Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели и направления;
выделить прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики, определить наиболее эффективные;
охарактеризовать виды денежно-кредитной политики и ситуации, в которых они проводятся;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………………..5
Сущность денежно-кредитной политики и её виды…………………...............5
Цели денежно-кредитной политики……………………………………………7
2 Инструменты денежно-кредитной политики и её эффективность…………….10
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….10
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики……………………………….14
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе………………………………………………………………….18
3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…..18
3.2 Основные параметры денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………….. ………………………20
3.3 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ дкп.docx

— 91.18 Кб (Скачать)

Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в Западной Европе.

Сущность  операций на открытом рынке заключается  в покупке-продаже государственных  ценных бумаг коммерческим банкам или  населению.

Основными видами операций на открытом рынке  являются:

1. прямые  покупки или продажи (ЦБ покупает  или продает ценные бумаги  на открытом рынке безо всяких обязательств по сделкам);

2. покупки  по соглашениям РЕПО, продажи по соответствующим соглашениям купли-продажи (в соответствии с соглашением РЕПО ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, и последние соглашаются выкупить эти ценные бумаги в определенный срок и по определенной цене)

По  типам операции открытого рынка  делятся на динамические операции - направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы, носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки; и защитные операции - проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО.

Сущность этого инструмента состоит в следующем: покупая ценные бумаги за свой счет, центральный банк увеличивает количество денег в обращении и ликвидность банков, т.е. проводит экспансионную политику. У банков появляется возможность кредитования предприятий и населения, что снижает рост безработицы, но может спровоцировать рост цен, появление «лишних» денег. В этом случае центральный банк проводит обратную операцию – по изъятию лишней денежной массы, путем продажи как государственных, так и собственных облигаций. Тем самым резервы банков сокращаются, снижаются возможности кредитования клиентов, кредит дорожает, стимулируется понижение цен (политика рестрикции).

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например,  использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия -заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Также ЦБ может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и др. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций ЦБ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Таким образом, выбор инструментов денежно-кредитной политики является чрезвычайно важным, так как он определяет эффективность монетарной политики.

 

2.2 Эффективность денежно-кредитной  политики

Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную  политику как важную часть национальной стабилизационной политики. Но существует и ряд проблем, связанных с применением денежно-кредитной политики. Поэтому до сих пор существуют разные точки зрения на то, насколько положительно денежно-кредитная политика влияет на экономику.

Существует  ряд доказательств того, что ДКП  обладает определёнными достоинствами:

  • Быстрота:

    Период времени между изменением экономической ситуации и принятием ответных мер ДКП является достаточно коротким. Это обусловлено тем, что решения принимаются центральным банком страны, что не требует длительных согласований, поэтому необходимые меры принимаются практически немедленно с помощью проведений операций на открытом рынке.

  • Гибкость:

    Осуществляя контроль над промежуточными  и тактическими целями, центральный  банк может оперативно определять  правильность выбранного направления  регулирования, изменять проводимую  политику, не дожидаясь её окончательных  результатов.

  • Независимость:

      В странах с развитой рыночной  экономикой центральный банк  является более независимым, чем  большинство правительственных  учреждений. Это даёт ему возможность  проводить политику твёрдого  курса. Центральный банк придерживается  установленных параметров и не  нарушает их при изменении  текущей экономической конъюнктуры. Опыт показывает, что политика твёрдого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на изменение уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП.

  • Контроль:

ДКП способна воздействовать на структуру совокупного спроса. Например,  экспансионистская денежно-кредитная политика увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Вследствие этого процентная ставка понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе (а значит и в ВВП) возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. Если же проводится политика кредитной рестрикции, то предложение денег снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Это обусловливает изменение структуры совокупного спроса: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. Как следствия, сокращается удельный вес инвестиций в ВВП и его рост начинает замедляться.

В то же время при проведении денежно-кредитной  политики возникает ряд проблем.

  • Существуют причины, по которым центральному банку трудно осуществлять контроль над денежной массой. Во-первых, невозможно точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для предложения денег. Во-вторых, центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу с помощью кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег. Особенно сложно контролировать денежную массу во время инфляции. Увеличение её темпов сопровождается, как правило, быстрым и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на её снижение.
  • Контроль над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что отрицательно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема становится ещё более существенной в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. Тогда даже незначительное его изменение приведёт к серьёзным колебаниям процентной ставки.
  • Циклическая асимметрия. Политика «дорогих» денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой: она в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды, и предложение денег увеличится. Если коммерческие банки в своем стремлении к ликвидности отказываются от кредитования, проведение политики «дешевых» денег окажется малоэффективным. Население тоже может решить не брать в долг избыточные резервы банков. Кроме того, деньгами, которые банки направляют в экономику, покупая у населения облигации, люди могут воспользоваться для погашения имеющихся займов [2, С.97].

Эта циклическая  асимметрия создает серьезные помехи кредитно-денежной политике лишь в периоды депрессии. В нормальные времена рост избыточных резервов оборачивается дополнительным кредитованием и тем самым увеличением денежного предложения.

  • Изменение скорости обращения денег. Совокупные расходы можно определить как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на число, указывающее сколько раз в среднем доллар расходуется на товары и услуги в течение года. Следовательно, если денежное предложение составляет 150 млрд. дол., то при скорости обращения денег, равной 4, совокупные расходы составят 600 млрд. дол., а при скорости обращения денег, равной 3, - лишь 450 млрд. дол.

По мнению некоторых экономистов, скорость обращения  денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, тем самым тормозя или даже полностью устраняя изменения в денежном предложении, вызванные политикой. В периоды инфляции, когда политика ограничивает денежное предложение, скорость обращения денег может возрастать. И наоборот, когда принимаются меры по увеличению денежного предложения в периоды спада, обращение денег может замедляться.

Подобное  поведение скорости обращения денег  объясняется спросом на деньги как  на активы. Политика «дешевых» денег, например, ведет к увеличению денежного предложения по сравнению со спросом на них и тем самым - к падению процентной ставки. Но теперь, когда процентная ставка понизилась, население захочет держать большее количество денежных средств. Это значит, что деньги будут переходить из рук в руки — от домохозяйств к фирмам и обратно — медленнее. Таким образом, скорость обращения денег снижается. При обратном ходе событий политика «дорогих» денег вызовет, вероятно, увеличение скорости обращения денег.

  • Некоторые проблемы могут возникнуть и при осуществлении операций на открытом рынке. Например, если при проведении жёсткой ДКП центральный банк захочет продать большой пакет ценных бумаг, то ему, скорее всего, придётся резко повысить ставку процента по облигациям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели знают, что при проведении политики «дорогих денег» уровень процентной ставки возрастает и поэтому будут требовать повышения их доходности. Высокие ставки процента приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению частных инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.

   Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ДКП, как и любая деятельность в сфере экономики, имеет свои плюсы и минусы. В целом эффективность денежно-кредитной политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и её особенности на современном этапе

 

 

3.1 История развития денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

 

 

Выработка и проведение ДКП является основной задачей Национального  Банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством  Национальный Банк представляет в Верховный  Совет Республики Беларусь основные направления ДКП на очередной  год. Для того чтобы наиболее полно  охарактеризовать ДКП Беларуси, можно рассмотреть ее эволюцию за последние десятилетия.

Начало реализации ДКП в Беларуси связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

Очевидно, что  это был самый сложный период в истории ДКП Беларуси. Во-первых, все дисбалансы, накопившиеся в условиях существования командно-административной системы, вышли наружу в связи с либерализацией ценообразования и отказа от директивного установления официального валютного курса. Во-вторых, республика не обладала в полной мере необходимым организационным, техническим и кадровым потенциалом для разработки и реализации собственной монетарной политики. Поэтому тот факт, что на 1993-94гг. пришелся период гиперинфляции, практически неконтролируемой девальвации, можно считать закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз, индекс потребительских цен составил в 1993 г. 2096,5%, в 1994 г. -2059,9%, а темпы девальвации официального валютного курса - 4660% и 1516,5% соответственно. [19]

Следует отметить, что денежно-кредитная политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходна с той, которая характерна для системы валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным, денежная эмиссия осуществлялась в основном через покупку валюты. В результате удалось добиться относительного улучшения инфляционной ситуации (темпы роста цен были снижены с 40% в 1994 г.  до - 4% во второй половине 1995г). При этом в самом конце 1994 г. (с 20 декабря) ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена - с 300% годовых до 480%, а затем началось ее плавное понижение, и к концу 1995г., она была доведена до 66% годовых.[19]

Начиная с 1996 г. вплоть до сентября 2000 г., экономика  и банковская система республики действовали в условиях «множественности валютных курсов», когда отклонения рыночных котировок от официального курса составляли от 30% до 200% и более (максимума они достигли в октябре - ноябре 1998 г., около 250%).[19]

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, эффективность