Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
· обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
· перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
· регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
· стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
· предпринимательская деятельность.

Оглавление

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

Денежно-кредитная  политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более  гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее  не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и  утверждают их. А какой парламент  или президент примет решение  об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто принятие таких решений откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом. [4]

Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по данной проблеме, обусловленные  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной  количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного

предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в  основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень  процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.[5]

 

1.2 Цели денежно-кредитного регулирования

 

Основополагающей  целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".[6]

С помощью  кредитного регулирования государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания конъюнктуры  государство использует кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли народного  хозяйства.

Кредитная политика осуществляется косвенными и  прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что  центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

В условиях высокоразвитой рыночной экономики  в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание  двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении). Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления. [7]

Основные  цели денежно - кредитной политики государства  меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики  государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов  и расходов государственного бюджета  или его дисбалансом.

В связи  с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной  политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание безинфляционной экономики. [8]

 

1.3 Виды  денежно-кредитной политики

 

Основными промежуточными объектами воздействия  денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса. ЦБ не может достичь двух автономно  определённых целей, так как из анализа  равновесия на денежном рынке следует, что каждой ставке процента соответствует  определённая денежная масса и наоборот. Поэтому ЦБ должен определить что  он будет контролировать: ставку процента или объём денежной массы.

Если  задачей денежно кредитной политики является поддержание на определенном уровне денежной массы, то проводится жесткая монетарная политика. Если требуется удержать на одном уровне ставку процента, проводят гибкую монетарную политику.

Если  ЦБ избрал в качестве объекта регулирования  денежную массу (жесткая денежно- кредитная  политика), то он, оценив состояние денежного  рынка, фиксирует предложение денег  на определенном уровне. Тогда кривая предложения денег MSo будет иметь вид вертикальной прямой (см. Рис. 1).

Любые изменения  в спросе на деньги будут вызывать движения кривой спроса на деньги по вертикали, приводящие к колебаниям ставки процента. Увеличение спроса на деньги с MD1 до MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег. По мере роста процентной ставки будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками у ЦБ, что расширит возможность создания ими новых денег.

Чтобы предложение  денег осталось прежним, ЦБ должен увеличивать  продажу ценных бумаг на открытом рынке и скорректировать уровень  учетной ставки. При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.

В долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег  ЦБ не в состоянии, так как не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, ЦБ проводит гибкую (эластичную) монетарную политику. Она заключается в том, что ЦБ допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы  ее роста, и при этом следит за уровнем  процентной ставки на краткосрочных  временных интервалах, корректируя  ее по мере надобности. Влияние изменения  денежного спроса на уровень ставки процента на количество денег различно в зависимости от вида кривой MS (см. Рис. 2 и Рис. 3).

Если  она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет  более значительным по сравнению  с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая денежная политика. Если же кривая MS будет более пологой, то изменение количества денег при увеличении спроса на деньги будет более значительным, чем изменение процентной ставки, т.е. будет проводиться более гибкая денежная политика.

В ситуации, когда ЦБ избирает фиксацию ставки процента на определенном уровне (io) - проводится гибкая денежная политика (см. Рис. 4).

Центральный банк стремится удержать ставку процента, изменяя предложение денег. Такому положению соответствует горизонтальная кривая предложения денег.

Увеличение  спроса на деньги приведет к повышению  процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне io, ЦБ вынужден будет покупать ценные бумаги на открытом рынке (в отдельных случаях снижать норму минимальных резервов), что увеличит предложение денег с MS1 до MS2. Но если спрос на деньги будет возрастать и дальше, то увеличение предложения денег может привести к инфляции. Поэтому экономисты считают, что гибкая денежно-кредитная политика оправдана только в коротком периоде.

В зависимости  от конечных целей различают следующие  виды монетарной политики: в условиях инфляции проводится политика "дорогих  денег (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. ЦБ, проводя жесткую денежно-кредитную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды  спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская  денежно-кредитная политика). Она  заключается в расширении масштабов  кредитования, ослаблением контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого  ЦБ покупает ценные бумаги, снижает  резервную норму и учетную  ставку. При гибкой денежно-кредитной  политике создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

ЦБ выбирает тот или иной тип монетарной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке монетарной политики необходимо, во-первых, учитывать временной  лаг между проведением того или  иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации и, во-вторых, денежно-кредитное регулирование  способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [9]

 

 

 

2. Инструменты денежно-кредитной политики

 

Рассмотрим  теперь основные инструменты, с помощью  которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие  жесткий административный характер. [10]

 

2.1 Политика  обязательных резервов

 

Сущность  этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным  институтам в виде определенного  процента от суммы их депозитов, которые  хранятся на беспроцентном счете  в центральном банке. В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых

Минимальные резервы выполняют две основные функции: Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а, следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.[11]

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства