Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели и направления;
выделить прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики, определить наиболее эффективные;
охарактеризовать виды денежно-кредитной политики и ситуации, в которых они проводятся;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………………..5
Сущность денежно-кредитной политики и её виды…………………...............5
Цели денежно-кредитной политики……………………………………………7
2 Инструменты денежно-кредитной политики и её эффективность…………….10
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….10
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики……………………………….14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе………………………………………………………………….18
3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..18
3.2 Основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………….. ………………………20
3.3 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ дкп.docx

— 91.18 Кб (Скачать)

 Для обеспечения устойчивого экономического положения необходимо развитие рынка ценных бумаг, так как операции на открытом рынке являются самым эффективным рыночным инструментом денежно-кредитной политики.

Развитие рынка ценных бумаг  в Республике Беларусь должно способствовать активизации инвестиционных процессов  в стране, повышению действенности  инструмента процентных ставок и  эффективности реализации денежно-кредитной  политики. Должна повыситься роль финансового  рынка в процессах перераспределения  финансовых ресурсов, их аккумуляции  для решения приоритетных задач  социально-экономического развития, снижении рисков в банковском секторе.

Важной задачей является проблема укрепления национальной валюты Республики Беларусь. Экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики. Она тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. Открытая экономика характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики. В условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

  В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие банки республики должны способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра. Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк должны усилить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке.

Важным этапом совершенствования  денежно-кредитной политики Республики Беларусь было бы снижение нормы обязательных резервов до 2-3%. Такая процедура будет содействовать расширению неэмиссионного предложения денег. Фактически банки получат в свое распоряжение ресурсы, ранее принудительно перечисленные и «замороженные» в центральном банке.

В программных документах (НСУР-2020, Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 гг. и др.) определены следующие  перспективные цели денежно-кредитной  политики:

  • обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
  • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы
  • поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны
  • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе
  • увеличение уровня монетизации ВВП.[20]

Для достижения этих целей  Национальный банк Республики Беларусь предусматривает регулирование  денежно-кредитной сферы посредством  следующих мер:

  • в области регулирования денежной массы – наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметрам инфляции;
  • процентной политики – поддержание положительной доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики.

В заключение можно отметить, что приступив  к реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы  с целью регулирования хозяйственной  конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.  Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, система  коммерческих банков, различные финансовые учреждения и все субъекты экономики.

Монетарная  политика преследует определенные цели (конечные, промежуточные), которые  образуют иерархическую структуру. К конечным целям денежно-кредитной  политики относят устойчивые темпы  экономического роста, высокий уровень  занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса. Чтобы  достичь тактические цели, центральный  банк воздействует на определенные параметры  денежно-кредитной сферы, которые  непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно эти параметры  являются промежуточными целями монетарной политики. Основные из них – объем  денежной массы, уровень процентной ставки, обменный курс национальной валюты и другие.

Инструменты денежно-кредитной политики - это  тесно связанные с целевыми ориентирами  денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована. Существуют различные классификации инструментов денежно-кредитного регулирования. Например по характеру воздействия выделяют инструменты прямого (административного) регулирования и контроля и косвенные (рыночные) инструменты Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

В зависимости  от выбора промежуточной цели выделяют гибкую (фиксация процентной ставки), жесткую  и эластичную (регулирование денежной массы) денежно-кредитную политики. В зависимости от конечных целей  проводят политику «дорогих денег» и  политику «дешевых денег».

Эффективность денежно-кредитной политики зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и другое.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система в течение всего существования  Беларуси как независимого государства  находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. С переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь реализуется  в соответствии ежегодно разрабатываемыми Национальным Банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом  страны. Также учитываются положения  долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 

 Стоить отметить, что в Республике Беларусь растет доверие населения к белорусскому рублю и привлекательность хранения сбережений в национальной валюте.

Все это говорит  о том, что начиная с 2000 г., денежно-кредитная политика достигала положительных результатов по основным параметрам. Была обеспечена относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, которая, наряду с другими экономическими и монетарными факторами, способствовала ограничению инфляционных процессов в стране и стала одной и предпосылок экономического роста. Уровень инфляции снизился со 107,5 % в 2000 году до 8 % в 2005 году. По мере замедления темпов инфляции, стабилизации ситуации на финансовом рынке Национальный банк последовательно снижал ставку рефинансирования (с 80 % годовых в январе 2001 г. до 10,5 % годовых на конец 2010 г.) и процентные ставки по инструментам.

Конечно, еще  рано делать какие-то окончательные  выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства  других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. К основным проблемам можно отнести: долларизацию, низкий уровень валютных резервов банковской системы, недостаточная эффективность используемых инструментов.

Для совершенствования денежно-кредитной политики необходимо повысить эффективность применяемых инструментов и обеспечить открытость проводимой денежно-кредитной политики, при разработке и проведении ДКП необходимо учитывать состояние банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алымов Ю. Программа развития банковского сектора на 2006-2010 годы: новые задачи роста // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2007. №7. С. 12-18.
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ,2002.
  3. Астапов К.Л. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в России // Финансы и кредит. 2006.  № 25. С.78.
  4. Бюллетень банковской статистики № 2 (104), 2009.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под редакцией Г. Н. Белоглазовой. -- М.: Юрайт-Издат, 2007.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/Пер. с англ. В. Лукашевича. – СПб, 1994.
  8. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича. – СПб, 1994.
  9. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/Пер. с англ. – Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  10. Зеленкевич М.Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика. Мн., БГУ, 2006., 200с.
  11. Комаров А. Инструменты регулирования текущей ликвидности банковской системы. // Банкаўскі веснік. 2007.   № 31. С. 58-64
  12. Комков В. Монетарная политика и денежная масса: итоги десятилетия // Банковский вестник. 2006. №16.  с. 5-15.
  13. Корчагин О. Инфляционное таргетирование: заблуждения и реальность//     Банковский вестник. 2005.  С. 9-13.
  14. Криворотов Д. Инфляционное таргетирование // Банковский вестник. №3. 2003. С. 32-38.
  15. Курьянов А.М. Теория и методы регулирования денежно-валютной сферы транзитивной экономики – БГЭУ – Мн, 2006., 205с.
  1. Львин Б. Валютный Комитет и золотой стандарт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sapov.ru/boris_lvin/doklad_1999.htm Дата доступа 13.04.2010.
  1. Макконнелл К.Р., Брю Л.С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 16-го англ. изд. - М.:ИНФРА-М, 2006.
  2. Моисеев С. Структура, функции и международная практика резервных требований. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://books4study.info/text-book1649.html Дата доступа 13.04.2010
  3. Чубрик Александр. Десять лет роста ВВП:Факторы и перспективы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.research.by/pdf/2004n3r03.pdf Дата доступа 13.03.2010
  4. Концепция развития банковской  системы  Республики  Беларусь  на 2001 – 2010 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon2006.by.ru/part12/doc21358.shtm Дата доступа 13.04.2010
  5. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Уч. пос. для вузов/Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е. Дорошенко. – М.: Аспект-Пресс, 1999.
  6. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - СПб.: Питер, 2003.
  7. Национальная экономика Беларуси: Учеб. Пособие/Под ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2006.
  8. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год. – Мн., 2007
  9. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год. – Мн., 2008.
  10. Политика процентной ставки в переходной экономике / И.В. Новикова [и др.]; под общ. ред. М.И. Зеленкевич. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 215с.
  11. Прокопович П.П. Об итогах выполнения  Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики Беларусь  за 2005 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2006 году // // Банковский вестник. 2006. №6. С. 5-9.
  12. Прокопович П.П. Об итогах выполнения  Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики Беларусь  на 2006 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2007 году // Банковский вестник. 2007. №4. С. 6-11.
  13. Прокопович П.П. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2009 году // Банковский вестник 2009 № 2. С 6-13.
  14. Прокопович П.П. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2010 году // Банковский вестник 2010 № 4. С 5-10.
  15. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007. – 432с.
  16. Тихонов А.О. Современная денежно-кредитная политика//Банковский вестник 2002 №12
  17. Чкарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2004. №20.  С.54-56.
  18. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс ] – Режим доступа http://nbrb.by/ Дата досутпа 13.04.2010

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность