отношению к достижению его основной цели;

     – способность органов денежного регулирования моделировать и предсказывать инфляцию.

     Однако  соблюдая эти условия, нужно отметить, что в процессе перехода к таргетированию инфляции могут возникнуть различные  отклонения от них. Выбранные показатели инфляции не становятся неким абсолютом, который ни при каких условиях не может быть нарушен. Напротив, если для удержания инфляции в априори выбранных пределах приходится принести в жертву другие важные показатели, от которых непосредственно зависит уровень жизни в данном социуме, то критерии инфляционного таргетирования необходимо оперативно пересмотреть и скорректировать надлежащим образом. При выяснении вопроса о сущности прямого инфляционного таргетирования, важно иметь в виду, что таргетирование инфляции нельзя рассматривать только как ценовую стабильность, понимаемую как снижение и закрепление на приемлемом уровне инфляционных процессов. В таком случае можно было бы формально считать инфляционным таргетированием все режимы денежно-кредитной политики, в том или ином виде проводимые центральными банками, включая и Банк Беларуси.

     Положительные черты режима таргетирования инфляции можно привести следующие:

     – установление номинального якоря денежно-кредитной политики, наиболее соответствующего ценовой стабильности;

     – появление ясного для общественности критерия деятельности органов денежно-кредитного регулирования и стабилизация инфляционных ожиданий;

Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов