Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность денежно-кредитной политики, её целей и видов, произвести анализ основных инструментов монетарного регулирования.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
• раскрыть сущность и виды денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики;
• рассмотреть теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики;

Оглавление

Введение….……………...…………………………………………….............
1. Понятие и виды денежно-кредитной политики, ее роль в государственном регулировании экономики ……..……………………...…
2. Теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики ………………………………………………………….
3. Классификация инструментов монетарного регулирования, их эффективность в современных условиях ..………………………………….
Заключение…..…………………………………………...…………………...
Список использованных источников……………..…………………………
Приложение А. Классификация инструментов денежно-кредитной
политики

Файлы: 1 файл

Курсовая - ДКП - ДКБ.docx

— 88.23 Кб (Скачать)

На открытом рынке различают  операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

Операции на открытом рынке  стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих, а во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной  степени влиять на предложение денег.

Большинство центральных  банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований, так как она является достаточно сильным фактором регулирования денежного предложения.

Регулирование норм обязательных резервов. Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном банке. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном  банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем  бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном  порядке и представляет собой  процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных  или активных операций. По характеру  воздействия различают нормативы  общие (установленные ко всей сумме  обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к  определенной части обязательств или  кредитов). Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку  регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём  кредитования. Но следует учесть и то, что частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в большинстве развитых странах центральные банки снижают нормы обязательного резервирования, а в некоторых из них она полностью отменена. Причина, по которой обязательное резервирование имеет смысл сохранить, связана с тем, что его существование обеспечивает большую стабильность денежного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предложением денег.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они  оказались малоэффективным средством  защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объёмом денежной массы и кредитом.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

  • переучет векселей;
  • ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего – предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список  и принадлежащих банку на праве собственности;
  • ломбардный кредитный аукцион;
  • операции РЕПО и др.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании  с деятельностью центрального банка  на открытом рынке.

Рассмотренные выше инструменты монетарной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе место по значению после политики центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые  решает центральный банк на том или  ином этапе развития страны. Так, в  современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и  США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения  расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных  требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Рассмотрим на примере  некоторых стран применение инструментов денежно-кредитной политики.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
  • операции на открытом рынке (купля-продажа Банком  России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
  • рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
  • валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном  рынке  для  воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения (установление лимитов на  рефинансирование);
  • банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) [11, с. 29].

Например, Национальный банк Китая (НБК) для решения задачи балансирования денежного предложения и спроса применяет весьма широкий набор инструментов как стандартных для международной практики, так и специальных, адаптированных к особенностям национального рынка. При этом НБК отдает предпочтение комплексному управляющему воздействию – использованию нескольких инструментов одновременно. Последнее позволяет избегать слишком резких нагрузок на устойчивость рынков и банковской системы, неизбежных в случае использования для достижения целей регулирования одного какого-либо инструмента.

К используемым НБК стандартным  инструментам управления денежного  предложения относятся:

  • эмиссия собственных облигаций НБК (PBC bills);
  • операции на межбанковском рынке сделок «РЕПО»;
  • регулирование ставок рынка необеспеченных межбанковских кредитов (CHIBOR);
  • переучет (дисконтирование) коммерческих ценных бумаг и долговых обязательств;
  • покупка-продажа государственных ценных бумаг;
  • операции валютного СВОПА;
  • изменение величины нормативов, обязательных резервов, привлеченных средств банков;

Используемые НБК специальные  инструменты включают:

  • «руководящее окно» (window guidance) – управление кредитной политикой отдельным банков путем указания на желательность ее корректировки, без применения мер принуждения;
  • «штрафные облигации» (penalty bonds) – специальные низкодоходные облигации НБК, покупка которых вменяется в обязанность банком, превышающим определенный предел показателей динамики кредитов. Ставки по «штрафным облигациям» устанавливается приблизительно на 0,5 проц. п. ниже, чем по «обычным облигациям» НБК;
  • систему базовых и предельных процентных ставок по кредитам и депозитам
  • дифференцирование ставки обязательного резервирования [15, c. 127].

А в Соединенных Штатах Америки Федеральная резервная система имеет три главных инструмента управления суммой находящихся в обороте денег и предложением кредитов в экономике. Наиболее важный - операции на открытом рынке, или покупка и продажа государственных ценных бумаг. Для увеличения суммы денег, находящихся в обороте, Федеральный резерв покупает государственные ценные бумаги у банков, других компаний и физических лиц, оплачивая их чеками (новый источник денег, которые он печатает). Вторым немало важным инструментом для экономики США является регулирование величины обязательных резервных фондов. Особенностью данного инструмента является то, что банки часто дают друг другу однодневные ссуды для удовлетворения требований к величине резервных фондов. Ставка по таким ссудам, называемая «ставкой федеральных фондов», является важным критерием того, насколько «скупа» или «щедра» денежно-кредитная политика в данный момент времени. А третьим инструмент - это учетная ставка, или проценты, которые коммерческие банки платят за кредиты резервных банков.

Для реализации своих решений по денежно-кредитной политики Национальный банк Чехии (ЧНБ) в настоящее время пользуется исключительно стандартными, «не прямыми» и не административными инструментами. Другими словами, ЧНБ осуществляет денежно-кредитную политику не с помощью приказов, запретов, ограничений и тому подобного, а предлагая банкам деловые операции и коммерческие условия, сформулированные таким образом, что эти банки в свою очередь предлагали бы своим партнерам операции в соответствии с желательными с точки зрения ЧНБ условиям.

Основным инструментам является двухнедельная  ставка “РЕПО”. Изменяя эту ставку, ЧНБ влияет на краткосрочные процентные ставки на межбанковском рынке. Этот сигнал затем распространяется на процентные ставки во всей экономике, на экономическую деятельность в целом и в конечном итоге на инфляцию.

ЧНБ одновременно со ставкой “РЕПО” изменяет еще две ключевые процентные ставки (ломбардная и учетная). ЧНБ в соответствии с общемировой тенденцией больше не использует обязательные резервы для целей денежно-кредитной политики. Вместе с тем от банков все еще требуется хранение небольшого процента их вкладов в ЧНБ (по ним начисляется процент по ставке “РЕПО”). Данные средства служат в качестве подушки безопасности для норм функционирования системы межбанковских расчетов через ЧНБ. В случае необходимости банк выполняет на валютном рынке интервенции, т.е. покупку/продажу чешской валюты в обмен на иностранную с тем, чтобы в первую очередь снизить волатильность обменного курса кроны [19, c. 10].

Таким образом, проведенный  анализ позволяет сделать вывод, что денежно-кредитная политика в большинстве случаев осуществляется набором стандартных инструментов, используемых в разном сочетании  во всех странах. Инструментарий денежно-кредитной  политики развитых государств необычайно широк. Использование различных  инструментов сильно варьируется в  зависимости от философии экономической  политики, конкретных обстоятельств, степени  открытости экономики и традиций страны.

Но вместе с тем, некоторые инструменты  в отдельных государствах не используются, например Национальный банк Чехии не использует инструмент регулирования нормы обязательных резервов, зато применяются специфические национальные инструменты монетарного регулирования такие как: «руководящее окно» и «штрафные облигации» в Китае.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенный в курсовой работе анализ сущности денежно-кредитной политики позволил сделать следующие выводы.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на определение сущности  денежно-кредитной политики. Наиболее часто встречается следующее толкование ее содержания: денежно-кредитная политика – это совокупность мер  экономического регулирования денежного обращения и кредита, реализуемых в рамках государственной экономической политики и оказывающих через денежно-кредитную сферу влияние на реальный сектор экономики как базу для решения социально-экономических проблем. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса. Особенность денежно-кредитной политики состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, а делает это посредством промежуточных целей. А  прежде  чем приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает тактические. Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты