Демография

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:59, контрольная работа

Краткое описание

С другой стороны, закономерности в развитии народонаселения обусловлены экономическими и социальными факторами. Например вторая мировая война, корейская война, низкий уровень рождаемости в период Великой депрессии, его повышение после войны и последующее снижение в течение 60-х годов. Группа людей, родившихся в одно и то же время, проходит свой жизненный цикл как единое целое, на каждом шагу оказывая влияние на социальную структуру. Группы людей, родившихся приблизительно в одни и те же годы, называются когортами. "Дети войны", достигшие студенческого возраста в 60-е годы, составляют когорту.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 20 ВЕКА.doc

— 2.54 Мб (Скачать)

В этом докладе предлагается в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пере­смотреть структуру потребностей самого человека. В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пес­тель разработали доклад «Человечество у поворотного пункта». Если в предыдущих работах была показана иллю­зорность достигнутого уровня материального благополу­чия в наиболее развитых странах, то в этом сообщении указывалось на необходимость качественного роста в раз­витии человеческой цивилизации. Мир — не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференциро­ванное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его куль­тура есть единый организм, все элементы которого обла­дают особой качественной спецификой. Отсюда возникает и идея переноса акцента деятельности человека с количе­ственных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющи­ми факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.

Суть новой культуры вырастает из разрушения характер­ных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек пере­стает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схе­ма не просто ослабевает, возникает принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое раз­витие зависит уже от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности.

По мнению великого гуманиста  XX века А. Швейцера, гибель современной культуры происходит потому, что дело этического обновления поручено государству, в то время как  этика в качестве сердцевины культуры есть дело прежде всего индивида. Утверждая себя в качестве нравственных личностей, люди тем самым способствуют превращению социума из «естественного образования» в этическое. По его мнению, «страшная ошибка» предыдущих поколений заключалась в склонности идеализировать и преувеличивать духовное могущество социальных структур, государства. В данной сфере могут возникнуть лишь приземленная этика целесообразности и вульгарная мораль благоприятных обстоятельств. Идеалы целостности – власти, политических пристрастий и т.д. – лишь искажают и усугубляют кризис социума и культуры. А. Швейцер выдвигает против этой «иллюзорной этики» абсолютную этику  «благоговения перед жизнью». Этика личной ответственности, высокого самосознания, совершенствование культурных идеалов, предполагающая совершенствования человека как единственную и главную цель развития культуры – прежде всего через процесс «внутреннего совершенствования человека как достижения духовности».  

2.4. Проблемы отечественной культуры на исходе XX века.

Во второй половине 80-х годов в России второй раз за столетие произошла настоящая культурная революция. Созидательные ценности советского образа жизни и советской культуры были не просто поставлены под сомнение, но были отвергнуты как тоталитаристские, антигуманные и непрогрессивные. Главная причина обвала заключалась не столько в неготовности интеллигенции защищать лучшие традиции социали­стической культуры, сколько в отчуждении рядового человека от духовных идеалов эпохи Октября. Богатейший потенциал духов­ных ориентации социализма глубоко не проник в душу каждого гражданина, не охватил всех социальных слоев. Для значительной части общества культурные ценности социализма оставались за­крытой системой. В обществе сформировался антисозидатель-ный стереотип представлений о месте социалистической культуры и идеологии по принципу: вот храм, вот прихожанин, вот главная проблема: посещаемость храма.

Старт перестройки в области культуры дала политика управ­ляемой гласности, провозглашенная в 1987 г. Вскоре ее реализация показала, что расширение пределов гласности неизбежно должно привести к снятию всяческих барьеров для распространения ин­формации. Процесс постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правитель-ственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. Информационный взрыв поставил перед обществом много новых проблем. Как предотвратить отсту­пление от социалистических принципов и гарантировать при этом свободу волеизъявления? Как соблюсти границы государственной тайны и поставить пределы вмешательству информационных служб в личную жизнь граждан? Важнейшим рубежом в разверты­вании процесса гласности стало введение с 1 августа 1990 г. Закона о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Так гласность ввели в неуправляемое русло.

В обществе возникли и новые реалии культурной жизни. В ус­ловиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием ста­ло резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры – кинотеатр. Это определило пе­ренастройку общественного сознания на индивидуальный лад. Глубоко развившаяся социальная апатия сказалась на падении по­сещаемости и других традиционных зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных ду­ховно-нравственных ориентиров, все глубже впитывает чуждые об­разцы. Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепо­беждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательно­стью, всетерпимостыо, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков. Большую и серьезную проблему представля­ет стихийное массовое распространение в стране религиозных сек­тантских группировок, которые затягивают в свои сети подрас­тающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к по­треблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающей на процессе образования подрастающего поколения.

«Ледоход» гласности наряду со снятием ограничений со средств массовой информации и коммерциализацией творческой деятельности определялся еще отменой решений о лишении со­ветского гражданства целого ряда представителей культуры, поки­нувших страну в 70-е годы. Время со второй половины 1989 г. вполне может быть названо «солженицынским». В журналах и от­дельными тиражами были опубликованы все важнейшие сочине­ния писателя, его знаменитый «Архипелаг ГУЛАГ» и эпопея «Красное ко­лесо». Неоднозначно были восприняты литературной общественно­стью страны произведения В. Войновича, В. Аксенова, А Зиновьева, которые отличались резкой антисоветской направленностью и вместе с тем демонстрировали высокий профессионализм их соз­дателей.

