Денежно – кредитная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:02, реферат

Краткое описание

Денежно - кредитная система - несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной денежно - кредитной системы нет и не может быть эффективной экономики.
С другой стороны, главным фактором финансовой стабильности денежно - кредитной системы является развитие материального производства. Финансовая сфера - надстройка над реальной экономикой. Элементы денежно - кредитной системы не могут существовать обособленно, вне зависимости от состояния и динамики реального сектора экономики, где создаются стоимость и прибыль.

Оглавление

Введение 3
1 Денежно – кредитная система: общетеоретический аспект, понятие,
структура , виды 5
2 Механизм воздействия компонентов денежно – кредитной системы
на динамику макроэкономических процессов 14
3 Особенности денежно - кредитной системы Республики Беларусь и
перспективы её развития 23
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Денежно – кредитная система.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

i      i


 Sm1   Sm     Sm2 Sm



 

 i1 E1 E1


  i1


Dm1

 ie E E2 i2 E


 i2  Dm Dm


 

 0     


                                        количество денег                                 количество денег

Рис. 2.4. Равновесие денежного рынка. Изменение предложения денег (а) и спроса на деньги (б) [9, c. 193].

i

 i Ms1  Ms2


 I(i)


 


 

     i1 i1


     i2 i2


 

 

 

         0                                        M                         0                        I1  I2


 

AD

 Y=D


 Y1=C+DI+I+G+Xn


 Y2=C+I+G+Xn


 



    DI

 

 

 

0              Y1   Y2            Y

Рис. 2.5. Влияние «вливания» денежной массы и снижения ставки процента на ВВП в кейнсианской модели

Увеличение предложения  денег сдвигает кривую Sm вправо, в положение Sm2. При существующей ставке процента iе предложение денег будет больше спроса. Пытаясь наиболее эффективно задействовать имеющиеся "лишние" деньги, банки, население начнут покупать облигации. Спрос на них возрастет, что приведет к повышению рыночной цены облигаций и соответственно к уменьшению ссудного процента. По мере его снижения будет сокращаться спрос на облигации и увеличиваться спрос на наличные деньги до тех пор, пока денежный рынок не достигнет нового положения равновесия в точке Е2 при ставке процента i2.

Теперь выясним, как  будут влиять на равновесие денежного рынка изменения спроса на деньги. Допустим, увеличение ВВП привело к росту спроса на деньги с Dm до Dm1 (рис. 2.4, б).

При ставке процента iе спрос на деньги будет больше предложения. Попытка приобрести необходимое количество денег приведет к продаже облигаций. Рыночная цена ценных бумаг снизится, что обусловит повышение процентной ставки. По мере ее роста будет сокращаться спрос на деньги. Этот процесс закончится тогда, когда ставка процента станет равной i1. Новое положение равновесия наступит в точке E1.

Уменьшение спроса на деньги приведет к сдвигу кривой Dm, в положение Dm (рис. 2.4, б). В этом случае при ставке процента i1 предложение денег будет превышать спрос. Банки, население попытаются избавиться от "лишних" денег, покупая ценные бумаги. Эти действия вызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в точке Е, когда ставка процента станет равна ie.

На графиках видно, как  увеличение денежной массы (с Ms1 до Ms2) приводит к уменьшению ставки процента (с i1 до i2), а это вызывает рост инвестиций (с I1 до I2) и увеличение национального продукта (с Y1 о Y2).

Среди трех видов инструментов кредитно – денежной политики наиболее важным регулирующим механизмом являются, конечно, операции на открытом рынке. Рассмотрим причину этого.

Учетная ставка менее  важна, чем операции на открытом рынке, в силу двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень невелико. В среднем лишь 2 или 3% банковских резервов приобретаются таким путем. На самом деле нередко именно эффективность операций на открытом рынке побуждает коммерческие банки брать ссуды в федеральных резервных банках. Коль скоро продажа облигаций центральным банком обусловливает временную нехватку резервов у коммерческого банка, коммерческие банки побуждаются к займам в федеральных резервных банках. Следовательно, не являясь основным инструментом денежно - кредитной политики, получение коммерческими банками займов у Федеральной резервной системы оказывается в большинстве случаев ответом на кредитно-денежную политику, проводимую через операции на открытом рынке [1, с. 53].

Второе соображение  состоит в том, что если манипулирование  резервами коммерческого банка через операции на открытом рынке и изменения резервных требований осуществляются по инициативе Национального банка, то использование учетных ставок зависит от инициативы коммерческих банков. Например, если учетная ставка понижается в то время, когда очень немногие банки склонны получить заем в Национальном банке, более низкая ставка окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на резервы банка или денежное предложение.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки может иметь важный "информационный эффект", то есть может послужить ясным и понятным способом информирования финансистов и экономики в целом о намеченном направлении денежно - кредитной политики. Другие экономисты сомневаются в этом, утверждая, что изменения учетной ставки часто носят "пассивный" характер — в том смысле, что ставка изменяется скорее с целью приведения ее в соответствие с другими краткосрочными процентными ставками, чем с целью вызвать перемены в политике.

Рассмотрим, как обстоит  дело с резервными требованиями.

Национальный банк использует свои полномочия менять резервные требования лишь изредка, в частности в периоды дорогих денег, когда требуется увеличение резервных требований.

Нежелание увеличивать  резервные требования, несомненно, связано с тем фактом, что находящиеся  в резерве деньги не приносят процента, следовательно,   более   высокие   резервные   требования   могут в значительной степени негативно сказаться на прибылях банка.

Но существуют более  веские основания считать операции на открытом рынке главным инструментом денежно - кредитной политики. Этот механизм кредитно-денежного регулирования обладает преимуществом гибкости — государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, — и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно. Далее, в количественном плане не возникает вопроса относительно потенциальной способности Национального банка воздействовать на резервы коммерческих банков через продажу и покупку облигаций [1, с. 55].

Три основных инструмента денежно - кредитной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

Эти дополнительные инструменты рассмотрим на примере США.

Предписываемая законом  маржа. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже и возможности краха центральный банк имеет право устанавливать предписываемую законом маржу, или минимальный процент первоначального взноса, который должен сделать покупатель акции. Так, нынешняя предписываемая законом маржа в 50% означает, что лишь 50% покупной цены ценной бумаги могут быть оплачены заемными средствами, за оставшиеся 50% следует "выложить деньги на бочку". Эта норма может повышаться, когда считается желательным ограничить спекулятивную скупку акций, и понижаться — для оживления вялого рынка.

Потребительский кредит. Время от времени конгресс наделяет Совет управляющих полномочиями накладывать определенные ограничения на потребительский кредит.

Увещевание. Руководящие денежно - кредитные учреждения иногда используют менее осязаемый прием убеждения для воздействия на кредитную политику коммерческих банков. Увещевание попросту означает использование руководящими кредитно-денежными учреждениями "дружеского убеждения" — политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом [6, с. 31].

Итак, эффективность применения инструментов косвенного регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используется как прямое, так и косвенное регулирование с постепенным вытеснением первого. Теоретически все эти инструменты взаимосвязаны. Так, на резервную норму влияют ставка рефинансирования Национального банка, учетная ставка коммерческих банков, норма обязательных резервов и степень неопределенности, связанная с варьированием притока и оттока денежных средств. Чем выше норма обязательных резервов, тем выше общая резервная норма и тем меньше денежный мультипликатор.

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

 

Современная денежно - кредитная система РБ представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Национального банка РБ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.) [11, с. 3].

В группу системообразующих, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных социально-экономических программ, включаются шесть банков (так называемая «большая шестерка»). К ним относятся «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белпромстройбанк», «Белбизнесбанк». Их доля в общем объеме активных операций банков Беларуси составляет в настоящий период 86,6 % и продолжает постепенно увеличиваться. На 1 ноября 2011 г. на территории Республики Беларусь действовали 31 банк и филиал, 8 представительств иностранных банков [15].                                 

Специфическими чертами  белорусской денежно – кредитной  системы являются следующие.

1. Банковская система,  несмотря на свою акционерную  форму, на 82 % находится в собственности государства.

2.  Удельный вес иностранного капитала в уставных фондах банков очень мал и составляет лишь 12 %, доля частного отечественного капитала — также менее 6 %.

3. По отношению к  ВВП совокупный собственный капитал  белорусских банков составляет всего 6 %, в развитых странах мира он сопоставим с ВВП.

4. Основным источником  формирования остаются собственные  средства экономики, населения и органов власти (66 %). Преобладают вклады населения и организаций (более 50 %) [12, с. 76].

Взаимоотношения коммерческого  банка с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача  Национального банка  Республики  Беларусь — проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать    бесперебойное    функционирование    финансовой    и банковской системы государства [14, с. 24].

Для обеспечения ликвидности  банковской системы Республики Беларусь в целом выплаты вкладов в случае неплатежеспособности банков банки второго уровня перечисляют Национальному банку Республики Беларусь в фонд обязательных резервов суммы в соответствии с нормативами, установленными Национальным банком Республики Беларусь [11, с. 35].

Рассмотрим динамику учётных ставок:

Таблица 3.1 – Динамика учётных ставок в Республике Беларусь

Год

ставка

Темп роста, %

1991

12

100

1992

30

250

1993

210

700

1994

480

228,6

1995

66

13,8

1996

35

53

1997

40

114,3

1998

48

120

1999

120

250

2000

80

66,7

2001

48

60

2002

38

79,2

2003

28

73,7

2004

17

60,7

2005

11

64,7

2006

10

90,9

2007

10

100

2008

11

110

2009

13,5

122,7

2010

10,5

77,7

2011

45

428,6

Информация о работе Денежно – кредитная система