Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование особенностей деятельности НБ РБ по регулированию инфляционных процессов, выявление путей стабилизации денежного обращения в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия……. 6
1.2 Роль Национального Банка РБ в регулировании инфляционных процессов 14
1.3 Нормативно – правовое регулирование деятельности НБ РБ 21
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
2.1 Современное состояние уровня инфляции в Беларуси 26
2.2 Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики НБ РБ для стабилизации уровня инфляции 29
3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Снижению покупательной способности денег способствует выпуск дополнительных денег государством в условиях дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для финансирования своих расходов, государство увеличивает предложение денег.
Доход от печатания денег получил название сеньораж.
Рост наличных денег в целом оборачивается для населения уплатой инфляционного налога - налога на покупательную способность денег, представляющую собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Поскольку инфляционный налог возрастает с увеличением количества наличных денег, то население стремится иметь этих денег меньше. Поэтому в период гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».
В условиях ожидаемой инфляции существует возможность минимизировать величину падения реальных доходов: рабочие заранее договариваются с работодателями о повышении минимальной ставки зарплаты, фирмы предусматривают повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемой инфляции. Номинальная процентная ставка изменяется так, что реальная ставка процента остается неизменной, т.е. на сколько процентов вырастет инфляция, на столько же процентов увеличится номинальная ставка банковского процента.
Зависимость номинальной ставки процента от ожидаемого темпа инфляции при неизменной реальной ставки процента называется эффектом Фишера. При невысокой инфляции (до 10 %) величина реальной ставки процента г составит: r = i + π.
В соответствии с эффектом Фишера при ожидаемом увеличении темпа
инфляции на 1 % номинальная ставка процента также повысится на 1 %.
Если темпы инфляции превышают 10 %, то необходимо использовать другую формулу(1.4):
(1.4).
Использование этой формулы позволяет не просто рассчитать величину дохода (реальной ставки процента), но и оценить ее покупательную способность, поскольку в знаменателе (1 + π) представлен новый уровень цен с учетом инфляции.
Эффект Фишера проявляется только в условиях прогнозируемой (ожидаемой) инфляции.
В условиях непрогнозируемой (непредвиденной) инфляции избежать падения реальных доходов нельзя. Основным последствием непредвиденной инфляции является перераспределение дохода и богатства между различными группами населения.
Доходы перемещаются от кредиторов к должникам, от рабочих к фирмам, от людей с фиксированными доходами к лицам с нефиксированными доходами; от людей, имеющих накопления в денежной форме к людям, не имеющим накоплений; от пожилых к молодым [17, с. 38].
Так, в периоды непредвиденной инфляции выгодно брать кредиты, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами и должник получает непредвиденный выигрыш.
Рабочие получают деньги по контракту найма на работу. Если инфляция повышается, то рабочие несут ущерб, поскольку номинальная зарплата остается прежней.
Понижение реальных доходов в условиях непредвиденной инфляции прежде всего касается лиц с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы). Эта категория лиц лишена возможности повысить свои номинальные доходы. Если не проводится полная индексация, то их реальные доходы падают.
По мере роста темпов инфляции реальная ценность накоплений падает, поэтому реальное богатство людей, имеющих денежные накопления, снижается.
Пожилые теряют дополнительное реальное богатство по сравнению с молодыми, так как, помимо пенсии, пожилые люди, как правило, имеют накопления в денежной форме.
Издержки инфляции испытывает и государство. В условиях инфляции население обычно опаздывает с выплатой налогов. В результате реальная ценность налоговых поступлений снижается. В экономической литературе это явление известно как «эффект Оливера-Танзи». Правительство стремится избежать данного эффекта и прибегает к повышению частоты уплачиваемых налогов.
Деньги
- важнейший элемент рыночной системы
хозяйства, а стабильность денежной
системы государства - непременное
условие нормального
Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны:
1.
косвенное воздействие на
2. проведение операций на открытом рынке. Под такими операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) у финансовых посредников и населения;
3.
рефинансирование. Национальный Банк
предоставляет ссуды
4.
изменение уровня банковской
ликвидности, т.е. способности
банка погасить в срок свои
обязательства, определяемая
Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах. Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Национальном, банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия НБ проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики [5, с. 71].
Во-вторых, Национальный Банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.
Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, НБ выступает в роли «последнего кредитора в критической ситуации». Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.
Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.
В-третьих, это сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает [3].
В целом можно сказать, что влияние НБ значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей НБ, без других комплексных мер могут не иметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.
Тем не менее, повышение регулирующей роли НБ - важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.
В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров.
Одним из антиинфляционных методов является таргетирование - установление НБ целевых ориентиров прироста денежной массы. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.
Использование
«вилки» объясняется рядом
Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, НБ сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением. Нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать «неизбежного» темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.
Неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей.
Информация о работе Деятельность НБ РБ по регулированию инфляционных процессов