Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:03, контрольная работа
Деньги представляют собой финансовый актив, который служит для совершения сделок (для покупки товаров и услуг). Актив – это то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые. Реальные активы – это вещественные (материальные) ценности (оборудование, здания, мебель, бытовая техника и т.п.). Финансовые активы - это ценные бумаги.
Деньги и их функции. Виды Денег…………………………………………………………..3
Финансовые активы и их ликвидность………………………………………………………6
Структура денежного предложения. Агрегаты М1,М2,М3………………………………...9
Спрос на деньги и его виды…………………………………………………………………10
1.3.1. Кейнсианская модель спроса на деньги…………………………………………………….12
1.3.2. Количественная теория спроса на деньги………………………………………………….15
1.3.3. Теория оптимизации денежных запасов Баумоля – Тобина……………………………...17
Рынок денег и его равновесие………………………………………………………………18
Различная интерпретация роли денег в экономике………………………………………..19
1.5.1. Особые для каждого народа и эпохи деньги………………………………………………..19
1.5.2. Бумажные деньги…………………………………………………………………………….23
1.5.3. Кредитные деньги……………………………………………………………………...……24
1.5.4. Вексель………………………………………………………………………………….........24
1.5.5 Банкнота……………………………………………………………………………………...25
1.5.6. Чек……………………………………………………………………………………………26
1.5.7. Электронные деньги ………………………………………………………………………..26
1.5.8. Кредитные карточки………………………………………………………………………...27
1.6 Классическая дихотомия…………………………………………………………………... 28
2. Банковская система России………………………………………………………………….28
2.1. Центральный банк и его задачи……………………………………………………………..30
2.1.1 Возникновение центрального Банка………………………………………………………..30
2.1.2 Цели Центрального Банка…………………………………………………………………...31
2.1.3 Функции Центрального Банка……………………………………………………………….31
2.2. Механизм функционирования коммерческого банка……………………………………...33
2.3 Денежный Мультипликатор…………………………………………………………………34
3. Кредитно денежная политика………………………………………………………………..35
3.1 Цели и инструменты кредитно-денежной политики……………………………………….35
3.2 Политика дешевых и дорогих денег…………………………………………………………37
3.3 Банковско-кредитная система, создание «новых денег»…………………………………...38
3.4 Эффективность кредитно- денежной политики……………………………………………..41
Список использованной литературы
Подтоварные
ссуды – это ссуды под залог
товаров и
Фондовые ссуды – это ссуды под обеспечение ценных бумаг.
По срокам погашения: не имеющие определенного срока – онкольные (погашаемые по требованию заемщика или банка); краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).
По характеру погашения: погашаемые единовременным взносом; погашаемые в рассрочку.
По методу взимания процента: процент удерживается в момент выдачи ссуды (при учете векселя, при предоставлении потребительской ссуды); процент уплачивается в момент погашения кредита или равномерными взносами на протяжении всего срока кредита.
По категориям заемщиков, отражающим экономическое содержание и цель кредита.
К фондовым
операциям банков относятся разнообразные
операции с ценными бумагами: покупка
ценных бумаг для собственного портфеля
(инвестиции); первичное размещение вновь
выпущенных ценных бумаг среди держателей;
покупка и продажа ценных бумаг на рынке
по поручению клиента (обслуживание вторичного
оборота ценных бумаг); ссуды под ценные
бумаги. «Портфель ценных бумаг у банков
служит средством получения дополнительной
прибыли в виде дивидендов и процентов,
орудием финансового контроля, а также
одним из методов финансирования расходов
государства». [6-стр.-248]
2.3 Денежный Мультипликатор
Денежный мультипликатор – это величина множителя (коэффициента), на которую увеличивается количество денег в обращении в результате операций на монетарном рынке. Коэффициент денежного мультипликатора означает, во сколько раз возрастает эффективность денежной базы. Его величина является обратной величиной нормы обязательных резервов, а также соотношением между объемами наличности и депозитов. Это свидетельствует о том, что с увеличением резервной нормы или при более высоком соотношении наличных относительно депозитов величина денежного мультипликатора уменьшаться.
Коэффициент взаимосвязи между увеличением (сокращением) избыточных резервов банковской системы и суммой новых кредитных денег, которую она может создать, основывается на принципе: потерянные кредитные ресурсы одним коммерческим банком в результате предоставления кредитов своим клиентам становятся достоянием другого и используются им уже как собственные средства для предоставления в безналичной форме своим клиентам. И т. д. То есть каждая денежная единица, которая выпускается одним коммерческим банком, создает кредитные резервы другим банкам: второму, третьему и т. д.
Эффект действия мультипликатора постоянно воспроизводится потом, что потерянные резервы для одного банка создают свободные кредитные ресурсы другого коммерческого банка, по этому банковская система в целом не теряет их, а создает избыточные резервы. В итоге, такая способность банковской системы существует не всегда и не безгранична. Она ограничивается необходимостью формировать коммерческими банками обязательных резервов, размеры которых определяются резервной нормой, регулируется законодательно.
Необходимость формировать обязательные резервы делает источником кредитования только свободные банковские резервы, т. е. ту совокупность денежных средств коммерческих банков, которая есть в распоряжении коммерческого банка в настоящий момент, и может использоваться ими для активных операций. Чем больше размер свободного резерва, тем выше кредитоспособность банка.
Величина денежно-кредитного мультипликатора зависит от:
●
нормы обязательного
● использование
заемных средств клиентами
● снижение спроса на ссуды и рост ссудного процента уменьшает предоставления займов и формирования депозитных вкладов в банках;
● рост
поступлений наличности на счета
клиента или продажи части
активов на межбанковском рынке
способно увеличить размер коэффициента
мультипликации. [6-стр-287]
3. Кредитно-Денежная политика
3.1 Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
Денежно-кредитная
политика является одним из наиболее
важных направлений государственного
регулирования рыночной экономики.
Для функционирования кредитно-банковской
системы она имеет
Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку ЦБ.
Изменение
величины учетной ставки зависит
от состояния экономический
Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков.
Регулирование
денежной массы с помощью операций
на открытом рынке выражается в купле-продаже
государственных облигаций
Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.
ЦБ контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.
С кредитным регулированием тесно связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое ЦБ. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики ЦБ, и системы обязательных резервов. [2-стр.201]
Кредитно–денежная
политика – часть общей макроэкономической
политики, которая влияет на монетарные
факторы нестабильности.
Кредитно–денежная
политика – совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в
кредитно–денежной сфере с
Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости
4) равновесие платежного баланса.
Кредитно–денежная
политика осуществляется Центральным
банком страны.
На
первом этапе Центральный банк воздействует
на предложение денег, уровень процентных
ставок, объем кредитов. На втором – изменения
в данных факторах передаются в сферу
производства, способствуя достижению
конечных целей.
Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.
Изменение
учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного
регулирования, в основе которого лежит
право Центрального банка предоставлять
ссуды коммерческим банкам под определенный
процент, который он может изменять, регулируя
тем самым предложение денег в стране.
При
понижении учетной ставки (r) увеличивается
спрос коммерческих банков на ссуды
(Dм), которые они могут использовать
для кредитования, увеличивая тем
самым денежную массу. Рост предложения
денег (Sм) ведет к снижению ставки
ссудного процента (%), по которому коммерческие
банки предоставляют ссуды предпринимателям,
населению. Кредит становится дешевле,
что стимулирует развитие производства
(Y) (политика “дешевых денег”)
При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)
Изменение
нормы обязательных резервов (часть
вклада в коммерческий банк, которая
необходима для обеспечения гарантии
выплаты денег вкладчикам в случае
банкротства) позволяет Центральному
банку регулировать предложение
денег. Это связано с тем, что
норма обязательных резервов (R) влияет
на объем избыточных резервов (Е) (депозит
= R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит
на способность коммерческих банков создавать
новые деньги путем кредитования.
Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)
И, наоборот,
понижение резервной нормы
Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.
Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.
Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).
Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).
Операции
на открытом рынке являются наиболее
важным, оперативным средством
В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.
Информация о работе Деньги, банковская система и кредитно – денежная политика государства