Денежно-кредитная политика российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
· обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
· перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
· регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
· стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
· предпринимательская деятельность.

Оглавление

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

В основе действия этого  инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение  через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы  обязательных резервов происходит мультипликативное  расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики наиболее мощный, так считают специалисты, занимающиеся данным вопросом, однако он достаточно груб, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже малейшее изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов  и кредита.

1.2 Цели, объекты, эффективность  монетарной политики государства

Монетарная политика государства  традиционно рассматривается как  главное направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства  состоит в обеспечении эффективной  занятости, стабильности цен и росте  реального объема ВНП. Она достигается  при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые  осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой  реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная  политика ориентируется на более  конкретные и реальные цели, чем  указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Так или иначе, проводником  монетарной политики государства выступает  ЦБ в соответствии с присущими  ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.

Спрос на деньги (MD) формируется  из:

1) спроса на деньги  как средство обращения и

2) спроса на деньги  как средство сохранения стоимости.

Общий спрос на деньги зависит  от процентной ставки и уровня номинального объема ВНП.

В этом аспекте познакомимся с главными теоретическими моделями спроса на деньги, которые легли  в основу приведенного утверждения. Первой рассмотрим количественную теорию. В общем виде она и есть теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги здесь выводится из уравнения  обмена

М * V = Р * Y определяется как

(М / Р) = L(Y), где L(Y) - спрос  на ликвидный товар - деньги.

Согласно этому уравнению, величина спроса на реальные денежные запасы является функцией дохода.

Кроме того, известно, что (М/Р) = k * Y, т.е. спрос на реальные денежные запасы прямо пропорционален доходу.

Так же спрос на денежном рынке отличается от привычного тем, что по сути это спрос на капитал  в денежной форме. Сумма необходимых  денег - это денежный капитал, который  люди стремятся иметь в определенный период времени при специфических  условиях. Такой подход к деньгам  как к одному из видов богатства  характерен для работ Дж. Кейнса.

В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс утверждал, что люди держат деньги на руках (имеется в виду деньги как денежный агрегат Ml), т.е. хранят часть богатства в виде денег, так как последние имеют свойство абсолютной ликвидности. Отсюда следует, что спрос на деньги зависит от того, насколько ценно в определенный момент свойство ликвидности. Сам Дж. Кейнс назвал эту теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Согласно этой теории величина спроса на деньги и норма процента обратнозависимы. Хозяйственные агенты хранят часть богатства в ликвидной  форме, если они полагают, что иная форма богатства может быть сопряжена  со значительным риском или может  принести потери. Но при этом наличные деньги не приносят того дохода, который  хозяйственные агенты могли бы получать от хранения богатства в виде облигаций  или банковских депозитов, которые  приносят проценты. В данном случае ставка процента становится альтернативными  издержками хранения богатства в  виде наличных денег, если ставка процента высокая, то она понижает спрос на деньги, если низкая, то повышает. Функция  спроса на деньги предстает в виде:

(M ? P) d = L (r, Y), где r ? ставка  процента, Y ? доход.

Величина спроса на деньги обратно пропорциональна ставке процента и прямо пропорциональна  доходу.

Таким образом, спрос на деньги как средство обращения обусловливается  уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем  выше доход в обществе, чем больше количество сделок, чем выше уровень  цен, тем больше необходимо денег  для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме наличности и  чековых вкладов, не приносящих владельцу  процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сведений в виде ценных бумаг.

Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем  ниже курс ценных бумаг и выше спрос  на них, тем ниже спрос на наличные деньги, наоборот

Центральными банками  проводятся мероприятия в денежно-кредитной  сфере, не связанные с продолжительными процедурами согласовании и принятием  специальных распоряжений органами государственной власти. Свобода  центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет  успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные  политические цели правительства противоречат основной стратегической линией макроэкономического  регулирования. Чаще всего это происходит в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т.д. Все это делает монетарную политику весьма привлекательным  инструментом государственного регулирования  экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают  серьезные ограничения, которые  скрывают опасность ухудшения экономической  ситуации.

Во-первых, это определено общими особенностями использования  косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивают позитивный эффект на одних рынках, но на других взывают отрицательные  последствия

Во-вторых, значительно  на эффективность денежно-кредитной  политики влияет правильность выбора промежуточных и тактических  целей. Здесь речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  в виде денежных агрегатов, построенных  по принципу убывания ликвидности. Выбрав в качестве цели промежуточной, скажем, темп роста денежной базы. ЦБ должен выбрать и денежный агрегат, который  он будет контролировать, более узкий  или более широкий и соответственно определить тактические цели. Сделав не правильный выбор, т.е. выбор не учитывающий  все происходящие процессы в денежно-кредитной  сфере, принятые усилия не принесут желаемого  конечного результата, мало того они  могут подорвать авторитет экономических  теорий, на основе которых формировалась  денежно-кредитная политика.

И, в-третьих, проведя денежно-кредитную  политику и выбирая ее цели следует  учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег  полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки  и не банковский сектор.

2. Денежно-кредитная политика  в переходной экономике России

2.1 Факторы, влияющие  на денежно-кредитную политику

Формирование монетарной политики в переходной экономике  России определено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной  смешанной экономике рыночного  типа, и, во-вторых, конкретными политическими  и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.

Специфика экономической  политики государства в переходный период связана с тем, что еще  не выработана устойчивая экономическая  система, имеющая свойство само регуляции  и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование  в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства.

При всем при этом переходная экономика требует для своей  стабилизации особой схемы отношений  между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение  экономических агентов строится в условиях неизвестной трудно предсказуемой  экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической  деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты  и механизмы макроэкономического  регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной  экономики. Это целиком и полностью  относится и к денежно-кредитной  политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических  агентов на импульсы, которые создают  денежные инструменты. Эта реакция  связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов.

По этой причине в  период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике  не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.

Исходные социально-экономические  и политические условия, в которых  происходит переход к новой экономической  системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей  хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.

Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической  политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного  климата.

2.2 Особенности после  кризисной денежно-кредитной политики

Правительство, которое  возглавлял Е. Примаков, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.

На самом деле правительство  Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.

Одними из основных целей  политики валютного курса на 2000 год  ЦБ РФ определил сглаживание сильных  колебаний обменного курса рубля  и поддержание золотовалютных резервов на уровне, который способен обеспечить доверие к проводимой монетарной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Не остался  без внимания вопрос о совершенствовании  действующего механизма обязательного  резервирования и его нормативной  базы, увеличение объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Планирование процентной политики Банка России в 2000 год происходило опосредованным способом: с помощью контроля за операциями на открытом рынке и за объемом эмиссии, но из-за неспешного развития внутреннего рынка государственных  ценных бумаг, принятые меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2000 год содержали два  базовых сценария развития экономики  в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы  должен был составить 20-28%, инфляция - около 18-22%, а прирост реального ВВП - от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6-10%) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М2 (32-38% за год) и инфляцией на уровне 25-28%. 12 октября 1999 года Правительство РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Предполагалось, что выпуск данного финансового инструмента даст ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, а именно, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.

В течение 1999-2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала  за тенденциями в темпах роста  индекса потребительских цен  и в уровне ставок по межбанковским  кредитам и на рынке государственных  ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.

3. Совершенствование денежно-кредитной  политики в современных условиях

Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства