Демография

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:59, контрольная работа

Краткое описание

С другой стороны, закономерности в развитии народонаселения обусловлены экономическими и социальными факторами. Например вторая мировая война, корейская война, низкий уровень рождаемости в период Великой депрессии, его повышение после войны и последующее снижение в течение 60-х годов. Группа людей, родившихся в одно и то же время, проходит свой жизненный цикл как единое целое, на каждом шагу оказывая влияние на социальную структуру. Группы людей, родившихся приблизительно в одни и те же годы, называются когортами. "Дети войны", достигшие студенческого возраста в 60-е годы, составляют когорту.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 20 ВЕКА.doc

— 2.54 Мб (Скачать)

Необходимо обратить внимание на тот факт, что археологические открытия и возможность путешествовать по всему земному шару делают диалог культур Востока и Запада интригующим художественным и мировоззренческим приключением. Увлекательность неожиданно расширившейся панорамы культур народов мира усиливается благодаря громадному числу публикаций, посвященных искусству Востока, секретам золота инков, расшифровке символов негритянских масок, истолкованию таинственной улыбки Будды. В этом великом диалоге культур европейцы начинают лучше понимать духовный мир и систему ценностей восточных народов. Обогащенные чтением многих книг золотой «керамовской» серии, подружившиеся с описанием путешествий Дж. Фрэзера и К. Леви-Строса, мы не можем не согласиться с мнением выдающегося английского исследователя XIX в. Дж. Рескина: «Темные камни, которые на протяжении многих веков были гробницами для мыслей разных народов, и забытые руины, в которых похоронена их вера, неожиданно оживают: в глубинах молчаливых древнеегипетских пирамид, среди мрака золотистых огней византийских храмов, в тени холодных и переплетенных надгробий северных монастырей передвигаются шеренги душ, томясь от скуки и всматриваясь в нас приветливыми очами, полными понимания, симпатией и вытягивая в нашем направлении свои белые плечи над гробами в торжественном жесте вечного братства». Этот отрывок говорит о том, что диалог вполне возможен, что он по сути своей является конструктивным диалогом.

Диалог культур Востока и Запада необходим не только ради понимания другого, но и более глубокого осознания самого себя. Он не может, не должен иметь конца. Это - постоянный процесс, который позволит человечеству избежать «самоубийства», сохранив жизнь в ее многообразии. Диалог культур Востока и Запада позволит каждому человеку «вкусить» то духовное богатство, которое создано на протяжении многих тысячелетий восточными и западными народами. А это позволит не только решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, но и раскрыть творческий потенциал индивида, найти ему смысл своего бытия.

2.2. Глобальные проблемы современности

Техногенная цивилизация претендовала на создание универсальной, общечеловеческой культуры, к которой должны прийти «все страны и все народы». Однако в дей­ствительности универсализация культуры привела к гло­бализации проблем, порожденных современной западной цивилизацией. Что же это за проблемы?

В культуре XX века развилось противоречие, проявивше­еся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской, В основе сциентизма (от лат. scientia — «знание, наука») лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсо­лютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, — экономи­ческие, политические, моральные и т. д. Сциентисты ут­верждают: науке все подвластно. Действительно, как уже говорилось ранее, совре­менная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире — наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Поэтому антисциентизм появился как реак­ция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что Она вызвала всевозможные кризисы: экономи­ческий, экологический, национальный.

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-техничес­кой культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении меж­ду человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуа­тации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом - больше.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представле­ние о том, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретичес-кое движение после­дних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намеча­ет границы существующего типа экономического разви­тия. Речь идет о необходимости новых отношений с при­родой и между людьми.. Известный философ Ю. Бохеньский, рассматривая современную духовную ситуацию, считает, что современные ответы на конкретные мировоззренчес­кие вопросы выглядят весьма пессимистически. К примеру, астрономия показала, что Земля не является центром Солнечной системы, так и Солнечная система только часть нашей галактики, незначительный фрагмент Космоса в целом, ибо за пределами Млечного Пути суще­ствуют миллиарды и миллиарды подобных галактик, расстояние между которыми измеряется миллионами пар­секов. Для антропоцентризма прошлых веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, это открытие катастрофично. Мало того, повергается в прах миф и об уникальных качествах человека, уникальности существо­вания жизни во Вселенной. Отсюда следует, что человека нельзя рассматривать как средоточие вселенских сил. Мы, человечество, лишь пылинка на окраине бытия. Новая ду­ховная ситуация, считает Ю. Бохеньский, запрещает мыс­лить антропоцентрически. Современная культура строит­ся уже на иных основаниях.

С другой стороны, радикальным образом разрушается представление о необратимости и нарастании обществен­ного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогрес­са поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного зна­ния, точные науки уже не считаются главными. Отсюда и посетившее человечество чувство бессилия перед вызван­ными им неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысход­ный характер.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба земной цивилизации. Эти пробле­мы названы глобальными (от лат. globus — земной шар). Первоначально глобальный социокультурный кризис, т. е. кризис в масштабах всей планеты, осознавался в отрица­тельной форме: как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры. То, что судьбы человека и челове­чества составляют единое целое, показала уже первая ми­ровая война. Люди осознали, что для мировой войны не существует границ государства, здесь тыл и фронт объе­динены в единое целое. Недаром одно из ярких философ­ских учений XX в. о ноосфере возникло именно в это вре­меня. Ноосфера есть целостное планетарное явление, и мысль об этом пришла В. И. Вернадскому в период ми­ровой катастрофы и катаклизмов: «Первая мировая вой­на 1914—1918 гг. лично в моей научной работе отразилась самым решающим образом. Она изменила в корне мое геологическое миропонима-ние»[1]. Не случайно выдающийся русский мыслитель именно «в атмосфере этой войны» пришел к идее о вхождении в ноосферу как завершающем состоянии эволюции биосферы, где чело­век представлен как крупнейшая геологическая сила, из­меняющая лик Земли.

Социокультурный кризис нашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глубину дилем­мы: человек должен полагаться на стихийный эволюцион­ный процесс развития общества, или же мир, в котором мы существуем, нуждается в коренных целенаправленных изменениях. Следует выделить несколько типологических черт современного глобального социокультурного кризиса. Первые два вида кризисов носили «алармистский» (от alarme — «тревога») характер. Суть проблемы здесь заклю­чалась в том, что современные тенденции мирового разви­тия, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофи-ческим последствиям. Конечно, об­щее представление об ограниченности Земли как месте производственной деятельности человека носит достаточ­но абстрактный характер. Сейчас этот тип кризиса осоз­нается более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание по регионам», «экономи­ческих границ».

Другой кризис алармистского характера связан с возникновением опасных тенденций в использовании различ­ного рода ресурсов. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологичес­кую сферу. В результате, чем больше осваивается ресурсов, тем больше опасность. Речь здесь идет об уничтожении ле­сов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьше­нии озонового слоя.

Эти кризисы являются актуальными и сейчас, посколь­ку не снята проблема экономического роста на основе тотальной индустриализации. Проблема голода, питьевой воды, неграмотности, отставания развивающихся стран с необходимостью ведет к продолжению экономического роста, невозможного без увеличения потребления энергии и ресурсов. Поэтому алармистский кризис в ближайшей перспективе будет расширяться и углубляться.

Другие виды глобальных кризисов связаны с внутрен­ним развитием самого общества. Во-первых, цена научно-технического прогресса оказывается слишком большой. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (типа чернобыльской). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воз­действия природных стихийных сил и социальных катак­лизмов (войн и революций). В результате с точки зрения общества затраты на научно-технический прогресс вели­ки, а отдача его мала.

К кризисам внутриобщественного характера относит­ся и проблема несправедливого распределения отрица­тельных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения и страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую на­грузку на экологию. Процветающие слои населения созда­ют себе условия жизни, отгораживаю-щие их от экологичес­ких неприятностей. Таким образом, они перекладывают экологический риск на другие социальные группы. Все это ведет к дестабилизации социального организма.

Основатель Римского клуба Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространя­ются по всей планете, невзирая на конкретные социаль­но-политические условия: «Из всего этого следует заклю­чение, что наша так любящая расти система сама же обрекла себя на путь, лишающий ее этой возможности. Вывод напрашивается сам собой, что абсолютно нереалис­тично ставить в этом культурном и функциональном беспорядке какие бы то ни было новые амбициозные цели глобального роста. Человечество оказалось в порочном кру­гу»[2].

В чем же причины возникновения глобальных проблем?

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономи­ческими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что инди­видуализировало и определенным образом разделяло лю­дей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердя­ев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возрос­шей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние 100 лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в 50 раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долл., в бли­жайшие полстолетия может увеличиться еще в 5—10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас со­поставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество пол­ностью перестроит нашу планет)? и станет в дальнейшем силой, преобразующей Космос. Сейчас же человек, обла­дая мощью планетарного масштаба, похож на ученика ча­родея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Потому, в-третьих, одной из причин возникновения гло­бальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозави­симость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным систе­мам события и открытия в мире воспринимаются и рас­пространяются мгновенно. Между тем люди, потребляю­щие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем. С точ­ки зрения достигнутого ими уровня развития они обита­ют в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Кана­верал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и вы­ступает против распространения ядерного оружия.

Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Может ли человек решить стоящие перед ним глобаль­ные проблемы? Некоторые специалисты предрекают ги­бель человечеству уже в ближайшие 30—50 лет, однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза человечеству последних десятиле­тий — угроза термоядерной войны между сверхдержавами — в значительной мере ослабела и не является главен­ствующей в списке глобальных проблем. Это связано во многом с теми изменениями, которые происходят в Рос­сии.

Из исторического опыта развития общества и культу­ры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем наде­яться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными пробле­мами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, воз­никшие в ходе исторического процесса.

2.3. Пути и возможности развития современной культуры.

В 60—70-е гг. возникло множество цен­тров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала распространяться футурология. В самом широком смысле — это совокупность человеческих знаний, представ­лений о будущем человеческого рода. Наибольшую извес­тность в футурологических исследованиях получил Римс­кий клуб, основанный в 1968 г. и объединивший ученых 30 стран мира. Основная проблематика исследований Рим­ского клуба как наиболее авторитетного международного органа, изучающего будущее, — это глобальное моделирование. Причем последнее учитывает взаимосвя­зи различных аспектов человеческой жизни: социальный, политический, нравственный, культурный, экономичес­кий. Исследования Римского клуба велись в двух направ­лениях. Это и изучение пределов и направленности эко­номического роста, и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. был составлен известный доклад Дж. Форрестера и Д. Мэдоуза под названием «Пределы роста», авторы которого поставили цель принять немедленные меры по эконо­мической и экологической стабилизации и достичь «гло­бального равновесия».

Информация о работе Демография