Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:46, курсовая работа
На рубеже веков Россия испытывает очередное потрясение, которое характеризуется стремительной убылью населения, особенно русского, материально-экономическим упадком, кризисом государственной власти.
Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день аборт, несомненно, в первую очередь это социальная проблема. Статистические данные свидетельствуют не только о низкой репродуктивной культуре, но и воспитании подрастающего поколения, которое получает разрозненные, а иной раз совершенно неприемлемые для современного общества представления о половой жизни, не обладая минимальными знаниями о семейной жизни. Эти неполные данные о прерывании беременности (в том числе и первой) в поздние сроки (не учитывая количество абортов по желанию до 12 недель) свидетельствуют о необходимости работы центров по планированию семьи, а не о контрацепции при половой жизни.
Введение………………………………………………………………..3
История проблемы искусственного аборта…………………...4
Аборт- кривое зеркало демографической политики………….8
Способы совершения и последствия абортов…………………15
Социологический аспект искусственных абортов……………18
Современное состояние проблемы в России………………….20
Заключение……………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………….25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра Транспортной логистики
Курсовая работа на тему «Искусственные аборты в России: демографические и социологические аспекты».
Проверила: доцент, к.г.н.,
Шиянская
К. Ф.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….25
На рубеже
веков Россия испытывает очередное
потрясение, которое характеризуется
стремительной убылью населения, особенно
русского, материально-экономическим
упадком, кризисом государственной
власти.
Актуальность проблемы
Аборт нарушает целый ряд неотъемлемых прав человека. Он нарушает право человека на жизнь, обуславливая право ребенка жить только желанием его матери.
Аборт нарушает право мужчины на отцовство, отец не рожденного ребенка не имеет никаких прав на своего ребенка, он не может дать или не давать своего согласия на аборт никто его об этом не спрашивает.
Предметом исследования данного курсового проекта являются искусственные аборты.
Объектом исследования - социальные и демографические проблемы, причины и пути решения проблемы искусственных абортов в России.
Задачами исследования являются анализ аборта как социальной и демографической проблемы, в том числе определение причины абортов, мотивации данного шага и отношение к проблеме абортов в обществе.
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии.
В
Древнем Риме, в особенности в
его поздний период, аборт не считался
чем-то позорным и широко практиковался.
Позднее, когда Римская империя
стала нуждаться в солдатах для
захвата чужих земель и увеличении
числа рабов, женщина и лица, способствующие
производству аборта, строго наказывались.
Окончательное осознание ценности эмбриона
самого по себе связано с возникновением
христианства. Уже в эпоху раннего христианства
аборт отождествляется с убийством человека.
Христианская концепция утверждала, что
истребление плода лишает его благодати
будущего крещения и, следовательно, является
тяжким грехом. Поэтому в средние века
аборт квалифицировался как тяжкое преступление,
аналогичное убийству родственника.
1
Преимущественный
интерес представляет эволюция отношения
врачей и общества к проблеме аборта
в течение двух последних столетий.
Так, основоположник отечественного акушерства
Н. М. Максимович-Амбодик еще в 1784 г. предвосхищая
концепцию медицинских показаний искусственному
прерыванию беременности, выступая за
то, чтобы в критических ситуациях на первое
место ставить спасение матери, а не плода.
В европейской медицине поворотным пунктом
в окончательном формировании данной
концепции стала дискуссия в Парижской
медицинской академии в 1852 г.: статистика
материнских смертности после кесарева
сечения стала главным аргументом в этическом
оправдании искусственного прерывания
беременности в таких случаях.
Хирургическая техника искусственного
аборта путем введения в полость матки
инструментов известна примерно с 1750 г.
Однако вначале по причине высокого риска
дипломированными врачами они делались
очень редко. Если этот метод и применялся
в те годы, то незаконно практикующими
врачевателями.
В дореволюционном законодательстве России
четко различались разрешенный законодательством
искусственный аборт, производимый врачом
с целью спасения жизни женщины и аборт,
производимый самой женщиной или каким-либо
посторонним лицом с преступной целью
прекращения беременности. Принадлежность
лица, производящего криминальный аборт,
к медицинской профессии (сюда относились
и повивальные бабки) считалось отягчающим
обстоятельством.
В профессиональной медицинской среде
моральные оценки искусственного аборта
отнюдь не совпадали целиком с юридической
квалификацией. Среди отечественных врачей
во второй половине XIX - начале XX в. имелись
альтернативные подходы к этой проблеме.
Первым государством , легализовавшим "аборт по просьбе" была Советская Россия. Один из создателей советской системы здравоохранения - З. П. Соловьев - назвал "историческим документом" совместное постановление Наркомздрава и Наркомюста от 18 ноября 1920 г., в котором в частности говорилось "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность"".
Эта
была мера, направленная в первую очередь
против криминальных абортов. Однако уже
в 1924г. органы здравоохранения создают
"абортные комиссии", которые выдавали
разрешение на бесплатный аборт, применяя
при этом классовый подход и соблюдая
такую очередность: безработные-одиночки;
работницы-одиночки, имеющие одного ребенка;
многодетные; занятые на производстве;
многодетные жены рабочих; все остальные
застрахованные; прочие гражданки. Для
многих женщин, не получивших "разрешение
на аборт", он стал платным. В 1926 г. были
введены и другие ограничения.
До 1930 г. в СССР еще публиковалась статистика
об абортах, которая свидетельствовала
о постоянном росте их числа. В обществе
все больше распространялся взгляд на
аборты как зло с демографической точки
зрения. Говоря об этом, нельзя не упомянуть
о значительной убыли населения России
в связи с гражданской войной, массовым
голодом, коллективизацией, репрессиями.
В 1936 г . ЦИК и СНК приняли Постановление,
запрещающее аборты. В повороте государственной
политики в отношении абортов на 180 градусов
наряду с демографическим фактором важную
роль сыграл также фактор идеологический.
Дело в том, что со временем эффективность
работы "абортных комиссий" стали
оценивать по числу выдаваемых ими "отказов".
Факт разрешения на аборт как бы противоречил
утверждениям официальной пропаганды
о постоянном росте благосостояния трудящихся.
Этим же можно объяснить и засекречивание
в начале 30-х годов статистики об абортах.
А в 1939 г. сбор статистических данных об
искусственных абортах был полностью
прекращен. 2
Рост
числа криминальных абортов в
послевоенные годы заставил советское
государство опять изменить политику
в отношении абортов - в 1955 г. Президиум
Верховного Совета СССР принял Указ "Об
отмене запрещения абортов". Этим юридическим
актом были легализованы "аборты
по просьбе", которые имели право
производить только лица со специальным
медицинским образованием, только при
сроке беременности до 12 недель и
только в больничных условиях. При
несоблюдении хотя бы одного из этих условий
аборт считался криминальным, за что
установилось наказание - до 8 лет исправительных
работ. К сожалению, в последующие
десятилетия альтернативные аборту
способы и методы контроля над
рождаемостью не получили в нашей
стране широкого развития. До конца 60-х
годов число искусственных
На протяжении последних десятилетий законодательство об аборте становилось все более либеральным. Реальные же усилия органов здравоохранения, врачей, общественности, направленные на ограничение этой медицинской практики были гораздо скромнее. В годы, когда не только в развитых странах, но и развивающихся - создавались современные системы планирования семьи, одна из инструкций союзного Минздрава (1975 г) лишь призывала врачей-гинекологов убеждать женщин, уже принявших решение об аборте, не делать этого и сохранить беременность. Только в последнее десятилетие в нашей стране делаются первые шаги по созданию современной системы планирования семьи. Одновременно возникли общественные движения против абортов - ассоциации "Жизнь", "Право на жизнь", "Pro life", "Vita" и др.
Принято считать, что высокий уровень рождаемости, существовавший в России до первой мировой войны, свидетельствовал о том, что сознательное регулирование рождаемости не имело широкого распространения среди населения.
Искусственный аборт в России, как и в других государствах, был законодательно запрещен и считался тяжким преступлением. Церковь считала предотвращение рождения грехом.
В городах, где проживала меньшая часть населения страны, и среди наиболее образованных слоев населения к концу ХIХ века практика ограничения рождаемости была более известна, чем в деревне. Число "искусственных выкидышей" (как называли в то время аборт) здесь в начале века быстро росло. Достоверных данных о числе абортов в то время, конечно, не существует, поскольку искусственные аборты тщательно скрывались. 3
Закон, однако, плохо соблюдался в этой сфере, и число осужденных за аборт было небольшим (см. таблицу 1) (по некоторым данным, менее 1% женщин, сделавших аборт, предстали перед судом, причем в 75% случаев они были оправданы). Тогда как второй показатель - доля женщин, перенесших аборт, среди пациенток больниц быстро возрастала и достигла в Москве и Санкт-Петербурге к 1910 году 10-33 процентов. Причины выкидышей в большинстве случаев были неизвестны, но, вероятно, значительная часть выкидышей были искусственными. При этом надо учитывать, что в статистику попадали только те "неудавшиеся" аборты, которые требовали дальнейшей медицинской помощи, и не попадали аборты в частных лечебницах и прошедшие без медицинской помощи.
Таблица 1. Число осужденных за аборт в России
|
С течением времени проблема распространения абортов стала все больше привлекать внимание общественности, особенно медицинской. Врачи прежде всех сталкивались с последствиями роста аборта и понимали, что надо что-то срочно делать.
Озабоченность в связи с распространением практики прерывания беременности и ее тяжелыми последствиями для здоровья женщин и детей высказывалась в России на научных конференциях и съездах. Читать материалы этих конференций было очень интересно, иногда складывается впечатление, что речь идет о сегодняшнем дне, а не о событиях 100-летней давности. Те же слова о высоком уровне абортов, о "вырождении нации", о падении нравственности.
В ноябре 1920 года Россия впервые в мире приняла решение о легализации искусственного прерывания беременности. Закон, принятый в 1920 году, был логическим завершением дискуссии, начатой в дореволюционной России.
Это был определенный шаг на пути модернизации общества, но шаг плохо продуманный. Возможно, это решение опередило время. Новая большевистская власть "верила", что в результате "укрепления социалистического строя", повышения уровня жизни, агитации против абортов, охраны материнства и младенчества явление постепенно исчезнет. Поэтому развитию контрацепции не придавалось должного внимания. Такой взгляд (о прямой связи между уровнем жизни и рождаемостью и о повышении благосостояния как пути борьбы с абортами) еще долгое время определял политику в этой области.
Здравомыслящие специалисты высказывались за развитие и пропаганду противозачаточных средств, но, по-видимому, их голос звучал слабо.
С 1924 года начался сбор статистических данных об абортах. И, соответственно, научный анализ ситуации. В 1927 году в ЦСУ СССР вышло два сборника "Аборты в 1925 году" и "Аборты в 1926 году". Появилась информация не только о числе абортов, но и о социально-демографических характеристиках женщин, поступающих на аборт. Ожидалось, что это даст возможность изучать причины роста абортов и вырабатывать меры борьбы с ними. Период активного изучения и обсуждения этой проблемы продлился, однако, недолго. Эти сборники стали последней публикацией данных об искусственных абортах вплоть до 1980-х годов.