Всплеск интереса к исторической тематике определялся дея­тельностью Комиссии Политбюро ЦК КПСС по изучению мате­риалов, связанных с репрессиями 30—50-х годов. В возобновив­шемся спустя 60 лет информационном ежемесячном журнале «Известия ЦК КПСС» впервые были опубликованы материалы по всем основным оппозициям сталинского времени, доклад Н.С. Хру­щева на XX съезде, стенограммы съездов и пленумов ЦК партии, прежде находившиеся под запретом.

Раскрепощение коснулось и сферы искусства. Талантливые деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь, стали выступать на прославленных сценах Европы и Аме­рики, получили возможность заключать долгосрочные договоры о найме за границей..

Формой сплочения работников культуры взамен распавшихся творческих союзов стали фестивали, конкурсы, выставки, органи­зуемые на деньги спонсоров и меценатов. В ограниченных мае; штабах участвует в расходах на культуру и государство. Средства выделялись, как правило, на организацию юбилейных торжеств общенационального масштаба: 50-летие победы в Великой Отече­ственной войне, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы. На государственные средства и народные пожертвования восста­навливается Храм Христа Спасителя в Москве, возводится мону­ментальная скульптура по случаю юбилейных торжеств: Обелиск Победа и многофигурная композиция «Трагедия народов» на Поклон­ной горе, 80-метровая скульптура Петра I в Москве (автор 3. Церетели). В более скромном и проникновенном ключе созданы памятник Сергию Радонежскому на его родине в селе Радонеж под Москвой, памятник маршалу Жукову на Манежной площади и памятник Николаю II (взорванный) в подмосковном селе Тайнин­ское (скульптор В. Клыков).

Кризис отечественной науки сегодня обусловлен двумя факто­рами. Прежде всего, это недостаток финансирования со стороны государства. Только в 1992—1997 гг. государственные расходы на науку сократились более чем в 20 раз. Вторая причина заключается в том, что государство не имеет стратегической программы разви­тия отечественной науки. В условиях рынка лишь немногие кол­лективы нашли покупателей на свою собственность.

Советская культура стартовала в дни Октябрьской революции 1917 г., заявив свой решительный протест против кумиров преж­ней эпохи. Однако, несмотря на резкое противополагание себя старому миру, молодая пролетарская культура непроизвольно впи­тывала в себя его лучшие традиции. Она взяла в свои руки эстафе­ту культурного наследия эпох, обогатив его новыми формами и содержанием. Советская культура создала свой неповторимый ар­сенал выразительных средств творческих достижений, научных от­крытий. Ее отличали высокая гражданственность, интерес к про­стому трудящемуся человеку, созидательный пафос. Она представ­лена име-нами деятелей мирового масштаба: М.Горький, В.Маяков­ский, А.Блок, Б. Пас-тернак, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Ойстрах, С. Рихтер, К. Станис-лавский. Велик вклад советских ученых в области ракетостроения, исследо-вания космоса, ядерной физики. Советский балет достойно принял эстафету прославленной рус­ской балетной школы. Советская общеобразовательная система давала серьезную подготовку молодежи по широкому спектру при­кладных и фундаментальных наук, введя в обиход производствен­ную прак-тику, помогавшую подрастающему поколению вхожде­нию в самостоятель-ную трудовую жизнь. Высоких достижений со­ветская культура добилась не в последнюю очередь благодаря крепкой идеологической спайке общества.

Любое социальное явление, в том числе и культура, никогда не бывает свободно от отрицательных проявлений. Проблему пред­ставляют не они, а способность власти и общественности находить между собой конструктивные пути согласия. Вот здесь-то для со­ветской, равно как и для русской действительности, лежит глав­ный камень преткновения. Как только назревает комплекс про­блем, требующих немедленного разрешения, так у нас включается почти автоматически механизм непримиримого противостояния интеллигенции и власти, в который рано или поздно втягивается весь народ, обрекая страну на новый трагический виток ее исто­рии. В наши дни мы как раз проходим эту обязательную часть своей исторической спирали.

3. Заключение.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить об актуальных проблемах мировой культуры. Их очень много и они есть в каждой стране, касаются каждого человека и окружающую его среду, включая природные ресурсы и космос. И для того чтобы решить эти проблемы, нужно, прежде всего, начинать с себя. Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих  духу XX века ценностей – социального, этического, эстетического, духовного и др.  должны охватить все слои общества, стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения. Глобальная культурная революция означает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, Арутюнов С.А. М. 1989.

2. Взаимодействие культур Востока и Запада, Е.П. Челышев. М., 1987.

3. История искусств. Русское и советское искусство. Ильина Т.В. М„ 1989.

4. Нобелевские лауреаты о будущем человечества // Курьер ЮНЕСКО. 1988

5. Восток - Запад: диалог философов. Вопросы философии. М.Т. Степанянц, 1989. № 12.

6. История мировой культуры, Г.В. Драч,  Р-на-Дону 2000.

7. Культурология, А.Н. Маркова, М.2001.

Культура XX века: противоречия и проблемы

Раздел: Рефераты по культурологии

Сохранить

0


МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Тема: “Культура ХХ века: противоречия и проблемы.”

Проверил: к. ф. н. доцент

Кошелев М. И.

Рязань 2002 г.

План

Введение 3


1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм, абстракционизм). 4


2. Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли. 16


3. Особенности культурного процесса в России в конце ХХ века. 24


Заключение 27


Литература 28

Введение

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества. Культурное воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, с потребностью формирования сознания и поведения отдельного человека, группы с позиций интересов конкретной исторической общности.

Культура обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.

Один из теоретиков культуры в нашей стране В.М. Межуев писал:
"Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д."[1]

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в
России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной
России. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Информация о работе Демография