Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
· обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
· перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
· регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
· стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
· предпринимательская деятельность.

Оглавление

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

Впервые данный метод применили в США  в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать  сильное воздействие на финансово-экономическую  систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях - 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте - 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях - 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте - 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях - 5%.

В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. [12]

 

2.2 Рефинансирование  коммерческих банков

 

Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный  банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Рефинансирование центральным банком коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Оно является важным направлением деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.[13]

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки  будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

Очевидно, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям. [14]

Также изменение  официальной ставки центрального банка  означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что  в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг  используются обращающиеся государственные  ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в  национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также  некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  наряду с первичным предназначением  рефинансирование всё чаще стало  использоваться как инструмент предоставления финансовой помощи коммерческим банкам.

Кредиты рефинансирования дают им возможность  свести до минимума запасы своих ликвидных  средств, позволяя при необходимости  позаимствовать их у центрального банка. Ссуды ЦБ являются источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых резервов. Однако доступ к кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В  случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платёжеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от:

методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

- формы обеспечения (учётные и ломбардные кредиты);

- сроков предоставления (среднесрочные - на 3 – 4 мес. И краткосрочные – на 1 или несколько дней);

- целевого характера (корректирующие кредиты и продлённые сезонные кредиты).[15]

 

2.3 Операции  на открытом рынке

 

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Операции  на открытом рынке – это покупка  и продажа государственных ценных бумаг. Инвестиции в государственные  ценные бумаги для эмиссионных банков представляют собой не только форму  вложения свободных денежных средств, но и способ финансирования государства  и метод воздействия эмиссионного банка на денежный рынок. Путем операций на открытом рынке эмиссионные банки  могут повышать и понижать общий  объем средств у коммерческих банков, предназначенных на финансирование других потребностей помимо кредитования государства (приобретение ценных бумаг  у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот). Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [16]

Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6

%. Если  разобраться, то можно увидеть,  что по своей сути эти операции  аналогичны рефинансированию под  залог ценных бумаг. Центральный  банк предлагает коммерчески  банкам продать ему ценные  бумаги на условиях, определяемых  на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной  продажи через 4-8 недель. Причем  процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в  период их нахождения в собственности  центрального банка, будут принадлежать  коммерческим банкам.

Операции  на открытом рынке различаются в  зависимости от:

  1. условий сделки – купля – продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;

2. объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;

3. срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

4. сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг; способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного регулирования, значительно  отличаются от двух предыдущих. Главное отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

Заключение

 

Денежно-кредитная  политика, основываясь на принципах  монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает  лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить  их сократить или расширить кредиты.

Основным  проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время  наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование  объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение  кредитования.

Политика  дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой  негативный фактор заключается в  следующем. Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда

предложение денег ограничивается, скорость обращения  денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются  политические меры для увеличения предложения  денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при  обратном ходе событий политика дорогих  денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

Когда экономика  страны находится в стадии рецессии и необходимо увеличить предложение  денег с целью стимулирования экономического роста, применяется  политика дешевых денег. При развитии инфляционных процессов, центральный  банк пытается ограничить или сократить  предложение денег, т.е. применяется  политика дешевых денег.

Использование инструментов денежно-кредитной политики для достижения этих целей дает достаточно быстрые результаты. Однако гарантировать  эти результаты никто заранее  не может хотя бы потому, что при  освобождении дополнительных резервов коммерческих банков никто не может  заставить их использовать эти резервы  для предоставления ссуд и, таким  образом, увеличения предложения денег. [17]

 

 

Глоссарий

 

ПОЛИТИКА  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ – политика государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение  занятости путем регулирования  объема и структуры внутреннего  денежного обращения и величины официальной учетной ставки, нормы  обязательного резервирования, операций государства на открытом рынке.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (ЦБ) — основное звено денежно  – кредитнойсистемы государства, банк, создаваемый правительством для  регулированияобращающейся денежной массы и обменного курса национальной валюты,наделенный монопольным правом выпуска банкнот и регулированиядеятельности  коммерческих банков. ЦБ является банком банков, органом,помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение,управлять бюджетом.

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства