Денежная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы денежной системы государства и роль ее в экономическом развитии страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить теоретические основы денежной системы;
- рассмотреть элементы денежной системы Беларуси;
- изучить специфику денежной системы Беларуси;
- рассмотреть перспективы развития денежной системы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежная система: основные понятия и характеристики………………………6
1.1 Понятия, свойства, элементы денежной системы……………………………6
1.2 Типы денежной системы. Биметаллизм и монометаллизм………………….8
1.3 Цели и объекты денежно-кредитной политики……………………………..11
2 Специфика современной денежной системы Республики Беларусь………….16
2.1 Организация денежной системы- эмиссия денег…………………………...16
2.2 Особенности современной денежной системы Республики Беларусь…….18
3 Перспективы развития денежной системы.…………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Денежная система РБ.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги [13].

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:

Если  целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

Основа денежной политики - величина ставки процента или предложение денег. Нацбанк не может одновременно контролировать оба эти параметра. Если изменяется спрос на деньги, то нарушается равновесие на рынке денег. Чтобы этого не допустить, Нацбанк может:

а) не изменять темпы прироста денег, а позволить ставке про­цента колебаться до тех пор, пока не установится новое равнове­сие;

б)  воздействовать на предложение денег с тем, чтобы ставка процента осталась неизменной.

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

 

 


2 Специфика современной денежной системы Республики Беларусь

 

2.1 Организация денежной системы- эмиссия денег

 

Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике Центральные банки.

Под эмиссией денег понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется:

эмиссия безналичных денег (производится системой коммерческих банков);

эмиссия наличных денег (осуществляется государственным Центральным Банком).

При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег" - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

В Беларуси исключительное  право  эмиссии денег принадлежит Национальному  банку.

Эмиссия  денег  осуществляется Национальным банком  посредством выпуска  в  обращение безналичных и наличных денег. Наличные  деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.

Эмиссия   денег   осуществляется  Национальным   банком   путем краткосрочного  (до  одного года) рефинансирования  банков  в  целях поддержания  ликвидности банковской системы  Республики  Беларусь  и устойчивости   денежного  обращения,  покупки  Национальным   банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и  осуществления  операций на внутреннем и внешнем денежных  рынках, направленных  на увеличение золотовалютных резервов.  Эмиссия  денег для   долгосрочного  (свыше  одного  года)  рефинансирования  банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в  форме выпуска  их  в  обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических   лиц   для  обеспечения  стабильного  налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением  основных целей своей деятельности.

Объемы  совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот  и  монет устанавливаются и регулируются исключительно Национальным  банком  в соответствии   с  целями  и  задачами,  определяемыми   в   Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. 

Национальный  банк  эмитирует  белорусский  рубль.  Ограничение обращения  белорусского рубля на территории Республики  Беларусь  не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен [14].

Национальный банк — центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции [15]:

• разрабатывает Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно–кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

• осуществляет эмиссию денег;

• регулирует денежное обращение;

• регулирует кредитные отношения;

• организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

• является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

• осуществляет валютное регулирование;

• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно–финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

• осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

- пр.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

 

 

2.2 Особенности современной денежной системы Республики Беларусь

 

В целом развитие денежно-кредитной сферы в 2005 г. характеризовалось следующими основными тенденциям и [15]:

- на валютном рынке сохранялась достаточно благоприятная ситуация, что отразилось в превышении предложения иностранной валюты над спросом в целом по рынку;

- происходило укрепление обменного курса белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам;

- продолжилось снижение процентных ставок и увеличение сбережений населения в банках;

- сохранились тенденции снижения уровня долларизации, а также роста спроса экономики на деньги и кредитов предприятиям и населению;

- платежная система обеспечивала эффективность, надежность и безопасность системы межбанковских расчетов.

Денежно-кредитная политика в 2005 г. была направлена, прежде всего, на содействие (наряду с общеэкономическими мерами) последовательному снижению инфляционных процессов в стране посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Индекс потребительских цен в ноябре 2005 г. к декабрю 2004 г. составил 106,1 процента. В аналогичном периоде 2004 г. индекс потребительских цен достиг 112,1 процента.

Ставка рефинансирования, исходя из фактических и ожидаемых темпов инфляции, ситуации на валютном и других рынках, в 2005 г. была снижена с 17 до 11 процентов годовых. В среднем за 2005 г. ставка рефинансирования сложилась на уровне 13,9 процента годовых против 21,7 процента годовых в 2004 г. Вместе с тем в реальном выражении (т.е. учитывая темп инфляции) за 2005 г. указанная ставка была положительной и составила 7,4 процента годовых, снизившись, в условиях макроэкономической и финансовой стабилизации, на 1,8 процентного пункта по отношению к 2004 г.

В 2006 г. денежно-кредитная политика была направлена наряду с общеэкономическими мерами на последовательное снижение инфляционных процессов в стране посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного  регулирования.

Индекс потребительских цен 2006 г. составил 103,1 процента (при его допустимом уровне на 2006 год 107 – 109 процентов) [11].

Средний официальный курс белорусского рубля к российскому рублю за 2006 г. сложился на уровне 78,37 рубля за 1 российский рубль и по сравнению с 2005 года снизился на 4,4 процента. Снижение курса в указанных пределах не привело к активизации инфляционных процессов и одновременно создало предпосылки для повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на российском рынке.

На фактическую динамику официальных курсов белорусского рубля к иностранным валютам в 2006 г. существенное воздействие оказали внешнеэкономические факторы. Наиболее значимым из них стало укрепление российского рубля к доллару США на 7,1 процента.

С учетом структуры внутреннего валютного рынка и сбережений населения в иностранной валюте, в которой преобладает доллар США, при проведении курсовой политики особое внимание уделялось ограничению колебаний белорусского рубля к доллару США.

Средний официальный курс белорусского рубля за 2006 г. составил 2145,9 рубля за 1 доллар США и по сравнению с аналогичным периодом 2005 года укрепился на 0,4 процента. Это позитивно повлияло на ограничение инфляции, формирование рациональных инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, в 2006 г. на 4,9 процента был ниже, чем в 2005 г [15].

Реальный эффективный курс в 2006 г. находился ниже уровня аналогичного периода 2005 года на 1,1 процента. Вместе с тем значение данного показателя в сентябре 2006 г. по отношению к декабрю 2006 г. уменьшилось на 5,3 процента, что формирует динамику постепенного снижения реального эффективного курса в среднем за период. Это содействует повышению ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внешних рынках.

Развитие ситуации в экономике и в денежно-кредитной сфере в 2006 г. показывает, что целевые ориентиры, предусмотренные в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год), в целом выполнены.

Наряду с показателями обменного курса в качестве ориентира денежно-кредитной политики используется показатель активной рублевой денежной массы (денежный агрегат M1 – наличные деньги в обороте и переводные вклады (депозиты) юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь).

Активная рублевая денежная масса за 2006 г.возросла на 1 трлн. рублей (или на 21 процент) в соответствии с ростом спроса экономики на деньги. Такое изменение величины данного агрегата связано, главным образом, с ростом переводных депозитов физических лиц на 335 млрд. рублей (на 35,7 процента), увеличением суммы наличных денег в обращении на 672,2 млрд. рублей (на 33,3 процента), что обусловлено ростом денежных доходов населения. За 2005 г. активная денежная масса увеличилась на 29,1 процента.

С учетом формирования реального спроса экономики на деньги на более высоком уровне увеличение активной рублевой денежной массы за 2006 год оценивается в пределах 32 – 40 процентов.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь