Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:24, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность денежно-кредитной политики, её целей и видов, произвести анализ основных инструментов монетарного регулирования.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
• раскрыть сущность и виды денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики;
• рассмотреть теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики;
Введение….……………...…………………………………………….............
1. Понятие и виды денежно-кредитной политики, ее роль в государственном регулировании экономики ……..……………………...…
2. Теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики ………………………………………………………….
3. Классификация инструментов монетарного регулирования, их эффективность в современных условиях ..………………………………….
Заключение…..…………………………………………...…………………...
Список использованных источников……………..…………………………
Приложение А. Классификация инструментов денежно-кредитной
политики
В настоящее время инфляционное таргетирование становится преобладающим режимом денежно-кредитной политики в мире, так как к переходу на него готовятся многие страны. Например, об этом заявили власти более половины из 88 неиндустриальных стран. По оценке МВФ, кандидатами на переход к инфляционному таргетированию являются 36 стран. Отметим, что Беларусь в 2006 г. была включена МВФ в группу долгосрочных - более 5 лет – кандидатов. [16. с. 122].
Распространение режима инфляционного таргетирования вызвано совокупным действием нескольких причин. Прежде всего, это собственно эффективность режима, которая является результатом системной, сознательной и целенаправленной институционализации монетарной политики в отличие от предшествующей практики управления инфляцией на основе использования классических инструментов и ситуативных решений центрального банка. Другой причиной стала неспособность многих стран, в том числе развитых, снизить уровень инфляции другими способами.
В настоящее время сложились достаточно устойчивое понимание режима монетарной политики. На практике все режимы монетарной политики направлены на изменение денежного агрегата М0, а различия между ними состоят в выборе целевых переменных и инструментов, которые денежные власти используют для достижения своих целей.
Основной инструмент проведения
денежно-кредитной политики по поддерживанию
запланированного уровня инфляции –
манипулирование ставкой
При режиме инфляционного таргетирования
целью является удержание в заданном
диапазоне конкретного
Необходимыми исходным макроэкономическими условиями для инфляционного таргетирования, как правило, считаются достаточно длительный период относительно низкой инфляции и стабильного регулируемого валютного курса, а также низкая зависимость инфляции от изменений валютного курса.
Основные характеристиками режима инфляционного таргетирования:
Отметим, что в последнее время многие исследователи добавляют к этому требование гибкого валютного курса.
Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:
Конечной целью инфляционного
таргетирования является стабильность
цен (в той или иной форме). В
качестве промежуточных целей, как
правило, используются: один из агрегатов
денежной массы или один из параметров
чистых внутренних активов органов
денежно-кредитной
Анализ международного опыта показывает как преимущества, так и риски, связанные с применением инфляционного таргетирования. Из преимуществ следует отметить следующие:
Однако режиму инфляционного таргетирования присущ ряд недостатков, особенно важных для стран с сырьевой экономикой. При переходе от режима курсового таргетирования к инфляционному резко возрастает волатильность валютных курсов. Со временем компании приспосабливаются к такой ситуации, начиная активнее использовать инструменты хеджирования валютных рисков. Однако возросшая сначала волатильность курса может создавать трудности для национальных экономических агентов. Правда, по мере их адаптации она также снижается.
Таким образом, отказ от управления обменным курсом и переход к инфляционному таргетированию представляется верным направлением денежно-кредитной политики, которое способно стратегически обеспечить долгосрочный экономический рост, стабильность цен, а также сыграть роль в снижении процентных ставок. Опыт стран, перешедших к режиму таргетирования инфляции, свидетельствует, что внедрение этого режима может приводить к заметным улучшениям, даже если изначально все требования не были выполнены.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает три этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и определение конечных целей. Ввиду того, что денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики, то её стратегические (конечные) цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели.
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитной политики. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежное предложение для достижения поставленных целей.
Инструменты регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков [Приложение А].
Наиболее распространенной классификацией методов являются разделение их на прямые (административные) и косвенные (экономические).
Прямыми методами, отражающими прямую связь метода и оперативной цели (объекта регулирования), центральный банк устанавливает либо лимитирует ценовую или количественную переменную, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. С помощью косвенных методов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные методы вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Косвенные методы влияют на операционную цель косвенно – через изменение рыночной конъюнктуры. Иногда прямые и косвенные используются одновременно.
Помимо прямых и косвенных
различают общие и селективные
методы осуществления денежно-
Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования); регулирование норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Рассмотрим сущность каждого из данных инструментов подробнее.
Регулирование учетной ставки. Изменение учётной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определённых обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставление средств центральный банк взимает с заёмщика определённый процент. Норма такого процента называется учётной ставкой (дисконтом). Таким образом, учётная ставка - это «цена» дополнительных резервов, которые ЦБ предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять её, регулируя тем самым предложение денег в стране.
При понижении учётной
ставки увеличивается спрос
При повышении учётной ставки происходит обратный процесс. Оно ведёт к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.
Операции на открытом рынке. Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бума.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.
При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный банк увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО).
В этом случае при покупке ценных бумаг на определённый срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги - резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Принимая чеки, центральный банк уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги.
Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.
При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и другие. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др.
Операция РЕПО — это двухсторонняя сделка по продаже—покупке ценных бумаг с обязательством обратной покупки—продажи бумаг того же выпуска, в том же количестве, через определенный условиями такой сделки срок и по определенной таким условием цене. Операции СВОП - это одновременная продажа, например, иностранной валюты на приблизительно равные суммы при условии расчетов по ним на разные даты. Нередко используют и иное определение операций СВОП – это покупка или продажа иностранной валюты на ближайшую дату с одновременной контрсделкой на определенный срок [2, с. 57].
Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.
Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты