Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность денежно-кредитной политики, её целей и видов, произвести анализ основных инструментов монетарного регулирования.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
• раскрыть сущность и виды денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики;
• рассмотреть теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики;

Оглавление

Введение….……………...…………………………………………….............
1. Понятие и виды денежно-кредитной политики, ее роль в государственном регулировании экономики ……..……………………...…
2. Теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики ………………………………………………………….
3. Классификация инструментов монетарного регулирования, их эффективность в современных условиях ..………………………………….
Заключение…..…………………………………………...…………………...
Список использованных источников……………..…………………………
Приложение А. Классификация инструментов денежно-кредитной
политики

Файлы: 1 файл

Курсовая - ДКП - ДКБ.docx

— 88.23 Кб (Скачать)

Политика «дорогих» денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций.

Предположим, экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых» денег, которая опирается на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением объемов кредитных операций, снижением уровня процентных ставок и ростом денежной массы. Политика денежной экспансии применяется с целью преодоления спада производства и оживление деловой активности стимулированием инвестиционных процессов и увеличением платежеспособного спроса на товары и услуги. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке у населения и у коммерческих банков, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Позитивными последствиями  данной политики могут стать:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем  году:

  • расширение спроса снизит темпы падения производства;
  • решение проблемы «плохих» долгов будет перенесено на последующие годы;
  • сохранится высокая инфляция;
  • продолжится снижение курса;
  • произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

В зависимости от выбора промежуточной цели центральный банк, с помощью находящихся в распоряжении инструментов, может поддерживать на определенном уровне денежную массу - жесткая монетарная политика или ставку процента - гибкая монетарная политика. На практике обычно реализуется некоторый промежуточный вариант – эластичная денежно-кредитная политика, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.

Выбор вариантов денежно-кредитной  политики зависит во многом от причин изменений спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с  инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания  денежной массы. Если необходимо предохранить экономику от неожиданных изменений  скорости обращения денег, то предпочтение может быть отдано поддержанию процентной ставки.

Центральный банк не может одновременно фиксировать денежную базу и процентную ставку. Для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять  предложение денег, и наоборот.

Денежно-кредитную политику также иногда подразделяют на  структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк выбирает тот или  иной вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Подведя итог, следует сказать, что  выбор вида, типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов монетарного регулирования, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Если экономика переживает спад и в ней высокая безработица, то проводится экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег»). В период усиления инфляции проводится рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег»), направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо предохранить экономику от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтение может быть отдано поддержанию процентной ставки, т.е. гибкой денежно-кредитной политики.

 

  1. Теоретические подходы к определению системы целей денежно-кредитной политики

 

 

Разработка денежно-кредитной  политики опирается на общие целевые  ориентиры экономического развития страны и включает в себя: определение  стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год); разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций  денежно-кредитных показателей; конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы; развитие рынка ценных бумаг; политику валютного регулирования; направления международного сотрудничества и др. [8, с. 459].

Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов  экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны.  Как  элемент системы денежно-кредитная  политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам. [9, c. 362]

Цели монетарной политики классифицируются по ряду признаков:

  • по времени действия: конечные, промежуточные и тактические;
  • по границам действия: внешние – равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса; внутренние – стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максимальной занятости населения [10, с. 483].

Процесс формулирования целей  включает следующие этапы.

На первом этапе определяются конечные (общеэкономические) цели денежно-кредитной политики, который устанавливаются в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции (низких темпов), высокого уровня занятости, равновесного состояния платежного баланса (т.е. стабильности в финансовом секторе). Приоритетной целью монетарной политики является стабильный уровень цен в стране. 

Такое название конечные цели получили потому, что при взаимосвязи  одновременное достижение средствами денежно-кредитной политики не представляется возможным, в силу противоположности  методов их достижения (политика «дорогих»  и «дешевых» денег)

Однако денежные власти не имеют возможности контролировать и управлять поведением целевых  переменных. Для достижения конечных целей они выбирают определенный набор промежуточных целей.

На втором определяются промежуточные (или монетарные) цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей (объем денежной массы, процентная ставка, индекс потребительских цен, обменный курс национальной валюты). Центральный банк может влиять на промежуточные цели денежно-кредитной политики через передаточный (трансмиссионный) механизм.

Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:

  • согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики;
  • измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить;
  • своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно;
  • контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.

На третьем этапе устанавливаются набор тактических (или оперативных) целей, которые определяются в соответствии с промежуточными. Они устанавливаются в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.

Требования к тактическим  целям могут быть определены как  максимальное воздействие на них  центрального банка; способность быстро и положительно изменяться в ответ  на действия центрального банка; стабильное влияние на промежуточную цель.

На четвертом этапе  производится отбор инструментов денежно-кредитной политики.

Известно, что достижение всех целей  одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Многие экономисты и представители центральных  банков различных государств выделяют следующие шесть основных целей: стабильность уровня цен – приоритетная цель, экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность валютного рынка [1, c. 26].

 В Республике Беларусь  важнейшими условиями обеспечения  высоких темпов долговременного  экономического роста являются  достижение и сохранение финансовой  стабильности, в основе которой  – низкий уровень инфляционных  процессов в стране. В связи  с этим одним из стратегических  элементов государственной экономической  политики является ее направленность  на устойчивое снижение инфляции  и поддержание ее на низком  уровне. Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь – обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения инфляции.

На практике, чтобы ситуация на денежном и валютном рынках не выходила из-под контроля, центральные банки чаще всего используют следующие промежуточные цели денежно-кредитной политики, предполагающие наличие номинального якоря, то есть переменной, по которой задаются количественные целевые показатели. В настоящее время  экономической наукой определены следующие промежуточные цели (режимы): таргетирование предложения денег, таргетирование обменного курса и таргетирование инфляции.

В 1950-1970-е годы наиболее популярным было монетарное таргетирование, то есть ограничение темпов роста денежной массы. В развивающихся странах  и странах с переходной экономикой до сих пор популярно таргетирование валютного курса, однако при отсутствии дополнительного монетарного якоря такой режим часто приводит к валютному кризису. В последнее время все большее распространение получает режим инфляционного таргетирования. Режим инфляционного таргетирования как альтернатива другим вариантам проведения денежно-кредитной политики появился в начале 90-х годов XX в. С тех пор число стран, которые используют этот режим, постоянно растет. Эта тенденция наблюдается как в развитых странах, так и в странах с формирующимися рынками. В 2005 г., по данным МВФ, инфляционное таргетирование в той или иной форме применяли 23 страны, в том числе 7 индустриальных и 16 - с зарождающимися рынками. Первыми среди индустриальных стран (в 1991-1993 гг.) ввели инфляционное таргетирование Новая Зеландия, Канада, Великобритания и Швеция. Среди второй группы стран пионерами стали Израиль, Чешская Республика, Польша, Бразилия, Чили и Колумбия, которые перешли на инфляционное таргетирование в 1997-1999 гг. [16. с. 121].

Наиболее общим определением режима инфляционного таргетирования является достижение стабильности цен как основной цели денежно-кредитной политики путем использования в качества номинального якоря целевых показателей инфляции как минимум на среднесрочный период.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты