Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:09, курсовая работа
Цена - важнейшая экономическая категория, получившая новое содержание в условиях рыночной экономики. Она призвана обеспечивать интересы государства, решение социальных проблем и укреплять финансовую систему страны.
Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены:
-минимальный уровень, определяемый затратами;
-максимальный уровень, сформированный спросом;
-оптимально возможный уровень цены.
Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал.
При применении этого метода рентабельность продукции рассчитывается по следующей формуле:
Метод установления цены на уровне текущих цен сосредоточивает в себе, как принято считать, коллективную мудрость отрасли. Он применим на рынках чистой и олигополической конкуренции. Предприятия – изготовители продукции исходят в этих случаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или так воспринимается покупателями, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены.
На рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынки неоднородных товаров представляют большую гибкость в реакции на ценовую политику конкурентов). В любом случае предприниматель при выборе ценовой стратегии должен ответить на определенные вопросы.
4.Виды цен
В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:
· оптовые цены на продукцию промышленности;
· цены на строительную продукцию;
· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
· тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· розничные цены;
· тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые на селению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в по рядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
· оптовая цена предприятия (отпускная цена);
Оптовая цена:
( ) посреднические
отп
j
опт
j Ц = Ц + S + П
Естественно, начисляется НДС.
Оптовая цена предприятия (отпускная
цена) – цена изготовителя продукции,
по которой предприятие реализует
произведенную продукцию
Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
· предприятие – оптовая торговля;
· оптовая торговля – розничная торговля;
· розничная торговля – потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
· оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
· оптовая цена промышленности;
Отпускная цена:
( )( ) НДС акцизы
произв
j
отп
j Ц = Ц × 1+ C 1+ С
Отпускная цена = цена производителя + НДС (его
считают только от цены производителя) + акцизный
налог (он считается уже от отпускной цены).
Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства
1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строитель ство каждого объекта;
2) прейскурантная цена
– усредненная сметная
3) договорная цена, устанавливаемая
по договоренности между
Закупочные цены – это
цены (оптовые), по которым реализуется
сельскохозяйственная продукция
Тарифы грузового и
пассажирского транспорта – плата
за перемещение грузов и пассажиров,
взимаемая транспортными
Особенностью формирования
издержек в этой отрасли является
то, что затраты грузового
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в про центах к ценам приобретения товаров(с НДС).
Розничная цена – цена для конечного потребителя:
( )торговца
опт
j
розн
j Ц = Ц + S + П Конечно, + НДС
Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС. При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:
1. Свободные цены –
свободно складываются на
2. Регулируемые цены –
складываются под влиянием
3. Фиксированные цены
– прямо устанавливаются
В зависимости от территории действия различают:
1.Единые или поясные цены(газ, топливо и т.д.);
2.Региональные цены.
По времени действия цены подразделяют на:
1.Твердые(постоянные),которые не меняются в течении всего срока действия контракта;
2.Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта;
3.Сезонные, действующие в пределах определенного периода;
4.Скользящие, установленные
на изделия с длительным
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
• цену «франко-склад поставщика»;
• цену «франко-станция отправления»;
• цену «франко-склад потребителя» и др.
Отдельно выделяют цены, используемые в статистике:
1.Текущие;
2.Средние;
3.Сопостовляемые;
4.Неизменные. и д.р.
Статистические цены являются
обобщенными, агрегированными. Они
позволяют анализировать и
Таблица цен
№
Наименование продукта
Ед. измерения
Цена за ед.продукции(руб.)
1
картофель
кг
12-50
2
морковь
кг
23-00
3
сыр
кг
190-00
4
молоко сгущеное
банка
30-50
5
колбаса «докторская»
кг
158-50
6
конфеты «ласточка»
кг
85-00
7
печенье «курабье»
кг
60-00
8
водка «пшеничная»
0,5
80-00
9
пиво «ячменный колос»
2,5 л
95-00
10
сухарики «три корочки»
пачка
13-00
11
вода минеральная «меркурий»
1,5 л
17-00
12
лимонад «макс»
2,0
22-00
5.Пути совершенствования механизма ценообразования на предприятии
Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находиться товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста - несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Важным для предприятия является учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство). Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.
Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная - издержками производства. Но значительное влияние на цену товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.
В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.
Совершенствование ценообразования
направлено на создание системы цен
и условий, обеспечивающих реализацию,
стимулирующих эффективное
Важнейшими направлениями
совершенствования
К числу основных направлений
совершенствования
-повышение экономической
обоснованности цен на
Одной из самых актуальных и наиболее сложных для решения проблем является преодоление затратного метода ценообразования.
О необходимости отказа от затратного метода ценообразования говорилось и раньше, но реальных результатов не было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы затратного метода ценообразования и учетом характерных особенностей развития предприятия.
Сложилось устойчивое мнение,
что затратный метод