Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:59, контрольная работа
С другой стороны, закономерности в развитии народонаселения обусловлены экономическими и социальными факторами. Например вторая мировая война, корейская война, низкий уровень рождаемости в период Великой депрессии, его повышение после войны и последующее снижение в течение 60-х годов. Группа людей, родившихся в одно и то же время, проходит свой жизненный цикл как единое целое, на каждом шагу оказывая влияние на социальную структуру. Группы людей, родившихся приблизительно в одни и те же годы, называются когортами. "Дети войны", достигшие студенческого возраста в 60-е годы, составляют когорту.
В этом докладе предлагается в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека. В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель разработали доклад «Человечество у поворотного пункта». Если в предыдущих работах была показана иллюзорность достигнутого уровня материального благополучия в наиболее развитых странах, то в этом сообщении указывалось на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир — не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его культура есть единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой. Отсюда возникает и идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.
Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности.
По мнению великого гуманиста XX века А. Швейцера, гибель современной культуры происходит потому, что дело этического обновления поручено государству, в то время как этика в качестве сердцевины культуры есть дело прежде всего индивида. Утверждая себя в качестве нравственных личностей, люди тем самым способствуют превращению социума из «естественного образования» в этическое. По его мнению, «страшная ошибка» предыдущих поколений заключалась в склонности идеализировать и преувеличивать духовное могущество социальных структур, государства. В данной сфере могут возникнуть лишь приземленная этика целесообразности и вульгарная мораль благоприятных обстоятельств. Идеалы целостности – власти, политических пристрастий и т.д. – лишь искажают и усугубляют кризис социума и культуры. А. Швейцер выдвигает против этой «иллюзорной этики» абсолютную этику «благоговения перед жизнью». Этика личной ответственности, высокого самосознания, совершенствование культурных идеалов, предполагающая совершенствования человека как единственную и главную цель развития культуры – прежде всего через процесс «внутреннего совершенствования человека как достижения духовности».
2.4. Проблемы отечественной культуры на исходе XX века.
Во второй половине 80-х годов в России второй раз за столетие произошла настоящая культурная революция. Созидательные ценности советского образа жизни и советской культуры были не просто поставлены под сомнение, но были отвергнуты как тоталитаристские, антигуманные и непрогрессивные. Главная причина обвала заключалась не столько в неготовности интеллигенции защищать лучшие традиции социалистической культуры, сколько в отчуждении рядового человека от духовных идеалов эпохи Октября. Богатейший потенциал духовных ориентации социализма глубоко не проник в душу каждого гражданина, не охватил всех социальных слоев. Для значительной части общества культурные ценности социализма оставались закрытой системой. В обществе сформировался антисозидатель-ный стереотип представлений о месте социалистической культуры и идеологии по принципу: вот храм, вот прихожанин, вот главная проблема: посещаемость храма.
Старт перестройки в области культуры дала политика управляемой гласности, провозглашенная в 1987 г. Вскоре ее реализация показала, что расширение пределов гласности неизбежно должно привести к снятию всяческих барьеров для распространения информации. Процесс постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правитель-ственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. Информационный взрыв поставил перед обществом много новых проблем. Как предотвратить отступление от социалистических принципов и гарантировать при этом свободу волеизъявления? Как соблюсти границы государственной тайны и поставить пределы вмешательству информационных служб в личную жизнь граждан? Важнейшим рубежом в развертывании процесса гласности стало введение с 1 августа 1990 г. Закона о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Так гласность ввели в неуправляемое русло.
В обществе возникли и новые реалии культурной жизни. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры – кинотеатр. Это определило перенастройку общественного сознания на индивидуальный лад. Глубоко развившаяся социальная апатия сказалась на падении посещаемости и других традиционных зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных духовно-нравственных ориентиров, все глубже впитывает чуждые образцы. Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепобеждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательностью, всетерпимостыо, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков. Большую и серьезную проблему представляет стихийное массовое распространение в стране религиозных сектантских группировок, которые затягивают в свои сети подрастающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к потреблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающей на процессе образования подрастающего поколения.
«Ледоход» гласности наряду со снятием ограничений со средств массовой информации и коммерциализацией творческой деятельности определялся еще отменой решений о лишении советского гражданства целого ряда представителей культуры, покинувших страну в 70-е годы. Время со второй половины 1989 г. вполне может быть названо «солженицынским». В журналах и отдельными тиражами были опубликованы все важнейшие сочинения писателя, его знаменитый «Архипелаг ГУЛАГ» и эпопея «Красное колесо». Неоднозначно были восприняты литературной общественностью страны произведения В. Войновича, В. Аксенова, А Зиновьева, которые отличались резкой антисоветской направленностью и вместе с тем демонстрировали высокий профессионализм их создателей.
Всплеск интереса к исторической тематике определялся деятельностью Комиссии Политбюро ЦК КПСС по изучению материалов, связанных с репрессиями 30—50-х годов. В возобновившемся спустя 60 лет информационном ежемесячном журнале «Известия ЦК КПСС» впервые были опубликованы материалы по всем основным оппозициям сталинского времени, доклад Н.С. Хрущева на XX съезде, стенограммы съездов и пленумов ЦК партии, прежде находившиеся под запретом.
Раскрепощение коснулось и сферы искусства. Талантливые деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь, стали выступать на прославленных сценах Европы и Америки, получили возможность заключать долгосрочные договоры о найме за границей..
Формой сплочения работников культуры взамен распавшихся творческих союзов стали фестивали, конкурсы, выставки, организуемые на деньги спонсоров и меценатов. В ограниченных мае; штабах участвует в расходах на культуру и государство. Средства выделялись, как правило, на организацию юбилейных торжеств общенационального масштаба: 50-летие победы в Великой Отечественной войне, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы. На государственные средства и народные пожертвования восстанавливается Храм Христа Спасителя в Москве, возводится монументальная скульптура по случаю юбилейных торжеств: Обелиск Победа и многофигурная композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе, 80-метровая скульптура Петра I в Москве (автор 3. Церетели). В более скромном и проникновенном ключе созданы памятник Сергию Радонежскому на его родине в селе Радонеж под Москвой, памятник маршалу Жукову на Манежной площади и памятник Николаю II (взорванный) в подмосковном селе Тайнинское (скульптор В. Клыков).
Кризис отечественной науки сегодня обусловлен двумя факторами. Прежде всего, это недостаток финансирования со стороны государства. Только в 1992—1997 гг. государственные расходы на науку сократились более чем в 20 раз. Вторая причина заключается в том, что государство не имеет стратегической программы развития отечественной науки. В условиях рынка лишь немногие коллективы нашли покупателей на свою собственность.
Советская культура стартовала в дни Октябрьской революции 1917 г., заявив свой решительный протест против кумиров прежней эпохи. Однако, несмотря на резкое противополагание себя старому миру, молодая пролетарская культура непроизвольно впитывала в себя его лучшие традиции. Она взяла в свои руки эстафету культурного наследия эпох, обогатив его новыми формами и содержанием. Советская культура создала свой неповторимый арсенал выразительных средств творческих достижений, научных открытий. Ее отличали высокая гражданственность, интерес к простому трудящемуся человеку, созидательный пафос. Она представлена име-нами деятелей мирового масштаба: М.Горький, В.Маяковский, А.Блок, Б. Пас-тернак, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Ойстрах, С. Рихтер, К. Станис-лавский. Велик вклад советских ученых в области ракетостроения, исследо-вания космоса, ядерной физики. Советский балет достойно принял эстафету прославленной русской балетной школы. Советская общеобразовательная система давала серьезную подготовку молодежи по широкому спектру прикладных и фундаментальных наук, введя в обиход производственную прак-тику, помогавшую подрастающему поколению вхождению в самостоятель-ную трудовую жизнь. Высоких достижений советская культура добилась не в последнюю очередь благодаря крепкой идеологической спайке общества.
Любое социальное явление, в том числе и культура, никогда не бывает свободно от отрицательных проявлений. Проблему представляют не они, а способность власти и общественности находить между собой конструктивные пути согласия. Вот здесь-то для советской, равно как и для русской действительности, лежит главный камень преткновения. Как только назревает комплекс проблем, требующих немедленного разрешения, так у нас включается почти автоматически механизм непримиримого противостояния интеллигенции и власти, в который рано или поздно втягивается весь народ, обрекая страну на новый трагический виток ее истории. В наши дни мы как раз проходим эту обязательную часть своей исторической спирали.
3. Заключение.
В заключении хотелось бы еще раз напомнить об актуальных проблемах мировой культуры. Их очень много и они есть в каждой стране, касаются каждого человека и окружающую его среду, включая природные ресурсы и космос. И для того чтобы решить эти проблемы, нужно, прежде всего, начинать с себя. Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих духу XX века ценностей – социального, этического, эстетического, духовного и др. должны охватить все слои общества, стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения. Глобальная культурная революция означает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, Арутюнов С.А. М. 1989.
2. Взаимодействие культур Востока и Запада, Е.П. Челышев. М., 1987.
3. История искусств. Русское и советское искусство. Ильина Т.В. М„ 1989.
4. Нобелевские лауреаты о будущем человечества // Курьер ЮНЕСКО. 1988
5. Восток - Запад: диалог философов. Вопросы философии. М.Т. Степанянц, 1989. № 12.
6. История мировой культуры, Г.В. Драч, Р-на-Дону 2000.
7. Культурология, А.Н. Маркова, М.2001.
Культура XX века: противоречия и проблемы
Раздел: Рефераты по культурологии
Сохранить | 0 |
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Тема: “Культура ХХ века: противоречия и проблемы.”
Проверил: к. ф. н. доцент
Кошелев М. И.
Рязань 2002 г.
План
Введение 3
1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм, абстракционизм). 4
2. Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли. 16
3. Особенности культурного процесса в России в конце ХХ века. 24
Заключение 27
Литература 28
Введение
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества. Культурное воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, с потребностью формирования сознания и поведения отдельного человека, группы с позиций интересов конкретной исторической общности.
Культура обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.
Один из теоретиков культуры в нашей стране В.М. Межуев писал:
"Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д."[1]
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в
России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной
России. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.